Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:49, реферат
Целью нашей работы является раскрытие особенностей развития русской социологической мысли
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по теме исследования;
2) Рассмотреть периодизацию развития российской социологии и основные социологические школы каждого периода;
Введение 3
1. Основные школы в русской социологии XIX века 4
1.1. Позитивизм М.М. Ковалевского 4
1.2.Общая характеристика натуралистических теорий 5
1.3. Географический детерминизм 5
2. Субъективная школа в социологии и ее критики 7
2.1. «Теория исторического процесса» в социологии 7
2.2. Психологизм в социологии 7
2.3. Этико-социологическая школа в русской социологии 8
2.4. Марксистская социология 9
Заключение 11
Список использованной литературы. 12
Русская социологическая мысль: периодизация, основные направления и их представители
Содержание
Введение
1. Основные школы в русской социологии XIX века
1.1. Позитивизм М.М. Ковалевского
1.2.Общая характеристика натуралистических теорий
1.3. Географический детерминизм
2. Субъективная школа в социологии и ее критики
2.1. «Теория исторического процесса» в социологии
2.2. Психологизм в социологии
2.3. Этико-социологическая школа в русской социологии
2.4. Марксистская социология
Заключение
Список использованной литературы.
Актуальность проблемы. Впервые понятие социологии (от латин. Societas — общество и греч. — Logos — наука об обществе) введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма О. Контом, с течением времени ее предмет непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Ныне социология понимается как наука об обществе, социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях.
В развитии социологической мысли в России выделяют три основных этапа; с середины XIX века до 1918 года XX века; с начала 20-х годов до конца 50-х годов; и с начала 60-х до наших дней. Однако ввиду особенностей исторического пути России, особенный интерес представляет собой период XIX-начала ХХ века, чем определяются особенности рассмотрения нашей темы. Широкий интерес к социальной проблематике стал характерен для русского образованного общества в связи с реформами Александра II, в этот период происходит знакомство русской интеллигенции с творчеством О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля, заложивших основы социологической науки.
Формирование социологии как науки происходило сразу в нескольких направлениях, многие из которых так или иначе оказали свое влияние и на последующее развитие не только российской, но и мировой социологии. Соответственно, целью нашей работы является раскрытие особенностей развития русской социологической мысли
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) Проанализировать литературные источники по теме исследования;
2) Рассмотреть периодизацию развития российской социологии и основные социологические школы каждого периода;
3) Охарактеризовать значение субъективной школы и противостоящих ей течений в социологии.
Радикальная российская философская мысль имела предшественников в XVIII, находившихся под влиянием социальной философии Монтескьё. Социальный контекст воззрений И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, послуживший прообразом развившихся позже социальных наук. Но кроме того, и бурное развитие социальных отношений в послереформенной России заставляли анализировать складывающиеся отношения в социуме [8, с. 145]. В этот период начались поиски неизвестных ранее подходов в социальной сфере.
Обычно господствовавшее в период 1860-70 гг. направление русской мысли называют позитивистическим, хотя в нем были перемешаны идеи позитивизма, эмпиризма, реализма, утилитаризма различных оттенков, материализма. Если основу этих направлений можно назвать позитивизмом, то только в том смысле, что все они сходятся в отрицательном отношении к метафизике.
Одним из самых ярких представителей классического позитивизма был М.М. Ковалевский. Его работы оказали большое влияние на современников. Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить обычное и особенное в социальных явлениях, осуществить познание разных исторических ступеней развития одного и того же явления. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через длительное изучение фактов и явлений общественной эволюции можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни [1, с. 48].
Все направления натуралистической социологии являются различными разветвлениями той позитивистской социологии, основные начала которой впервые систематизировал О. Конт. Общее для всех них в том, что все они, выросшие из натуралистических установок позитивизма, рассматривали социальные явления как факты и строили исследования по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Натурализм же в социологии практически не что иное, как эмпирическое восприятие происходящих в обществе процессов (в том числе, на основе моделирования социальной реальности и значимых ситуаций ее развития) [1, с. 49].
На основе натуралистических теорий возникло и такое направление, как органицизм, заимствовавший целый ряд концептуальных методов и понятий из естественных наук (например: количество, величина, измеримость, динамика процессов и т.п.). В целом, органицистская концепция социологической мысли предполагала подобие структуры общества структуре живого организма. А соответственно, предполагалось, что общество развивается по объективным естественнонаучным законам, на основе строгих причинно-следственных связей, которые, будучи однажды изученными, могут в дальнейшем программироваться и предсказываться. Труды основоположника этой теории, П.Ф. Лилиенфельда были опубликованы на русском языке раньше “Принципов социологии” Г. Спенсера. Такая теория особенно привлекала русских обществоведов (Н.И. Ножин, А.И. Стронин), поскольку для отечественной ментальности вообще был нехарактерен интерес к отвлечённым метафизическим теориям [4, с. 180].
Косвенную критику органицистской школы в области социологии представляет географическая школа, последователем которой был И.И.Мечников. Эта школа признаёт главнейшим фактором социологических изменений физическую среду, которая определяет выбор тех или иных занятий и образа жизни. Плотность населения также обусловлена средой; от неё же зависят лёгкость или трудность обменов, их степень постоянство и сам способ производства и транспортировки транспортировки [4, с. 56]. С позиции географического детерминизма, природа также влияет на направление научной мысли и технических изобретений: она вызывает в одних местах необходимость регулировать течения рек и порядок орошения полей, в других – содействовать безопасности морского обмена сооружением портов и гаваней, в-третьих, – проведению воды из горных ручьёв к постройке дорог или мостов, и т.п. Наличие периодического чередования сезонных явлений побуждает население следить за периодическими изменениями в фазисах луны или длины дня и ночи и ведет, таким образом, к возникновению первых календарей. С другой стороны, необходимость поиска пути через пустыню заставляет кочевников искать его по звёздам и таким образом приковывает внимание человека к явлением космическим [1, с. 50].
