Исследование проблем ксенофобии в молодёжной среде России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – провести исследование проблем ксенофобии в молодёжной среде России.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1) осветить теоретические основы ксенофобии;
2) провести исследование проблем ксенофобии в молодёжной среде России;
3) разработать рекомендации по противодействию ксенофобии в молодёжной среде России.

Содержимое работы - 1 файл

Основная часть.docx

— 76.96 Кб (Скачать файл)

     Негосударственные организации против экстремизма

     Сколько-нибудь эффективных действий правоохранительных органов по борьбе с молодежным экстремизмом сегодня тоже не ведется; правда, существует ряд некоммерческих организаций, чья  деятельность направлена именно на повышение  терпимости в молодежной среде. Вот  некоторые из них:

     Информационно-аналитический  центр «СОВА» (Москва)

     www.sova-center.ru

     Центр занимается изучением проявлений ксенофобии и национализма во всех сферах общественной и государственной жизни, религиозно-общественных отношений, а также практики противодействия радикальному национализму со стороны государства и общества; ведет ежедневный мониторинг событий в указанных областях, проводит семинары, круглые столы, разрабатывает рекомендации для органов государственной власти и международных организаций.

     Национальный  совет молодежных и детских организаций  России

     www.youthrussia.ru

     Основные  темы, по которым строит свою работу Национальный совет, — это повышение  уровня участие молодежи в общественной жизни, в принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления; развитие взаимоуважения и взаимопонимания, межкультурный и межрелигиозный диалог; защита прав человека и прав молодежи; международное молодежное сотрудничество, общественная дипломатия.

     Общероссийская  молодежная общественная благотворительная  организация «Молодая Европа»

     www.youngeurope.org

     Основная  цель организации — продвижение  европейских ценностей (прав человека, толерантности, межкультурного диалога  и т. д.) в России, а также выстраиваниегражданских молодежных связей со странами Европы и мира. Основные формы деятельности — просветительские мероприятия, поддержка волонтерских обменов. Наиболее активными являются ростовское и самарское отделения, которые в том числе осуществляют региональный мониторинг ситуации с проявлениями расизма и нетерпимости.

     Общероссийское  общественное движение «За права человека»

     www.zaprava.ru

     Осуществляется  поддержка многопрофильных правозащитных  центров, оказываются юридические  консультации по широкому спектру вопросов, связанных с нарушениями прав человека, ведется правозащитный  мониторинг и специализированные расследования  по отдельным вопросам. Движением  организуются общественные публичные  кампании, уличные акции. В мониторинге  проявлений нетерпимости и расизма  наиболее активное участие принимают  отделения в Рязани и Пензе.

     Московское  бюро по правам человека

     www.antirasizm.ru

     Проводит  ежедневный мониторинг СМИ по нарушению  прав человека в РФ и специализированный мониторинг «Ксенофобия, расовая дискриминация, антисемитизм и религиозные преследования  в регионах РФ». Также Бюро организует пресс-конференции и круглые столы по воспитанию толерантности.

     Немецко-русский  обмен (Санкт-Петербург)

     www.obmen.org

     Занимается  созданием и поддержкой инициатив  по развитию социальной сферы и гражданского общества (экспертных, журналистских, молодежных, волонтерских и т. д.), в том числе по темам, связанным с противодействием нетерпимости. Среди просветительских мероприятий организации — ежегодный молодежный международный кинофестиваль по проблемам расизма и ксенофобии[1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ  КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЁЖНОЙ  СРЕДЕ РОССИИ 
 

     Российская  молодежь в силу ряда факторов является социальной группой, которая наиболее восприимчива к радикально-националистическим и ксенофобским идеям и настроениям. Некритическое восприятие молодыми людьми сообщений СМИ и других источников, изобилующих «языком  вражды», отсутствие конструктивной гражданской  позиции и возможность достаточно открыто выражать националистические взгляды через субкультурные каналы способствуют перерастанию бытовой ксенофобии в источник агрессии и открытого расистского насилия.

