Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:01, реферат
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.
1. Введение
2. Натурализм в социологии
3. О Герберте Спенсере
4. Общество как «социальный организм»
5. Ошибки Г. Спенсера
Промышленное
общество характеризуется
Здесь борьба за существование представляется главным образом как промышленная конкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношениях усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание «слабейших», т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего общества.
Спенсер
был противником «обязательной
благотворительности», т. е. государственного
принудительного
Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные» и «вторичные». К первым относит факторы географической среды, биологическую и психическую конституцию индивида. Ко вторым – то, что Гегель назвал «второй природой». Хотя действие привычных факторов сохраняется на протяжении всей эволюции общества, в ходе ее продвижения возрастает и становится решающей роль «второй природы», т.е. культуры. К первичным (природным) свойствам человека добавляются качества, связанные с участием в общественной жизни. Однако эта плодотворная идея не получила развития, так как противоречила антиисторическим установкам эволюционизма, в соответствии с которыми истории как таковой не существует вообще, а есть лишь логика вечных законов эволюции, не допускающих волевого вмешательства.
Разделение труда, впервые указанное экономистами как общественное явление и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими "физиологическим разделением труда" - есть именно та особенность, как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым. В обществе взаимная зависимость между всеми его частями столь же строга, как и в животном организме. Обыкновенный живой организм может быть рассматриваем как народ, состоящий из отдельных единиц, живущих каждая своей индивидуальной жизнью, причем некоторые из них обладают даже весьма значительной степенью независимости, мы легко поймем, что народ, составленный из человеческих существ, может быть вполне справедливо рассматриваем как организм. В социальном организме, как и в индивидуальном, выделяется жизнь целого, совершенно отличная от жизней отдельных единиц, хотя и слагающаяся из этих последних. Хотя раздельность социального организма не препятствует разделению функций и взаимной зависимости его частей, она не позволяет дифференциации зайти так далеко, чтобы она стала органом чувства и мысли, а остальные части взамен утратили всякую чувствительность. В социальном организме его составные единицы, не находясь в непосредственном соприкосновении, и будучи удерживаемы в своих относительных положениях с меньшей строгостью, не могут дифференцироваться в такой мере, чтобы одни из них стали совсем бесчувственными, а другие монополизировали себе всякое чувство. В действительности и тут существуют слабые следы такой дифференциации. Человеческие существа несходны между собою по отношению к количеству ощущения и чувства, вызываемых в них одинаковыми причинами, в одних из них замечается значительная черствость, в других — значительная восприимчивость. Контрасты этого рода могут быть постоянно наблюдаемы в пределах одного и того же общества даже тогда, когда его члены принадлежат к одной и той же расе; но особенно в тех случаях, когда члены его принадлежат к двум различным расам - господствующей и покоренной.
Вероятно, аналогия с природными преобразованиями повлияло на идеи Спенсера о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс. А также объясняет склонность Спенсера к эволюционным переменам и на его скепсис по отношению к искусственным преобразованиям общества. В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс — «Возможны случаи постепенного упадка, который может перейти в вымирание. Возможны случаи завоевания другими народами, которые не обессилили себя выращиванием слабейших, — народами, перед которыми социалистическая организация распадется, как карточный домик, как пало древнее Перу перед горстью испанцев. Но если процесс эволюции, не прекращавшийся в прошлые века и вознесший жизнь на ее настоящую высоту, будет продолжаться и в будущем, — а этого обязательно следует ожидать, — через все критические перевороты в общественной жизни, через жизнь и смерть наций и вытеснение одной нации другою, человеческая природа будет постепенно совершенствоваться».
Спенсер постоянно проводил аналогии между биологической и социальной эволюцией, между живым организмом и обществом. Это открывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов. В главной своей работе "Основания социологи" Спенсер уподобляет сословно-классовое строение общества с присущими ему различными функциями в качестве сравнения с органами живого тела. Однако по мысли Спенсера, отдельные личности могут обладать большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве насилия в большей степени, чем агентов саморегуляции. Социальные революции - это болезнь общества, они противостоят организмическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживании наиболее приспособленных.
Хотя аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила огромный и плодотворный методологический потенциал.
Например, сравнивая "живые"
организмы и социальные
Во-первых, ограниченность его понимания
обнаруженных сходств. Последние,
согласно Спенсеру, характерны только
для биологических и социальных систем,
что подчеркивается самим использованием
термина "живое". Под которым на деле
понимается именно биологическая форма
бытия. Данный термин традиционно заключает
в себе смысл такого противопоставления
"неживому", при котором их разделяет
пропасть. Хотя биологическое противостоит
химическому точно так же, как химическое
- физическому или само биологическое
- социальному: все это суть лишь различия
уровней бытия, основанных друг на друге
и идентичных друг другу в общефилософском
смысле. Спенсер, конечно, еще не понимал,
что обнаруженные им сходства суть вообще
свойства всякого целого, а не только
биологических и социальных систем.
Во-вторых, ученый был не прав
в своем уподоблении био- и
социоцелых. Сходства их в каких-то
общих чертах (как целых вообще) не означают
их тождества в конкретике. Нельзя уподоблять
одно конкретное другому конкретному
на основании того, что у них имеется абстрактная
общность в каких-то высших принципах
организации и т.п. Спенсер же именно чрезмерно
отождествлял био- и социомир, распространяя
на последний сугубо конкретные законы
изменений первого.
В-третьих, эти законы
Наконец, можно сказать и о
конкретных соображениях
Таким образом, можно подвести общий итог:
Герберт
Спенсер понимает общество как целостный
организм, аналогичный биологическому
организму. Это сложный организм, состоящий
из взаимосвязанных и взаимозависимых
клеток и органов. Эти клетки и органы
связаны в единую систему и выполняют
специфические функции в составе организма.
Список
используемой литературы:
Адреса
в Internet:
Информация о работе Герберт Спенсер – основоположник натурализма в социологии