Предыстория в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:48, доклад

Краткое описание

Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона, Аристотеля и др. Еще активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 33.32 Кб (Скачать файл)

     Предыстория социологии 

     Расширить и углубить представление о социологии как  о науке помогает изучение истории  ее становления и развития. Естественно  возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона, Аристотеля и др. Еще активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

     Для ответа на вопрос о времени появления  социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что «для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной социальной науки начала признаваться научным обществом»1.

     Процесс осмысления общества, общественной жизни  начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой  личности - ведь в первобытном состоянии  личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать. Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни `Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?` и  возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная  оценка уравнительности и отрицание  неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.  
В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

     На  Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в  учениях которых оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли.

     Идея  приоритета общественного над частным  представлена прежде всего учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде `Государство`. У Платона общество уподобляется `огромному человеку`. Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия - правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы).  
Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью `благородного вымысла` обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других - серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества.

     Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. `Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство в целом.

     Утопия  Платона - не теория индивидуальной свободы  граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его  совокупности, целостности, неделимости`. . Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства. Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует `Государство` Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. `Дело в том, - писал Аристотель, - что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и, государства`, ибо `каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя`. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.

     В этих направлениях древнегреческая  мысль отразила фундаментальное  противоречие социальной жизни и  внутренней жизни индивида - противоречивое единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления  вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть `проводником` человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ.

     «Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго - характерна выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу».

     Мыслители, отстаивавшие приоритет общественного  интереса над личным, в социальной политике делали акцент на идее `равенства  равных`, сторонникам же приоритета индивидуального интереса над общественным более важным представлялось решение задачи обеспечения `неравенства неравных`. Таким образом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданность неравенства, но расставляли разные акценты. Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине I в. н. э. Первоначальная идеологическая ориентация ранних христиан характеризовалась идеями не только нравственного обновления, но и революционного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности и введения всеобщей обязанности трудиться. Однако во второй половине II-III вв., когда христианство утверждалось в качестве официальной идеологии Римской империи, толкователи Библии усиливают непротивленческий аспект христианства, идею божественного происхождения власти, ориентацию прихожан на потустороннее воздаяние за земные страдания. Так постепенно демократизм раннего христианства был отодвинут на периферию религиозного сознания, хотя к социально-политическим идеям раннего христианства обращались впоследствии и еретические движения, и социалисты-утописты. В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли. Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено `единственно истинной философией католицизма`), но не остановило Реформацию католицизма. «Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации».  
Важнейшая идея Реформации - необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала правового государства. Она способствовала разрушению феодально-религиозных представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей `индивидуализма` и `коллективизма`. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии. Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478-1535 гг.), изобразившего в `Утопии` общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

     Критикуя  капитализм и вскрывая его антигуманную сущность (`овцы съели людей`), социалисты-утописты считали идеальным такое общество, в котором осуществляется государственное  или общественное руководство экономикой, не знающей товарно-денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы  к труду в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации экономической жизни. Главное - ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль. Таким образом, при переходе от Средневековья к Новому времени взаимодействие двух направлений в решении основного вопроса социологии постепенно начинает обретать форму борьбы индивидуалистической (либеральной) и социалистической доктрин в качестве основных элементов идеологий двух нарождающихся классов буржуазного общества. В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества. Представители утопического социализма Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф доказывали необходимость немедленного преодоления неравенства, установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения. Начало XIX в. является кануном возникновения социологии как самостоятельной науки. В это время оформились экономические, социально-политические, теоретические предпосылки ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Интенсификация экономической жизни способствовала усилению конфликтности во взаимоотношениях буржуазии и пролетариата, что выражалось в активных выступлениях рабочих (чартистское движение, восстания лионских, силезских ткачей и др.). Массовые действия одного класса и противодействие им со стороны другого класса вели к выработке оформленного классового сознания. Нестабильность производственных отношений порождала потребность в оптимальных, научно обоснованных путях ее преодоления и создания социальной обстановки, в наибольшей степени благоприятствующей развитию экономики. Социально-политическая жизнь на рубеже XVIII и XIX вв. определялась влиянием Великой Французской революции. Революция, провозгласившая лозунг `Свобода! Равенство! Братство!`, обнаружила иллюзорность консолидирующих идей Просвещения и отразилась в социально-политической мысли поляризацией теорий. В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма выступили социалисты-утописты А. К. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Ш. Фурье ,1772-1837 гг.), Р. Оуэн (1771 - 1858 гг.). Конструируя идеал социалистического общества, они продолжили разработку принципов организации справедливого общества. Параллельно с распространением социалистических идей активно развивалась идеология либерализма, в которой идея свободы личности (нации, класса) рассматривалась как главное условие функционирования и прогресса общества. Государство (`ночной сторож`) признавалось средством обеспечения безопасности личности, неприкосновенности частной собственности, свободы слова, предпринимательства, совести, мнений, но оно не должно было обременять себя вмешательством в экономическую жизнь. В рамках концепции либерализма оптимальное регулирование социально-экономических отношений рассматривалось как спонтанное, осуществляемое через механизм свободного рынка. Концепции либерализма в этот период разрабатывали И. Бентам (1748-1832 гг.), Дж. Остин (1790-1859 гг.) и другие. Их социально-политические представления опирались на созданную А. Смитом (1723-1790 гг.) теорию экономического либерализма. К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии следует отнести Сен-Симона с его концепцией социальной физики, согласно которой социально-исторический процесс представляет собой поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим; Фюстеля де Куланжа (1830-1889 гг.), сделавшего попытку вывести некоторые социологические закономерности реального социального процесса на основе обобщения исторического материала, уделяя особое внимание точности и надежности первичной информации; А. Кетле (1796 - 1874 гг.), развившего статистический метод как инструмент количественного анализа социальных процессов и явлений.

