Концепция мнений и верований толпы у Г. Лебона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

В юности Г.Лебон не отличался пристрастием к социологии и психологии. В 1960 г. он поступает в Парижский университет на факультет медицины, который оканчивает через шесть лет после успешно пройденной практики в одном из парижских госпиталей. Первой научной работой Г. Лебона стала статья, посвященная хроническим заболеваниям людей, проживающих в болотистых местностях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Отдаленные факторы мнений и верований толпы…………………………………...5

Глава 2. Непосредственные факторы мнений толпы………………………………………….8

Глава 3. Границы изменчивости мнений и верований толпы……………………………….11

Заключение……………………………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………………………………..18

Содержимое работы - 1 файл

Лебон.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Непосредственные факторы в отличие от факторов отдаленных оформляют уже сложившееся мнение и превращают его в конкретное решение и действие. Так же, как отмечает автор, благодаря факторам этого рода разражается бунт, устраивается стачка или «громадное большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство»13. Как пишет сам Г. Лебон: «Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызывали бы никаких результатов; они порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями»14.

  1. Образы, слова и формулы.

Одним из самых  важных непосредственных факторов Г. Лебон называет использование определенных слов и формул. Вследствие таких свойств толпы, как податливость внушению и легковерие, в особенности образам, слова и формулы действуют на толпу магически. Искусно обработанные формулы «могут возбудить в душе толпы самые грозные бури, но умеют также и успокаивать их»15. Притом Г. Лебон отмечает, что зачастую слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. В пример автор приводит такие слова, как демократия, социализм, равенство или свобода, точный смысл которых неразъяснен даже в толстых томах и которые воспринимаются толпой так, как будто они в состоянии разрешить все проблемы.

Г. Лебон замечает, что не все слова и формулы обладают способностью вызывать образы. Бывает так, говорит автор, что «слова, вызывавшие раньше образы, изнашиваются и уже более ничего не пробуждают в уме»16. Польза от этих слов заключается в том, что они избавляют от обязанности думать людей, которые их употребляют.

Следует отметить, что заимствованные слова существенно изменяют свой смысл. К примеру, слово «республика» у римлян означало лишь коммунальную аристократию, опирающуюся на рабство.

В результате Г. Лебон приходит к выводу, что значение слов бывает непостоянным, временным  и меняется сообразно векам и  народам. И потому, если человек хочет  воздействовать на толпу, то нужно знать, прежде всего, что означают эти слова в данную минуту. «Самой главной обязанностью государственных людей должно быть, следовательно, переименование и поименование популярными или же нейтральными названиями тех вещей, которых толпа уже не выносит более под их прежними именами. Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых отвратительных вещей, чтобы толпа тотчас же приняла их»17.

  1. Иллюзии.

Толпа начинает попадать под влияние иллюзий, уже начиная с самой зари цивилизации. На ряде ярких исторических примеров Г. Лебон показывает, что без этих иллюзий человеку просто не удалось бы выйти из состояния примитивного варварства, и без них он скоро бы вновь неминуемо впал в тоже состояние.

Главным фактором эволюции народов всегда было заблуждение, а не истина: «толпа отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее»18. Так Г. Лебон приходит к выводу, что тот, кто способен ввести толпу в заблуждение и становится ее повелителем.

Разрушить иллюзии  под силу только опыту, следующему из выделяемых Г.Лебоном непосредственных факторов.

  1. Опыт.

Опыт, по мнению Г. Лебона, является единственным действенным средством для разрушения иллюзий и укрепления какой-нибудь истины в душе толпы. Однако на толпу действует лишь опыт «широких размеров» и повторенный несколько раз. Кроме того, опыт действует лишь на его современников, исторический же опыт поколений влияния на толпу не оказывает.

  1. Рассудок.

Что до доводов  рассудка, то по убеждению Г. Лебона, они оказывают лишь отрицательное  влияние на толпу. На толпу нельзя влиять рассуждениями, заранее подготовленные речи произведут на толпу лишь негативное воздействие.

