Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Целью данной работы является выявление места, занимаемого франкфуртской школой в истории социологии; её вклад в социологическую науку
Введение 3
Глава 1. История становления и развития Франкфуртской школы 4
1.1 Исторические периоды развития Франкфуртской школы 4
1.2 Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы 7
Глава 2. Основные представители Франкфуртской школы. Идеи и философские воззрения выдающихся франкфурцев. 16
2.1 Макс Хоркхаймер. Основатель и духовный лидер Франкфуртской школы 16
2.2 Идеи Теодора Адорно 19
2.3 Взгляды Герберта Маркузе 23
2.4 Воззрения Эриха Фромма 27
Список литературы 37
Марксизм, выросший из гегелевской диалектики и претендовавший на социально-критическую роль ниспровергателя «данности», также не справился с этой задачей. Уже у Маркса антиавторитарная цель свободного общества сочеталась с авторитарными путями и методами его достижения - через захват политической власти, диктатуру нового государства и новую иерархию, пусть даже на «переходный период». Начиная по крайней мере с Энгельса, и особенно в представлениях 2-го Интернационала марксизм все больше превращался в «идеологию», то есть в ложное сознание. Цель освобождения человека все больше отодвигалась в будущее, ей придавалось все меньшее значение, средства подменяли собой цель. Идея самоорганизованной человеческой практики, представление об истории как о равнодействующей воль отдельных людей сменились единой, претендующей на подлинную научность схемой общественного развития, теорией необходимого, не зависящего от воли людей и предопределенного действия социальных законов, так называемым «экономическим детерминизмом». Марксисты взяли на вооружение представление об «обществе-фабрике», работающем как единый индустриальный гигант под рациональным, планово-научном руководством партии и нового государства. Тем самым марксизм перенял логику и принципы капитализма, абсолютизировал и обожествил индустриальное развитие и переносил на будущее свободное общество капиталистическую модель организации производства и жизни. Из теории борьбы с отчуждением он превратился в идеологию, обосновывающую необходимость отчуждения. Как справедливо отмечал аргентинский анархистский теоретик Эмилио Лопес Аранго, «подчинение трудящегося класса материальным факторам - всем видам развития крупной индустрии следует подлинному процессу авторитарной доктрины: превращает наемных тружеников в бессознательный придаток экономической машины, а существующий режим - в естественное и необходимое следствие истории». Из этой «исторической реальности» следует фатализм процесса индустриального роста и централизации, который трудящиеся «не могут» прервать по воле собственного сознания и силой своих организаций. И рабочее движение, хотя и являясь антиподом развитию капитализма, становится его проявлением и следствием. Вот почему, по мнению последователей Маркса, рабочие организации подчинены фатальным законам, от которых невозможно уклониться.
Таким образом, истолкованный марксизм в сочетании с ленинистским партийным авангардизмом был в «Советском Союзе» поставлен на службу правящей бюрократии и стал идеологическим обоснованием тоталитарного господства номенклатуры.
В философской мысли усиливалась ориентация на преодоление жесткого детерминизма. Но все эти попытки (неокантианцев, эмпириокритиков и эмпириомонистов, экзистенциалистов, «философии жизни», интуитивистов, феноменологов) нельзя было считать совершенно успешными и, главное, могущими так или иначе оказаться полезными делу социального освобождения.