Среда влияет, если не прямо, то косвенно, и на порядок политического устройства, содействуя или препятствуя сохранению местной автономии, делая возможным только слабую связь между сохранившими свою независимость городскими и сельскими округами или, наоборот, объединяя всех под властью общего повелителя [9, с. 86].
Таковы ключевые моменты школы географического детерминизма в русской социологии.
Приверженцами теории исторического процесса в рамках субъективной школы в социологии были П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Лавров в своих “Исторических письмах” неоднократно говорит об исторических силах, возникающих независимо от личной энергии и убеждений индивида, и часто ставят препятствия начинаниям личностей, отклоняя волны истории в другую сторону. Тем не менее, по его мнению, общество есть только абстракт, а единственной реальностью оказывается личность. Основной государства Лавров считал договор и притом фиктивный, так как ему принуждены повиноваться лица, в нём не участвовавшие. Точно так же и Михайловский настаивает на том, что общество есть только идеальное целое, оно не живёт, не умирает, не страдает, не наслаждается, а потому за центр исследования должна быть взята личность, которой всё это свойственно [7, с. 56].
Исходя из этих положений, оба автора строят свой идеал исторического развития. Для Лаврова он заключается в ослаблении государственного принуждения, а для Михайловского в переходе от режима разделения труда, уничтожающего разносторонность личности, к режиму простого сотрудничества.
Развитием психологии и влиянием её на развитие социологии было порождено психологическое направление социологической мысли, стремившееся понять общественную жизнь в первую очередь с точки зрения взаимодействия членов общества, участников различных форм общения. В России наиболее выдающимся представителем этого направления был Н.К. Михайловский. Основой социальной психологии он считал изучение индивидуальной психологии, сводя всё к схеме: индивидуальная психология - коллективная психология - общество. Таким образом, считал он, "из личностей составляется общество, а не из общества выходят личности, как стали думать в последнее время" [7, c. 62]. Основную причину общественных явлений он видел не в объективных условиях, а в субъективных желаниях индивида, являющихся критериями полезности, приятности и желательности. Другими словами, нравственным, желательным, приятным, обязательным может быть и то, что ложно - и наоборот, истина может быть нежелательна и безнравственна.
Михайловский также считал разум психическим фактором прогресса, и придавал большое значение эмоциям как основе общественного порядка и убеждений людей, в зависимости от обстоятельств их жизни.
Этот принцип повлёк за собой серьёзную научную полемику в социологических кругах, так как категория должного, по мнению многих исследователей (Южаков С.Н. и другие), характеризующая общественные цели, уходит на второй план [5, с. 148].
Термин «субъективный метод» в социологии ведёт своё начало ещё от О.Конта, и приверженцы этого направления в социологии в России XIX века настаивали на связи, в которой социология стоит с вопросами практической политики и, особенно с этикой, дающей принципиальные директивы для всякой политики. Но у такого толкования находились и критики. Так, С.Н. Южаков возражал против термина “субъективная школа” (заменив его термином “этико-социологическая школа”), но вполне разделял мысль о правомерности привнесения в социологию некоторого этического момента, так как при изучении общественного развития центром тяжести всё-таки является личность. Нравственная доктрина, по мнению Южакова, есть учение об отношении личности к обществу и, как таковое, входит в состав социологии. Ошибка субъективистов, как считал он, заключалась в том, что они теоремы социологии приняли за теоремы логики и доктрину, долженствующую влиять на содержание науки, объявили методологическим критерием [1, c. 54].
Н.И. Кареев, в целом разделяя этические взгляды С.Н. Южакова, подчеркивал, что личность является единственной реальностью. Но несмотря на это, он выступал противником свободы воли и принципиального разделения наук «о природе» и «о духе», и считал возможным существование субъективизма, но не возводя его в ранг отдельной науки [3, с. 35].
Также можно отметить взгляды П.Н. Милюкова, который был противником экономического материализма как монистической теории и, тем не менее, в объяснении исторических процессов он на первую роль выдвигал экономическую сторону. Он выступал противником субъективного метода и внесения этического момента в социологические построения, считая, что за этическими аргументами субъективной школы скрывается старая метафизика [7, с. 80].
Довольно раннюю и также весьма глубокую и оригинальную разработку получила в России марксистская социология. Заметной фигурой ее первого периода был Г.В. Плеханов, представлявший в тот период ортодоксальный марксизм. Являясь противником субъективизма, он утверждал, что исторический процесс в целом объективен, а потому ценен не отдельный индивид («герой-революционер», "критически мыслящая личность", как это предполагала субъективная социология народничества), а объективная общность людей в целом, которая движет исторический прогресс в обществе”. Исходя из этого, и свобода является познанной необходимостью, поскольку представляет собой осознание объективных закономерностей общественного развития [2, с. 118].
В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Перечислим наиболее важные принципы их учения об обществе.
1) Признание закономерности общественного развития означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.
2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. Определяющим же, по мнению марксистов, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений.
3) Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях (способах производства) как основных структурах общественной жизни. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.