Толпа, как отмечалась авторам в первых главах его произведения, управляется бессознательным.  Индивид в толпе действует сообразно случайностям, поскольку ум не руководит совершаемыми толпой поступками. Следовательно, люди, умеющие производить впечатление на толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Обращение к рассудку подействует на толпу ровно так же, как подействуют рассуждения на примитивные умы, на дикарей или детей.

Г. Лебон дает следующий практический совет по убеждению толпы: «надо сначала  хорошенько ознакомиться с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредствам первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды, и главное - уметь угадать ежеминутно те чувства, которые порождаешь в толпе»19.

Таким образом, Г. Лебон, описав духовную организацию  толпы; факторы, оказывающие влияние  на мнения и верования толпы и  вскрыв роль «иррационального» в  поведении толпы, переходит к  рассмотрению того, кто же может пользоваться всеми этими «двигателями». Однако в рамки нашей работы рассмотрение этого аспекта концепции «души толпы» Г. Лебона не входит, поэтому перейдем к рассмотрению границ изменчивости мнений и верований толпы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Границы изменчивости мнений и верований  толпы.

Описав, таким образом, факторы, оказывающие влияние на мнения и верования толпы перейдем к исследованию того, как возникают и устанавливаются ее мнения и верования.

Посредствам параллелизма между анатомическими и психологическими признаками живых существ, Г. Лебон делает один из ключевых выводов концепции мнений и верований толпы. Автор утверждает, что всегда рядом с неизменными психологическими элементами какой-нибудь расы будут элементы подвижные и изменяющиеся. Поэтому мнения и верования толпы подразделяются на два, отличающихся друг от друга разряда: постоянные и непостоянные.

К постоянным, то есть удерживающимся в течение многих столетий, Г. Лебон  относит верования, служащие фундаментом цивилизации: идеи христианства, феодализма и реформации, а в наше время- это принцип национализма, а также демократические и социальные идеи.

Внушить толпе  постоянное верование нелегко и  также нелегко уничтожить его, когда  оно уже установилось. По мнению Г. Лебона изменить такие прочные верования под силу лишь революции, и только тогда, когда верование потеряло свою власть.

Высказанная Г. Лебоном мысль о том, что народ  не может изменить свои верования, не изменив полностью всех элементов  своей цивилизации и что до тех пор, пока какое-нибудь новое общее мнение не будет установлено, народ будет находиться в состоянии анархии, обращает нас к теории аномии Э.Дюркгейма. Под аномией он подразумевал отсутствие четких правил и норм поведения. Старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась, что порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов20. В момент социального кризиса, когда прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться, общество не в состоянии единым взмахом приучить людей к новой жизни, к дополнительному самоограничению. Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдерживать индивидуальные аппетиты; эти последние не знают более такой границы, перед которой они были бы вынуждены остановиться21.

Верование по мысли Г. Лебона близко к краху тогда, когда «оно подвергается обсуждению, поскольку представляет собой всего лишь фикцию»22. Период же между крахом одного верования и столкновением другого переживается как анархия. «Общие верования необходимы для поддержки цивилизаций, так как они дают известное направление идеям, и только они одни могут внушить веру и создать долг»23.

Народы всегда осознавали пользу приобретения общих  верований, инстинктивно понимая, что  исчезновение этих верований грозит для них упадком. Стоит только какому-нибудь новому догмату появиться и утвердиться в душе толпы, как она немедленно становится вдохновителем всех ее учреждений, искусства и поведения. При этом власть верования над душами абсолютна.

Благодаря этим прочным общим верованиям люди оказываются окруженными сетью традиций, мнений и привычек. Г. Лебон вскрывает схожий характер в управлении верованиями людьми и в руководстве обычаями всех наших мельчайших дел или, как их называет Г. Лебон «актов существования». По мысли автора, даже самый независимый ум не может совершенно освободиться от их власти.

В завершении описания постоянных верований Г. Лебон обращается к уже высказанному тезису о том, что толпа управляется бессознательным. Автор резюмирует, что очевидная  нелепость некоторых современных верований никак не может воспрепятствовать им овладеть душой толпы.