     Страны  Западной и Центральной Европы также  сталкиваются с проблемой расизма  и нетерпимости в молодежной среде. За последние десятилетия в Европе был накоплен колоссальный опыт в  сфере работы с данной проблемой (как негативный, так и позитивный), который необходимо учитывать, чтобы не повторять уже совершенных ошибок и разработать политику эффективного противостояния этим явлениям в России.

     По  результатам замеров социальной дистанции в образовательных  учреждениях можно отметить, что  самой уязвимой группой, которой  не уделяется должное внимание в  сфере профилактике ксенофобии, являются цыгане, или рома. Для изменения ситуации следует проводить политику поддержки и интеграции представителей этой культуры в российское общество, направленную на расширение их образовательных возможностей и обеспечение более активного участия в общественной жизни. Также необходимо способствовать деятельности общественных организаций, работающим с национальными диаспорами и меньшинствами, выделять ресурсы на преодоление существующего ксенофобского отношения к этой этнической группе в молодежной среде.

     На  сегодняшний день на федеральном  уровне и в тех регионах, в которые  направлен заметный миграционный поток (за исключением Москвы), практически  отсутствуют специальные программы  поддержки и интеграции молодежи из семей мигрантов. Им необходимо предоставить дополнительные возможности для  изучения русского языка, интеграции в российское общество и общественную жизнь. Сегодня эту функцию вместо государства отчасти выполняют национальные диаспоры либо правозащитные организации, однако их усилий явно недостаточно. Необходимо учитывать имеющийся позитивный опыт (Москвы и зарубежных стран) и разрабатывать на федеральном и региональном уровнях специальные меры по поддержке молодых мигрантов.

     Многолетний конфликт на Кавказе привел к тому, что чеченский народ и другие народы Кавказа воспринимаются молодыми людьми, живущими за пределами республик Северного Кавказа крайне негативно. Замалчивание ситуации, отсутствие информации из первых рук ведет к тому, что у молодых людей формируются и укрепляются негативные стереотипы, основанные на сложном прошлом и тенденциозных сообщениях СМИ. Кроме того, эти факторы провоцируют насилие в отношении выходцев с Кавказа.

     Не  хватает знаний об истории российского  Кавказа, его проблемах и достижениях. Необходимы программы, которые позволили  бы молодым людям из некавказских регионов реализовать свою потребность в солидарности с молодежью Чечни, Ингушетии и других республик, где сохраняется напряженная ситуация, программы, которые позволили бы молодежи устанавливать и развивать межрегиональные связи.

     Доля  молодых людей среди тех, кто  совершает преступления ненависти, велика. При этом число подобных преступлений растет, и повышается уровень их жестокости. В связи  с этим необходимо вести специальную  работу с молодежью по пропаганде культуры мира и навыков бесконфликтного общения, а также просвещать людей о социальной опасности преступлений ненависти.

     Необходимость принятия во внимание «символов вражды» и целенаправленной работы с ними обусловлена тем, что их присутствие создает в городе «зоны страха», которые представители уязвимых групп воспринимают как потенциально опасные и контролируемые ультраправыми. В результате они стараются избегать подобных мест, что ограничивает их мобильность. Таким образом, «символы вражды» являются одним из важных инструментов распространения ультраправых идей, который понятен не только их сторонникам, но и потенциальным жертвам. Необходимо изменять пространство города таким образом, чтобы молодые люди чувствовали себя в нем безопасно и могли активно участвовать в жизни общества.

     Работа  с представителями молодежных субкультур, требует от сотрудников профильных органов специальных знаний об их особенностях. Необходимо четко разделять, с одной стороны, расистские (наци-скинхеды, околофутбол, наци-стрейтэйджеры и др.), а с другой — иные, неагрессивные молодежные субкультуры (панки, готы, эмо, ролевики, реконструкторы и др.) и сосредоточивать профилактическую работу на представителях первой категории. Тотальная «охота на неформалов» позволяет ультраправым пребывать в относительной безопасности за счет преследования более открытых (и при этом социально неопасных) субкультур.

