Проблема матной лексики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:27, статья

Краткое описание

У многих россиян матерщина стала неотъемлемой составляющей речи и даже образа жизни, некоторые даже не представляют, как иначе можно выразить свои мысли и эмоции. Уже ни литераторы, ни журналисты, ни политики ею не брезгуют, словари издаются, не только в армии, но и в школах на мате разговаривают. Все мы с детства знаем, что матерщина - это плохо. Но почему именно плохо? Где корни мата? Почему он так популярен? Давайте попробуем разобраться.

Содержимое работы - 1 файл

История мата.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

НАМ МАТ "И СТРОИТЬ, И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ"?

У многих россиян матерщина  стала неотъемлемой составляющей речи и даже образа жизни, некоторые даже не представляют, как иначе можно выразить свои мысли и эмоции. Уже ни литераторы, ни журналисты, ни политики ею не брезгуют, словари издаются, не только в армии, но и в школах на мате разговаривают. Все мы с детства знаем, что матерщина - это плохо. Но почему именно плохо? Где корни мата? Почему он так популярен? Давайте попробуем разобраться.

ПРОГРАМА САМОЛИКВИДАЦИИ

Мудрость народная гласит: словом можно погубить, словом можно исцелить.  О том, что матерная брань является одной из главных причин рождения неполноценных детей, исследователи заявляли и раньше, но сейчас тот факт, что мутации, вызываемые матом, ведут к вырождению, Академией Наук признан уже официально. Важное открытие, объясняющее этот феномен, было совершено в генетике в 2004 году доктором биологических наук Павлом Горяевым (оно описано в его книге "Волновой генетический код"): учёный доказал, что ДНК является своего рода аудио-видеозаписью, где текст и изображение свёрнуты, она построена по законам человеческой речи (можно сказать, сотворена Словом). Хотим мы этого или нет, ДНК чутко реагирует на любой текст, так как сама является текстом, и может корректироваться в зависимости от того, какая информация заложена в словах. Бранные слова наносят нам ощутимый физический 
вред - по данным Горяева, их воздействие равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген, от такой дозы рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. С помощью специальной аппаратуры наши слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые зримо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность. Итак, содержание речи влияет непосредственно на человеческий геном. Притом, это относится и к мыслям: человек может читать текст, проклинать или молиться "про себя", суть дойдёт до его генетического аппарата по электромагнитным каналам. Если наша речь и речь окружающих постоянно насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями (кстати, как реальная речь 
воздействует и всё, что разносится в телеэфире!), то структура ДНК видоизменяется, - это может быть названо "программой самоликвидации", - отсюда берут начало наследственные болезни, задержка психического развития, уродства.

"ОТМАТЕРЁННАЯ" ПШЕНИЦА 

Интересны опыты с пшеницей учёных-"добровольцев" из НИИ Минздрава России, технических университетов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула, которые часть её посевов поливали крепко "отматерённой" водой, а часть - святой. В первом случае семена проросли менее, чем наполовину, во втором – на 96%, даже в кабинете вымахав по пояс. (Если бы каждый сделал из этого выводы для себя! Как нужны нам сейчас, жизненно важны для спасения России добрые, могучие  человеческие "всходы"! Но пока что молитв у нас ручейки да реченьки, а вот ругани - море разливанное).

И самих  себя перечёркиваем, как мужчин и женщин. По мнению известного психофизиолога, члена Всемирной экологической академии Леонида Китаева-Смык, на протяжении сорока лет занимающегося проблемой стресса и мата, злоупотребление им ведёт к гормональным нарушениям, особенно сильно выраженным у женщин (усиливается волосатость, садится голос, даже фигура становится "мужиковатой"), причина которых в избыточном выделении андрогенов (мужских половых гормонов - антагонистов гормонов стресса), стимулируемом матерной руганью. Для мужчин это оборачивается ранней импотенцией – бессилием в продолжении рода.

ГНИЛЬ,СМРАД,РАЗВРАТ 
СЛОВО - самая таинственная и, возможно, самая мощная сила в мироздании. Бесценный дар, которым мы, в силу свободы личной воли, распоряжаемся, как пожелаем - для творчества или для уничтожения. На разрушительную сущность матерщины прямо указывает одно из её наименований - сквернословие.