Далее Г. Лебон  логически переходит к описанию непостоянных мнений толпы. Они представляют собой поверхностный слой мнений, идей и мыслей, который расположился над прочно установившимися верованиями. Непостоянные верования рождаются и исчезают с каждой новой эпохой - таковы, к примеру, направления литературы и искусства: романизм или натурализм; политические партийные идеологии. При этом следует отметить, что некоторые из верований держатся вообще лишь день.

Опыт хорошего антрополога и долгие годы путешествий  по Европе и странам Азии сказываются  на манере подачи материала. Г. Лебон дополняет свои тезисы историческими примерами. Так обращение к историческому опыту своей страны (в период с 1790 по 1820-е гг.) помогает Г. Лебону раскрыть мысль о том, что даже более или менее важные из этих верований не продержатся дольше жизни одного поколения. В течение названного тридцатилетнего периода толпа во Франции побывала и монархической, и революционной. Потом она исповедовала идеалы империи и, в конце концов, вновь вернулась к монархии. Пример современной России покажет тоже самое: за последние сто лет толпа была монархической, потом революционной, затем исповедовала социализм и стремилась к светлому коммунистическому будущему, но в итоге теперь движется к американской демократии.

В рамках курса  «социологии общественного мнения»  окажется интересной высказанный Г. Лебоном тезис, согласно которому мнения, не связанные ни с какими общими верованиями или чувством расы (следовательно, не имеющие прочности), зависят от малейших изменений среды. Возникнув, что особенно важно, под влиянием внушения и заразы эти мнения всегда имеют временный характер: они «нарождаются» и «исчезают» с неимоверной быстротой.

Как отмечает Г. Лебон, сегодня количество подвижных мнений толпы увеличилось, что обусловлено следующими тремя причинами:

  1. Постепенное ослабление прежних верований, которые все больше и больше теряют свою власть и не могут уже действовать на переходящие мнения толпы.  Исчезновение общих верований предоставляет место массе частных мнений, не имеющих ни прошлого, ни будущего.
  2. Вследствие отсутствия противовеса могущество толпы заметно нарастает, следовательно необыкновенная подвижность в толпе идей не встречая особых помех может проявлять себя совершенно свободно.
  3. Печать, распространяющая противоположные мнения и молниеносно сменяющая внушения одного рода другим.

Вследствие действия вышеперечисленных факторов правительство  оказывается совершенно бессильным в руководстве мнением толпы. Г. Лебон предупреждает нас, говоря, что толпа «представляет собой властелина, иногда миролюбивого…но все же ужасного в моменты своих капризов»24. Когда какая-то идея завладеет массами, она получит над ними тираническую власть, а поскольку, как мы уже упоминали ранее, толпа непостоянна, полное разрушение цивилизации неминуемо, эра свободных суждений прекращается.

Сама толпа  заставляет следовать за собой политиков. Таким образом, мнение толпы стремится  все более и более к тому, чтобы сделаться высшим регулятором политики. Вступление сегодня народных масс в политическую жизнь, то есть, по сути, их постепенное превращение в управляющий класс25 яркое тому подтверждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В своем творчестве Г.Лебон обращается к социально-психологическому осмыслению истории, социокультурных процессов и явлений, этносоциальных феноменов. Его работы внесли существенный вклад в еще нарождающуюся теорию общественного мнения. В них содержатся по сегодняшний день актуальные соображения автора о психологическом наполнении феномена «толпа», возможных социально- психологических механизмах его продуцирования. Как отмечает Серж Московичи, «Психология толп» стала «манифестом науки, которая под разными названиями (социальная психология, коллективная психология) продолжает существовать до нынешнего времени»26.

В труде «Психологические законы эволюции народов»  Г. Лебон пришел к выводу, что судьбы человечества решаются не с помощью институтов, созданных волей человека, а посредствам общего сознания народов. Эта тема была продолжена автором в «Психологии революции»  и обоснована теориями, изложенными в многочисленных изданиях его труда «Психология толп».

Информация о работе Концепция мнений и верований толпы у Г. Лебона