Отметим, что ряд марксистских теоретиков в 20-е годы начал осознавать кризис детерминистского марксизма. Одним из первых это сделал Дьердь Лукач, написавший в 1919-1923 гг. книгу «Марксизм и классовое сознание». Эта работа оказала большое влияние на формирование идей Франкфуртской школы. Лукач призвал вернуться к «подлинному Марксу» в противоположность теоретикам 2-го Интернационала, которые рассматривали марксизм лишь как объективистски - экономическое учение и извратили социальную диалектику и исторический материализм. Еще до публикации «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» Маркса Лукач обратил внимание на проблему отчуждения человека в обществе. Лукач выступил за то, чтобы все процессы и явления общественной жизни рассматривались во взаимосвязи и взаимодействии, то есть в «целостности». Это позволит преодолеть позитивистски-эклектическое описание действительности и «экономический материализм», то есть примат экономических мотивов в объяснении истории. Полемизируя с Энгельсом, Лукач отверг распространение диалектического метода на познание природы, поскольку такие определения как взаимодействие субъекта и объекта, единство теории и практики, историческое изменение субстрата категорий и т.д. там неприменимы. Природу можно познавать и рассматривать только во взаимоотношении с «целостной» деятельностью людей. Лукач видел в пролетариате именно целостный субъект-объект, «то есть первый в истории субъект, который способен (объективно) к осознанию общества». По мере развития его борьбы, пролетариат преодолевает «необходимость», и субъективный фактор, сознательная воля класса становится всеобъемлющей силой. Лукач выступил против разделения на теорию и практику, истолковывая их как единый «праксис», то есть активность субъекта, обращенную на порожденную его активностью, отчужденную от него опредмеченную среду. Все эти положения Лукача мы обнаружим затем у Франкфуртских философов.
В такой общественной и идейной ситуации возникала и развивалась Франкфуртская школа.
Для понимания мотивов и побуждений представителей франкфуртской школы, возможно, стоит привести отрывок из воспоминаний самого Хоркхаймера: «Мы оба буржуазного происхождения и познакомились с миром в том числе через наших отцов-торговцев... Его (Адорно) мать была итальянкой, всемирно известной художницей, художницей была и его тетка. Два философа, которые оказали решающее влияние на начало критической теории - это Шопенгауэр и Маркс. Мы пережили первую мировую войну и после этого учились не для того, чтобы сделать карьеру, а чтобы познать мир. То, что нам это удалось и что мы потом, тем не менее, выбрали академическую карьеру, связано тем, что у нас был великолепный философский учитель - Ханс Корнелиус, правнук художника Петера Корнелиуса, друга Гёте. Он был профессором, но уже тогда критиковал университет и своих коллег так, как это теперь делают студенты. Да, он был профессором философии и говорил нам: чтобы быть философом - все это входит в критическую теорию - нужно знать естественные науки, нужно знать кое-что из искусства, музыки... И только так, с его помощью мы приобрели совершенно иное представление о философии, нежели то, которое обычно сейчас - то есть, что это не предмет, не дисциплина такая же, как все остальные».
Институт социальных исследований возник в 1923 г. Как вспоминал Хоркхаймер, он был основан в благотворительном порядке богатым предпринимателем Херманом Вайлем. Хоркхаймер и Адорно были дружны с его сыном. Они предложили, чтобы институт оставался учреждением, независимым от государства и в нем могли собираться люди, желающие исследовать проблемы, которые они считали важными для общества. Институт приобрел сравнительно левый характер. Его возглавил известный австро-марксист Карл Грюнберг, издававший с 1911 г. журнал под названием «Архив по истории социализма и рабочего движения». Грюнберг опубликовал ряд до тех пор неизвестных работ Маркса, Энгельса, Бернштейна, Макса Адлера, Карла Корша, Лукача. При нем институт занимался в большей мере экономическими вопросами. Например, Поллок в 1926 - 1927 гг. ездил в научную командировку от института в СССР и опубликовал затем монографию об «экспериментах по планированию» в СССР. В 1929 г. сотрудник института Г.Гроссман опубликовал интереснейшую книгу «Закон накопления и гибели капиталистической системы», которая оказала и продолжает оказывать большое влияние на леворадикальных экономистов Запада.
