Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:08, реферат
Основополагающий момент всякой политики заключается в выражениb окружающим той части правды, которая больше всего устраивает ту или иную из заинтересованных сторон и замалчивании всего их не устраивающего (или даже прибегании к откровенной лжи в ситуациях, когда достижение желаемого другими путями представляется весьма затруднительным или вообще невозможным). С чисто житейской точки зренияподобная линия поведения является вполне понятной и вразумительной - ведь, как говорится, своя рубашка ближе к телу.
Мировое сообщество: современный этап и общие тенденции его развития на период до конца текущего столетия
Основополагающий момент всякой политики заключается в выражениb окружающим той части правды, которая больше всего устраивает ту или иную из заинтересованных сторон и замалчивании всего их не устраивающего (или даже прибегании к откровенной лжи в ситуациях, когда достижение желаемого другими путями представляется весьма затруднительным или вообще невозможным). С чисто житейской точки зренияподобная линия поведения является вполне понятной и вразумительной - ведь, как говорится, своя рубашка ближе к телу. Из всего только что сказанного сам собой напрашивается следующий вывод: в окружающем мире, в котором всякая сколько-нибудь внятная и дееспособная государственная политика оказывается неотделимой от использования сознательно допускаемых преувеличений и недомолвок, по иному выжить просто невозможно - либо ты скушаешь другого, либо другой скушает тебя.
Кто бы и что бы ни говорил по поводу существования общечеловеческих ценностей, но по большому счётулюдьми движет стремление к получению всяческих выгод и переложению своих проблем на плечи кого-либо другого. Обнаруживать же свою совестливость и склонность к проявлению участия к судьбам всех окружающихкак отдельно взятые лица, так и власти любых государств обычно начинают лишь только тогда, когда сами попадают в весьма затруднительные или угрожающие положения, с которыми они оказываются неспособными справиться в одиночку. Но как только желаемое оказывается достигнутым и над ним перестают повисать сколько-нибудь серьёзные угрозы коллективистские устремления очень быстро начинают уходить в сторону и уступать место всё более откровенно проявляющимся стремлениям к решению своих проблем за счёт недавних союзников и всех посторонних. Из этого развивается борьба за лидерство и господство во вновь возникающих сферах и формирующихся политических кругах. Иначе говоря, всё опять и опять возвращается на круги своя - к более привычному и удобному образу жизни.
Несмотря на противоречивость и достаточную неприглядность всех вышеописанных моментов было бы наивно и глупо пытаться переделать таким образом устроенный человеческий мир. Как и всё живое, его представители и их группировки по своей природе склонны прежде всего думать об удовлетворении своих проблем и только затем и по мере возможности - о проблемах и потребностях всех прочих. Нравится это кому-то или нет, но в этом заключён инстинкт самосохранения или, иначе говоря, стремление к подчинению своим потребностям и нуждам всех возможностей окружающего мира. Само собой разумеется, что в ситуации неизбежно возникающей конкуренции внутри человечества, помноженной на изобретательность его интеллекта, подобное поведение нередко оказывалось и продолжает оказываться чреватым гибельностью и разрушительностью своих последствий. Особенно остро эта проблема встаёт в настоящее время - в связи с всё более ширящимся распространением оружия массового поражения и прежде всего его термоядерной разновидности.
Иначе говоря, у современного человечества появляется всё больше и больше поводов для возбуждения тревожных мыслей относительно своего дальнейшего будущего. Но при всей тревожности только что сказанного, это вовсе не повод для впадения в эмоциональные сумбурности. Прежде чем браться строить какие-либо прогнозы относительно того, какое будущее может ожидать человечество, для начала было бы неплохо окинуть взглядом процесс истории его развития и попытаться выделить ряд принципиальных моментов. Не вдаваясь в излишние исторические детали и подробности и беря в расчёт лишь наиболее важное, в данной связи можно достаточно легко определить следующее. На протяжении всей истории развития человеческого общества главенствующее положение в нём всегда занимали те государства, которые обладали военно-политическим превосходством над всеми прочими. Но обеспечение такого превосходства всякий раз оказывалось неотделимым от стремительного расходования запасов имевшихся сырьевых ресурсов. Начиная ощущать нехватку в различных видах сырья и не желая ожидать приближений своего краха, такие государства оказывались вынужденными начинать вести военные действия против своих соседей, цель которых заключалась в осуществлении территориальных захватов (вместе с запасами природных ресурсов и обитавшим там населением).