     К этому моменту возможности традиционной социальной философии казалось были исчерпаны. Все большего внимания требуют ее следующие центральные вопросы: 1) существуют ли в социальной сфере законы, сходные с законами природы, или же их существование несовместимо с принципом альтернативности, лежащим в основе человеческого поведения; 2) насколько, если это вообще возможно, науки о человеке и обществе объективны и свободны от оценочных суждений; 3) можно ли объяснять коллективное поведение людей на основе поведения отдельных индивидов, или же науки об обществе имеют дело с надындивидуальными явлениями? В результате усилилась необходимость выйти за пределы философии, которая более не представлялась достаточно научной, и более узко обозначить сферу науки об обществе. Постепенно сложились основы социологического видения мира (или социологического стиля мышления), которое предполагает: 1) взгляд на общество как на системное целое, которое функционирует и развивается по своим собственным законам; 2) установку на изучение реально существующих общественных отношений в отличие от утопического описания идеального общественного строя; 3) опору на эмпирические методы исследования. В этой связи вопрос о том, может ли быть социология материалистической или идеалистической, представляется неуместным, отражающим устаревшие представления об основных направлениях философии. Социология в сущности своей является не материалистической и не идеалистической, а реалистической наукой, то есть, как уже было подчеркнуто, во главу угла она ставит исследование социальной реальности, то есть того, что есть на самом деле, окружает нас и влияет на наше будущее. Такой реализм явился краеугольным камнем новой науки с начала ее существования. Надо отметить, что XVIII и XIX века свидетельствуют о необычайном прогрессе в области естественных наук - тех наук, которые тоже изучают реальность, но реальность физическую, химическую, биологическую и т.д. Эмпиризм - другой фактор зарождения социологии. «Эмпиризм означает опору на опыт. Опытное знание - это знание проверяемое, отличающееся от философского спекулятивного абстрактного знания»1. В случае с социологией важную роль с самого начала стала играть статистика. Однако следует отметить, что социология вовсе не является делом «людей с анкетками», она ставит задачи более общие, нежели опросы общественного мнения. Вместе с тем возможность постоянной работы с количественными данными принципиально отличает ее от социальной философии. Кроме социальной статистики важное значение для социологии имело развитие в конце XVIII - начале XIX в. этнографических исследований. Начиная с эпохи великих географических открытий рассказы о жизни заморских народов были любимым чтением образованной европейской публики, и пришла пора, когда знание о других народах стало дополнительным фактором развития самосознания европейских обществ. Рождение социологии было безусловно связано с определенным социальным заказом. Если социальная философия просветителей отражала процесс разрушения феодальных порядков и зарождение нового, буржуазного общества, то социология возникает как отражение внутренних противоречий и потребностей капитализма. С начала XIX в. рост промышленности и городов сопровождался массовым разорением крестьян, ремесленников, мелких собственников. Исключительно тяжелые условия фабричного труда и быта рабочих резко контрастировали с ростом богатства буржуазии. Это вызывало обострение социальной борьбы. Восстание лионских ткачей во Франции, чартистское движение в Англии свидетельствовали о выходе на историческую арену нового общественного слоя. Разочарование в результатах буржуазных революций охватило и широкие слои интеллигенции. В результате усилилась потребность в реалистическом анализе и оценке перспектив развития западных обществ. Во многом этот анализ находился в зависимости от трех основных ориентаций общественно-политической мысли Западной Европы - консерватизма, буржуазного либерализма и утопического социализма. Не углубляясь в характеристику этих течений мысли, подчеркнем, что все они явились продуктом не только общественно-политического развития в период после Французской революции, но и отражали фундаментальные тенденции развития общественного сознания в эпоху Нового времени или, как ее обозначают сегодня обществоведы во всем мире, в эпоху модерна.

Информация о работе Предыстория в социологии