После инфаркта прежнего директора Франкфуртский институт возглавил Хоркхаймер. При нем первостепенное внимание стало уделяться социальной философии. В 1932 г. начинается издание «Журнала социальных исследований». Но тут к власти в Германии приходят нацисты. Институт переехал в Женеву, в 1934 г. в Париж, в 1939 г. в США. Именно в эмиграции, основываясь на анализе причин победы фашизма в Германии, Хоркхаймер, Адорно и Маркузе сформулировали основные положения «критической теории».
Герберт Маркузе (1898 - 1979) был наиболее ценным приобретением Франкфуртской школы в этот период, хотя первые свои шаги в философии он сделал самостоятельно. Он трактовал марксистскую философию истории как теорию «исторической возможности радикального действия, призванного освободить для реализации целостного человека необходимую новую действительность. Ее носителем является сознательный общественный человек, единственное поле деятельности есть история, раскрывающаяся как основная категория человеческого существования». Маркузе подчеркивал активный субъективный момент бытия. История для него - результат волевых целеполаганий человека. Напротив, объективные закономерности представали как несвобода, проявление отчуждения, овеществления и опредмечивания человека.
Маркузе принимал участие в первом критическом издании до тех пор неопубликованных работ раннего Маркса – «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» и «Немецкой идеологии» Опираясь на них, он публикует в 1932 г. исследование «Новые источники для обоснования исторического материализма. Интерпретация впервые опубликованных рукописей Маркса». В нем он выдвигает теорию «негации», то есть отрицания настоящего, которая предвосхитила теорию «негативной диалектики» Адорно. Свой метод исследования субъективного сознания и целеполагания в истории Маркузе назвал «диалектической феноменологией». Он потребовал пересмотреть многие категории марксистской философии. Прежде всего, он подчеркивает антропологический подход раннего Маркса и сближает его с экзистенциализмом. Главной для анализа капитализма Маркузе считает категорию отчуждения, причем не только от средств производства, но от собственного бытия во всех его проявлениях, от собственной биологической природы, от возможностей свободно и солидарно творить свою историю. Сознание человека колонизовано отчужденным бытием и его нормами.
В эмиграции ядро института держалось вместе, продолжало издавать «Журнал социальных исследований». Хоркхаймер и Маркузе преподавали в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В период войны некоторые сотрудники Франкфуртсой школы (в том числе Маркузе) работали для правительства США, в том числе в секретных службах. Их главным мотивом была при этом борьба с гитлеризмом.
После войны пути философов разошлись.
Адорно и Хоркхаймер вернулись в Европу.
Хоркхаймер восстановил институт во Франкфурте,
был ректором и профессором местного университета,
некоторое время в 50-х гг. преподавал и
в Чикаго. Маркузе остался в США, преподавал
в Колумбийском и Калифорнийском университетах,
исследовал «советский марксизм» в Гарварде,
был профессором университета в Сан-Диего,
неоднократно совершал лекционные поездки
по Европе. В период студенческого бунта
60-х они оказались почти что по разную
сторону баррикады.
Глава
2. Основные представители
Франкфуртской школы.
Идеи и философские
воззрения выдающихся
франкфурцев.
2.1
Макс Хоркхаймер.
Основатель и духовный
лидер Франкфуртской
школы
Макс Хоркхаймер (1895-1973) - немецкий философ и социолог, основатель Франкфуртской школы, возникшей на базе Института социальных исследований при Франкфуртском университете им. Гёте; профессор, заведующий кафедрой социальной философии, ректор университета (1951-1953), директор Института в 1931-1953, с 1953-1963 совместно с Адорно, издатель печатного органа школы «Журнала социальных исследований». Сфера теоретических интересов Xоркхаймера – Кант, Гегель, Маркс; западный марксизм (через раннего Лукача и Корша); Шопенгауэр, Ницше, М. Вебер, Э. Блох. До эмиграции из Германии в 1932 году в связи с приходом к власти фашистов опубликовал работы «Кантова критика способности суждения как связующее звено между теоретической и практической философией» (1925) и «Начала буржуазной философии истории» (1930), в которых проявился главный принцип его отношения к действительности – критицизм, а также культурно-пессимистическая концепция истории. В соответствии с принципом – критицизм на основе исследования реальной социальной практики – формировалась и школа, направление которой в целом определялось напряженной исторической обстановкой. В деятельности школы как раз и выразилась интеллектуальная реакция на эти события и оценка сложившегося кризиса, а также попытки теоретически осмыслить возможности его преодоления.