Но рано или поздно подобные завоевания
приводили к тому, что ведшие их
государства
В условиях древнего мира следование подобной практике обычно оборачивалось логическими завершениями в виде массовых переселений наиболее активных частей населения тех или иных государств в далёкие земли и дикие края, которые отличались своей первозданностью и наличием больших запасов сосредоточенных в них природных ресурсов. Из-за того, что земель отличавшихся своей первозданностью и удобством для ведения хозяйственной жизни с течением времени становилось всё меньше и меньше, начинавшие хозяйствовать в них племена и народы по мере истощения запасов легкодоступных природных ресурсов - вместо того, чтобы всякий раз перебираться в другие края - оказывались вынужденными призадумываться исосредотачивать свои усилия на добыче более труднодоступных и освоении всего не вполне подходящего для практического использования. Иначе говоря, с этого времени наиболее цивилизованным племенам и народам в целях дальнейшего наращивания своих возможностей приходилось браться за освоение всяческих неудобий и в поисках полезных ископаемых всё дальше и дальше проникать вглубь земных недр. В свою очередь данный факт мог означать только одно - для получения одних и тех же количеств необходимых видов сырья людям с течением времени (или по мере приближения к условиям современности) приходилось затрачивать всё больше и больше своих усилий.
Для того, чтобы каким-то образом компенсировать происходивший рост затрат на получение необходимых видов сырья, представители наиболее цивилизованных племён и народов оказывались вынужденнымиозабочивать себя проблемой повышения производительности своего труда. Достигалось это главным образом за счёт ускорения процессов трудовой деятельности - путём использования для изготовления орудий новых материалов, обладавших особыми свойствами, а также изобретения различных устройств и облегчающих приспособлений. Такие процессы давали резкий толчок порождению и ускоренному развитие самых разных ремесел (а со временем давали мощный импульс процессу созданию крупных промышленных производств). Развитие различных видов ремёсел приводило к их усложнению - к широкому использованию в их повседневной практике очень многочисленных (порой громоздких или наоборот очень хрупких) приспособлений. В целях ограждения таких достаточно дорогостоящих и сложно налаживаемых производств от всяческих рисков и неблагоприятных воздействий их оказывалось целесообразным делать стационарными, а в целях обеспечения их необходимым сырьём организовывать его непрерывные поставки из различных (и очень часто весьма отдалённых) мест.
Но завоеваний новых земель, находившихся
на больших удалениях от осуществлявших
их метрополий, оказывалось чрезвычайно
дорогостоящим и опасным делом
- по причин возникновения огромных расходов
и сталкивания со множеством случаев всяческих
неожиданностей. Чтобы понапрасну не рисковать
значительными количествами своих сил
и средств, государства-
В ситуациях обнаружения перед
собой в тех или иных краях
огромных богатств и неспособности
тамошнего населения
Начиная приобретать завозимые товары в колониальных лавках по завышенным ценам, местные туземцы и прибывавшие туда партии переселенцы из метрополий, сплошь и рядом начинали сталкиваться с фактами недоброкачественности первых. Не желая без конца тратиться на новые приобретения чего-либо подобного, они оказывались вынужденными заниматься починкой и мелкими ремонтами приобретённого. Те лица, у которых в этом деле обнаруживались определённые способности, принимались усваивать подобное ремесло и оказывать услуги по починке различных изделий всем желающим. Более того, наиболее талантливые из них брались самостоятельно изготавливать отдельные виды завозимых товаров и предлагать их своим друзьям и знакомым по ценам, на порядок более низким чем те, которые были установлены на них в колониальных лавках. Принимаясь сталкиваться с фактами покушения на свои прибыли, власти государств-метрополий с подач своих колониальных торговцев принимались заявлять о своих монопольных правах - вводить в колониях запреты на производство и реализацию готовой продукции, пользующейся хоть сколько-нибудь устойчивым спросом и позволять вести там торговлю лишь специально уполномоченным на то лицам.