     Следует помнить о том, что, помимо выполнения координирующей функции для разных ультраправых группировок, различные  проявления «правой сцены» — концерты, распространение печатных и музыкальных материалов и специальной атрибутики — способствуют экономической поддержке ультраправого движения в целом. Тексты многих песен содержат прямые призывы к свержению конституционного строя, разжигают расовую и национальную ненависть.

     В связи с крайне широкой трактовкой экстремизма в российском законодательстве, правоприменительной практике и риторике официальных лиц рамки деятельности по борьбе с ксенофобией, нетерпимостью и преступлениями на почве ненависти размываются, происходит подмена понятий. И без того недостаточные ресурсы, выделяемые на эту деятельность, тратятся на достижение довольно отвлеченных задач, и, как следствие, проблема ксенофобии не решается на должном уровне.

     Деятельность  правоохранительных органов в этой сфере имеет преимущественно репрессивный характер (операции «Неформал», введение «комендантского часа» для несовершеннолетних, организация добровольных дружин для охраны порядка и т. д.) либо попросту нацелена на повышение формальных показателей раскрываемости преступлений «экстремистской направленности» за счет более простых случаев, которые не относятся к социально опасным (таких как вынесение предупреждений библиотекам за хранение в их фондах материалов, признанных экстремистскими).

     Одни  лишь карательные и репрессивные меры, которые предпринимают правоохранительные органы, не смогут предотвратить приток новых молодых людей в неонацистские группировки, поскольку именно жесткость репрессивных мер в ряде случаев может повышать привлекательность таких группировок за счет создания их участникам имиджа «жертв» и «героических борцов с репрессивным режимом».

     Значительная  поддержка (в частности, финансовая) государственными органами добровольных дружин охраны порядка как едва ли не основного инструмента профилактики проявлений ксенофобии среди молодежи закрепляет преимущественно силовой вариант решения проблем безопасности на территориях образовательных учреждений (в частности, в зонах вокруг общежитий, где проживают иностранные студенты). Кроме того, формирование подобных дружин приводит к разобщению среди студентов, заметным различиям в их социальном статусе и возможностях, создает для тех, кто входит в эти отряды, поле для возможных злоупотреблений и использования их в своих личных целях 1. Вместо этого целесообразно оказывать большую поддержку разработке и внедрению в вузах специальных программ по адаптации и интеграции иностранных студентов, развитию механизмов защиты их прав, а также содействовать инициативам различных общественных структур, направленным на их поддержку.

     Деятельность  специалистов, ответственных за профилактику ксенофобии в органах молодежной политики и образования, часто основывается на привычном использовании устаревших форм организации мероприятий, посвященных укреплению «дружбы народов» и толерантности (уроки дружбы, фестивали национальных культур и т. п.), эффективность которых вызывает обоснованные сомнения. Данные методы во многом опираются на наследие национальной политики Советского Союза, в котором дружба народов понималась прежде всего как интернациональная солидарность угнетенных народов, объединившихся в борьбе с мировым империализмом. В современном же российском обществе, которое в последние 20 лет формировалось на фоне постоянного конфликта на Кавказе, риторика «дружбы народов» оказалась серьезно дискредитирована. Ее широкое использование приводит лишь к тому, что она воспринимается многими молодыми людьми как фальшь, не выдерживая столкновения с несоответствующей ей действительностью военных операций и социально-экономических последствий миграции, и, как следствие, деятельность по противостоянию ксенофобии в целом начинает вызывать у них отторжение.

     Исходя  из этого, следует серьезно пересмотреть существующие подходы к деятельности по профилактике ксенофобии, чтобы соответствующие программы на федеральном уровне и в регионах отвечали на реальные проблемы и вызовы, позволяли молодым людям формировать свое отношение к неоднозначным вопросам и явлениям российской действительности и более широкого европейского контекста, таким как проблемы этнических, религиозных и других меньшинств, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, ситуация на Кавказе, преодоление последствий политики нацистской Германии и других фашистских режимов XX века, история холокоста и т. д.

Информация о работе Исследование проблем ксенофобии в молодёжной среде России