Статьи Xоркхаймера 30-х гг. посвящены критико-рефлективному рассмотрению проблем истины, научного познания, социальных функций философии, отношений метафизики, социологии и психоанализа. Большое внимание уделяется философии Гегеля: Xоркхаймер считал школу «гегелевской» и в разработке способов формирования диалектически целостного знания, исследовании структурных связей общества, философии истории и создании модели либерального буржуазного государства опирался на гегелевские традиции. Однако, осуществляя провозглашенные школой цели - «заботу о счастье людей» (Маркузе), сформулировал новое соотношение: человек - критика - диалектика. В эмиграции, сначала в Женеве и Париже, затем в США - в Колумбийском университете в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, Xоркхаймер опубликовал ряд программных для всей школы работ, среди которых особое место занимает статья "Традиционная и критическая теория" (1937).
По возвращении в Германию Xоркхаймер
поддерживал контакты с научными учреждениями
США, руководил исследованиями по антисемитизму
("Studies in Prejudice, N.Y., 1949-1950). Ряд работ Xоркхаймера
посвящен анализу новой ситуации в ФРГ.
В них отразилась эволюция взглядов Xоркхаймера,
усиление его скепсиса и неверие в возможность
прогрессивных общественных изменений.
Интерпретируя марксизм как общественную
теорию, Xоркхаймер, ранее считавший себя
марксистом и сторонником революции, особенно
в годы национал-социализма, выражает
разочарование как в пролетариате, так
и в «свободно парящей интеллигенции»
(А.Вебер), которых раньше был склонен рассматривать
как «субъектов истории» и связывал с
ними освободительные тенденции общественного
развития. В концепции критики науки отрицается
ее нейтральность, подчеркивается социальная
обусловленность и ангажированность,
ограниченность специальным знанием и
позитивизм, а следовательно, неспособность
к обоснованию радикальных перемен. Такая
трактовка имела не только методологическое,
но и мировоззренческое значение, оказала
влияние на многие современные концепции
философии науки. Труды позднего Xоркхаймера
отмечены усилением пессимизма, («Мысли
о религии», 1935; интервью журналу "Шпигель",
1970). И все же его последняя социальная
установка – это защита мира свободы как
«свободы отдельного» (индивидуальности).
Завершающим изданием трудов Xоркхаймера
явилась двухтомная «Критическая теория»
(1968, состоящая из его избранных работ
30-40-х гг.). Xоркхаймер вел большую общественно-просветительскую
работу, занимал ряд почетных должностей
в Германии и США. Его труды оказали значительное,
влияние на развитие западной социальной
философии и социологии.
2.2
Идеи Теодора Адорно
Теодор Адорно (1903—1969) известен как крупный социолог, участвовавший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкальное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене. Адорно проходил обучение музыкальной композиции у одного из самых известных композиторов XX в. и основателей музыкального авангарда А. Шенберга. В молодые годы он проявил большой интерес к теоретическим занятиям философией, эстетикой, художественной и особенно музыкальной культурой. Именно в этих областях науки он стал главным теоретиком Франкфуртской школы.
Особенно велики его достижения в области социологии музыки, где были написаны одни из первых и наиболее глубоких работ («Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки» и др.). Благодаря активным занятиям в сфере музыкального искусства и критическим выступлениям в печати с анализом его произведений Адорно приобрел славу одного из ведущих теоретиков музыки и музыкальных критиков Германии.
Информация о работе Франкфурдская школа в истории социологии