Следование подобной практике обычно оборачивалось вспышками недовольств и выражениями откровенных протестов со стороны широких масс переселенцев и поддерживавших их туземцев. В целях пресечения вспышек возникавших протестов и устрашения всех недовольных, колониальные власти обычно тут же принимались пускать в ход войска. В свою очередь наиболее горячие головы из числа недовольных в качестве ответных шагов начинали мстить колонизаторам за гибель своих родственников и соплеменников - формировать повстанческие группировки и движения. На первых порах военные действия против неграмотных и плохо вооружённых повстанцев для колонизаторов протекали весьма успешно. Но вскоре выяснялось, что те не одиноки в своих устремлениях. В непосредственной близости от своих колоний они принимались обнаруживать колонии государств своих соседей, которые стремились не отстать от первых и успеть отхватить для себя не менее лакомые куски земного шара.
Начинавшаяся гонка приводила к тому, что каждое из государств колонизаторов стремилось застолбить за собой впрок как можно большее количество заморских территорий - в целях перекрытия туда доступа всем своим конкурентам и заполучения в своё единоличное распоряжение всех тамошних ресурсов и природных богатств. Представители тех государств колонизаторов, которые оказывались в положении аутсайдеров в военно-политическом смысле смысле этого слова, но в то же самое время обнаруживали способность к созданию более эффективной экономики, переходили к использованию обнаруживавшихся у них преимуществ - принимались осуществлять тайные поставки оружия и различных товаров в те уголки колоний государств своих конкурентов, которые в значительной мере контролировались тамошними группировками вооружённых повстанцев и недовольных лиц. Поставляя свой контрабандный товар по заметно более низким ценам, они фактически брались спонсировать повстанческие движения в колониях государств своих конкурентов и завоёвывать симпатии основной части тамошнего населения. В свою очередь, колониальным властям тех государств, которым приходилось сталкиваться с фактами усиления повстанческих движений, в бессильной злобе не оставалось ничего иного, как делать попытки по нахождению себе союзников из числа наиболее продажных и беспринципных туземцев. Регулярно отправляя банды таких подручных по всем уголкам своих территорий с заданиями уничтожать обнаруженных контрабандных торговцев вместе со всеми их товарами, а также сурово наказывать тех местных туземцев, которые при всяком удобном случае оказывались не прочь действовать в обход требований колониальных властей - сбывать добывавшееся ими сырьё по более выгодным ценам куда-либо на сторону. Но, берясь рьяно уничтожать контрабандистов и сотрудничавших с ними лиц (получая премии за каждый добытый скальп или голову), новоявленные союзники колонизаторов вместо уничтожения отобранного сырья и контрабандных товаров принимались его присваивать и сбывать с немалыми выгодами для себя лично. Со своей стороны колониальным властям в ответ на это не оставалось ничего иного, как, скрипя зубами, сквозь пальцы смотреть на подобные злоупотребления своих подручных - ведь благодаря их кровожадности и возбуждаемым ими страхам первым хоть как-то удавалось ограничивать приток контрабанды в пределы своих колоний.