Слова скверные, запрещенные, неприличные - бич всех народов. Часто это откровенные богохульства (чертыхания), но в основном они всецело принадлежат к сфере пола (ещё одно название мата в русской культуре - срамословие). Алтайцы, индейцы, древние англичане имели свои особые мужские и женские выражения, а русский мат - сугубо мужская речь, парадоксальная по сочетанию сексуальности с адресацией её к обыденной жизни и характеристикам конкретных людей. Объект, доминирующий в структуре ругани у конкретного народа, особо значим для него: сексуальные инвективы могут обращаться к виновникам инцеста (у вайнахов, для которых это было актуально), к отцу (у казахов, чтящих образ отца-прародителя), а у восточных славян такой доминантой стал образ осквернённой матери. Что нас, увы, "роднит" с "международными" культами седого язычества (фаллическими), так это то, что остальные наши нецензурные выражения - те же магические формулы, обращённые к демонам. Матерясь, мы, по словам 
Иоанна Златоуста, "приносим противоестественную словесную жертву - призываем гнуснейших бесов". Только вместо Астарты и Ваала мы энергично, изо дня в день приглашаем к общению и влиянию на нашу жизнь иных, не менее мерзких (имена в славянской транскрипции): Пист злобную "богиню" судьбы, женский аналог беса, Запу - смертоносную "богиню" с ужасной пастью, зевом, Куя - кузнеца из Нижнего мира с молотом-кием+ (И даже если не верить в козни архаической нечести, разве это нормально - сто раз на дню смаковать прозвища идолов непросвещённых эпох?) 
А ещё на каждом шагу - поминаем некую обобщённую непотребную женщину, тогда как у благочестивых предков наших не сходило с языка имя Царицы Небесной. Вот и становится похожа Россия на огромный бордель, а когда-то её называли "домом Пресвятой Богородицы"! Между прочим, в церковной среде бытует предание о том, что Матерь Божия за матерщинников молиться не может. Наша поголовная матерщина не только закрывает для нас духовную перспективу Небесного Отечества, но и угрожает бытию Отечества земного.

«Искони ли смердела земля Русская?»

"Уникальной и катастрофической" называют филологи сложившуюся сегодня ситуацию. С одной стороны можно говорить об апогее разгула "обыденного мата" (грубой сексуальной лексики в виде речи без всякой нужды, без цели), всегда расцветающего при неопределенности - политической, экономической, социальной, психологической. Нас успокаивают: мол, в "переходные" исторические периоды в обществе возникает массовая дебилизация, при которой наименее защищенные социальные слои (молодежь и люди с недостаточным образованием) "становятся вынужденными использовать эротизацию своей вербальной активности как антикультурную защиту" – их речь начинает изобиловать словесными протезами (сексуально-скабрезными выражениями) в знак протеста (неосознаваемого!) против социального давления.

По этим теориям, когда общество успокоится, использование мата должно пойти на убыль. С другой стороны, налицо распространение нецензурной брани в сферах информации в колоссальных, невиданных доселе масштабах, как один из самых изощренных способов дискредитации традиционных духовно-нравственных ценностей. В российской печати матерщина появилась в президентство Бориса Ельцина – впервые за всю историю русской словесности фактически был снят запрет на мат (косвенное указание на судьбоносность эпохи!). Его вторжение происходило по всем направлениям: в литературе, публицистике, периодике, СМИ, аудио- и видеозаписях. Но тогда оно и осознавалось как вторжение, а сейчас присутствие непечатной лексики в сфере печати перестало казаться большинству чем-то аморальным, перешло в привычку, общий фон, норму.

Сегодня из выступающих в публичной сфере  не матерится лишь тот, кому не позволяют делать этого его нравственные или религиозные убеждения, либо тот, кто не вполне уверен, что это сойдёт ему с рук при продвижении по карьерной лестнице. В сфере же приватной падение тотальное: широкое распространение электронных видов связи, предполагающих оперативное деловое и бытовое письмо (e-mail, sms, icq и т.д.) позволило россиянам ежедневно упражняться в написании матерщины.

Тех, кто, занимая ответственные посты в министерствах и комитетах, на телевидении, радиовещании, открыл шлюзы для этого потока грязи, тем самым оказав убийственное влияние на формирование отечественной речи и письменности на несколько поколений вперёд, уже можно по праву отнести к врагам народа.

ТАК ИСКОНИ ИЛИ НЕТ?

Приходится  слышать мнения прямо противоположные: одни считают, что над нашей страной всегда стояла дымовая завеса из чёрной ругани, другие полагают, что если Русь называли Святой, значит, она была в словесном отношении стерильной.

Действительно, из тысячи известных нам берестяных грамот обесцененную лексику содержат только четыре, притом неизвестно, являлась ли она таковой для тех, кто писал это восемь-десять веков назад. По народным верованиям, способностью материться обладали домовые, кликуши, черти, поэтому матерщина всегда рассматривалась как черта бесовского поведения. Она была непременным ритуальным атрибутом языческих "игр" (святочных, купальских и т.п.), которые часто принимали формы, оскорбляющие нравственное достоинство человека. Во все времена то, что творилось во имя идолов, не могло происходить в обыденной жизни, где отношения между полами регулировались установлениями, призванными обеспечить стабильное существование общества, - это сочли бы преступлением: во время языческих праздников, как правило, посвященных "богам" плодородия или пьянства, практиковался свальный грех, содомские извращения, даже кровожадные действа.

 От XVI века  сохранились постановления Стоглавого собора (1551 год) и, соответственно, указы Ивана Грозного, осуждающие обычай сходиться в святочные и купальские дни "на бесчинный говор и на бесовские песни".

Против матерщины  были направлены указы Алексея Михайловича 1648 года. В его царствование по улицам ходили "люди в штатском", следящие за порядком, и указанные ими матерщинники подвергались наказанию розгами. Это было, в общем-то, милосердное наказание: на западе за это в Средние века протыкали языки раскаленным шомполом, виновных выставляли у позорного столба.

До XVIII века в России отсутствовал литературный жанр скабрезных историй о любовных отношениях между мужчиной и женщиной   западноевропейские фабльо, пошлые анекдоты. Причем на Западе в их создании принимали участие все слои общества   от рыцарей и монахов до ремесленников и крестьян. Когда у нас появились подобные рассказы, их сочинителями и распространителями были деклассированные, денационализированные элементы. Но что закономерно потребителями подобной литературы ("сочинений" Баркова, Кострова) стали представители "образованного" (развращённого!) общества, ориентированные на западную культуру. В толще коренных русских людей этот жанр воспринимался как непотребство вплоть до конца XIX столетия. Еще в начале ХХ века на Русском Севере считалось величайшим грехом и бесстыдством не только чтение таких "литературных произведений", но и употребление матерных словечек. Учёные-филологи сходятся во мнении, что поголовную матерщину в русскую деревню принесли большевики с их опорой на озлобленную, морально неустойчивую часть пролетариата и всевозможное социально опасное отребье, похабщина и мат для которых были стилем жизни.

ALMA MATER ДУШЕВНЫХ  УРОДОВ 

Мат действует  морально оскверняюще и на плод. Человек, зачатый под эту лексику, которая к тому же сопровождает его  во чреве матери, несёт на себе тяжесть таких последствий осквернения, как мнительность, тупость, безразличие, бессердечность, склонность к насилию, грубости, алкоголю, наркотикам. Пострадавшие дети практически не поддаются воздействию воспитания, культуры и наказаний. Белорусский учёный Вячеслав Эльбукаев, подчёркивая, что в его родном языке отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, свидетельствует, что до прихода в республику "современного русского языка" там не было ни даунов, ни дэцэпэшников.

Семью, в которой сквернословят, не стесняясь детей, можно сравнить с садом, в котором нежные всходы поливают ядохимикатами. Или с долиной читстых родников, где их заваливают навозом. Дурное слово неизбежно сеет зло: наводит на дурные мысли, которые воплощаются в дурные поступки, а содержание матерных слов таково, что они оказывают особо мощное разрушительное воздействие на сознание и подсознание даже взрослого человека, что уж говорить о детях. А сегодняшняя ситуация в России такова, что говорить нужно!

Неустойчив, хрупок мир в семье, где матерятся, тяжелы взгляды, неприятна общая трапеза, нервна общая работа, сама жизнь в тягость. Но самое главное несчастье такой семьи - судьбы вышедших из неё детей.

Сквернословие активно влияет на формирование нравственного стержня в человеке, которое начинается в раннем детстве, когда закладывается характер, и продолжается в школьном возрасте, когда складывается мировоззрение. Если весь этот большой, важный и сложный период человек находится под влиянием грязных слов, то, конечно, он вырастет ущербным, циничным, с гнилью в душе. Психологи отмечают, что в детях из семей сквернословов заметна какая-то особая черствость, равнодушие и презрение к окружающим, умственное развитие их заторможено, по некоторым наблюдениям, замедляется и рост, и в итоге они не "дотягивают" до заложенного в них природой. Маловероятно, что в будущем они создадут теплый семейный очаг, спокойный и уютный. Чем раньше внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет идти его духовное и умственное развитие. Разрушая юношескую стыдливость и возбуждая нечистые пожелания, сквернословие мостит дорогу к разврату. Целомудрие и чистота не смогут ужиться со скверными словами. Дети, не довольствуясь отвлеченными звуками, обязательно будут стремиться узнать значение услышанного, и растление "малых сих" будет лежать на совести сквернословов, а в Евангелии сказано: " Горе тому человеку, через которого соблазн приходит". Воистину, велика вина тех, кто не стыдится материться перед детьми! В смертельной опасности семья, где родители сами оскорбляют детский слух нравственно растлевающими словами, впереди у неё - искоренение рода. Известный учёный, исследовавший мат на протяжении сорока лет, Леонид Китаев-Смык пришёл к выводу, что сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка, а в подростковом возрасте увлечение матерщиной провоцирует гормональные нарушения. Считая неизбежным существование мата как мужской субкультуры, он категоричен в отношении женщин и детей: "Если мужчина не хочет причинить вред, он должен помнить, что при них выражаться нельзя". 
ЧТОБЫ В ЖИЗНИ СОСТОЯТСЯ - МАТОМ ЛУЧШЕ НЕ РУГАТЬСЯ

Информация о работе Проблема матной лексики в России