Но подобный произвол со стороны банд наёмных головорезов и потворствовавших им колониальных властей делал невыносимым положение основной массы туземного населения и простых переселенцев. Всё это в конечном итоге приводило к вскипанию народного гнева и перерастания его в национально-освободительную борьбу за освобождение своих территорий от колониального гнёта и обретение государственной самостоятельности от кого бы то ни было. В свою очередь власти колоний в своих устремлениях максимально расширить территории своих владений приходили к тому, что многие пункты добычи и скупки сырья оказывались на весьма значительных удалениях от их колониальных центров. В условиях учащения нападений на караваны и обозы с перевозившимися грузами со стороны повстанцев или обычных бандитов, действовавших под их видом, подобное обстоятельство приводило к существенному удорожанию и регулярным срывам осуществлявшихся перевозок. Будучи не в состоянии обеспечивать многочисленную и хорошо вооруженную охрану всем осуществлявшимся перевозкам, колониальные власти и их представители оказывались вынужденными озабочивать себя проблемой первичной переработки сырья в местах их добычи и скупки. С другой стороны, выбрав залежи полезных ископаемых с земной поверхности, колонизаторы за неимением чего-либо лучшего оказывались вынужденными вкладывать огромные средства в строительство рудники и шахты. Стремясь увеличить отдачу и ускорить сроки окупаемости осуществлённых вложений, они во многих случаях оказывались вынужденными прибегать к задействованию в процессы добычи сложных механических устройств и тяжёлых машин. В то же самое время обслуживающий и вспомогательный персонал из числа переселенцев и туземцев, которые поддерживали повстанцев, в целях воспрепятствования нормальной работе всевозможных сооружений и механизмов при всяком удобном случае принимался заниматься вредительством и саботажем. Для преодоления обозначенной проблемы представителям колониальных властей приходилось озадачивать себя проблемой создания ремонтных служб и увеличения числа надсмотрщиков над всеми непосредственно работающими лицами. Иначе говоря, постепенное усложнение и устанавливавшаяся многозвенчатость процессов хозяйственной деятельности колоний приводили к увеличению числа уязвимых мест, регулярное осуществление недружественных воздействий на которые оборачивались для колониальных властей и поддерживавших их метрополий бесконечным удорожанием добывавшегося сырья и снижением объёмов происходивших поставок.
Дальнейшее развитие подобных процессов оборачивалось тем, что вместо ожидаемых прибылей колонии всё чаще и чаще начинали приносить огромные убытки для государств их владельцев. Приходя к выводу о бессмысленности дальнейшего осуществления подобных трат, правительства многих государств-метрополий в бессильной злобе принимались сдавать свои позиции и фактически без боя уступать место торжествовавшим национально-освободительным движениям. Но в самом скором времени к чувству торжества у представителей освобождённых народов начинал примешиваться горький привкус от осознания своей неспособности воспользоваться всеми богатствами своей земли - по причинам, связанным с отсутствием достаточных средств, квалифицированных кадров и организационных возможностей для осуществления добычи и переработки имевшихся природных ресурсов, а также с своей отдалённостью и изолированностью от основных рынков сбыта. При виде испытания молодыми независимыми государствами подобных проблем их правительствам (на правах старых друзей) тут жепринимались предлагать свои услуги бывшие контрабандисты - весьма дальновидные представители промышленных корпораций государств-конкурентов их бывших колонизаторов. Взаимные договорённости, достигавшиеся на данный счёт, обычно приводили к тому, что львиная доля всех получавшихся доходов начинала доставаться иностранным корпорациям, которые соглашались делиться кое-чем из полученного с подкупленными ими немногочисленными представителями кругов тамошней высшей власти. Для широких же слоёв населения молодых государств сознательным образом принимались создаваться такие условия, которыеобрекали их на жалкое существование и не оставляли им никаких возможностей для того, чтобы они когда-либо смогли выбраться из своего бедственного положения. Суть всего сказанного заключалась в искусственном поставлении тамошних жителей перед выбором: либо помереть голодной смертью, либо согласиться с несправедливыми ценами, предлагаемыми им в качестве оплаты за их труд и выращиваемую ими продукцию. Иначе говоря, как следует не успев насладиться своими свободами, граждане государств, ныне относимых к числу стран третьего мира, из прямой колониальной зависимости попадали в зависимость неоколониальную или экономическую.