Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, публикуемый в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы феноменологической школы в социологии. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Целью данной работы является анализ мира повседневности в феномелогической социологии А. Щюца.
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Основы феноменологической социологии А.Щюца ……………………..……5
2. Понятие и характеристика мира повседневности………………………….….11
3. Временная и смысловая структура действия………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..29
Заключение
Шюц стремился осознать смысловую структуру социального мира, сводя конституирование смысла к пассивным процессам, посредством которых в нас накапливаются переживания. Он пытается выяснить, как эти переживания с помощью работы сознания превращаются в опыт, которым мы конституируем действительность. Применив феноменологический метод, Шюц ответил на основополагающий вопрос социологии - как люди распоряжаются действительностью, в которой они совместно живут.
Повседневное мышление, пишет Шюц, преодолевает различия индивидуальных перспектив с помощью двух главных идеализации.
Повседневность — это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и переживания мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, целостность личностного участия в мире, представляющим собой совокупность не вызывающих сомнения в объективности своего существования форм объектов, явлений, личностей и социальных взаимодействий.
Возьмем повседневность как особую сферу реальности. Для нее характерно: бодрствующее напряженное внимание к жизни как форма активности сознания; в качестве преобладающей формы деятельности — выдвижение проектов и их реализация, вносящая изменения в окружающий мир, Шюц квалифицирует ее как трудовую деятельность и говорит, что она играет важнейшую роль в конституировании повседневности; трудящееся Я выступает как целостная, нефрагментированная личность в единстве всех ее способностей; как особенная форма социальности выступает типизированный мир социального действия и взаимодействия; как своеобразная временная перспектива — социального организованное и объективированное стандартное время, или трудовое время, или время трудовых ритмов.
Для того, чтобы лучше понять специфику повседневности, взглянем через эти же "очки" на любую другую из конечных областей значений, например на мир фантазии. Сюда может быть отнесено многое: и простое "фантазирование", и измышленная реальность литературного произведения, и мир волшебной сказки, мифа и т.д.
Все они по всем параметрам отличаются от мира повседневности. В них превалирует совсем иная форма деятельности — не труд, мотивируемый окружающим миром и воздействующий на его объекты. Напряженно-бодрствующая установка сознания заменена созерцательной, воображающей. Человеческое Я не реализуется в этом мире полностью, практически-деятельная его сторона остается не участвующей. Качество социальности этого мира снижается: в предельном случае коммуникация и понимание продуктов фантазии вообще невозможно. Наконец, здесь совсем иная временная перспектива: фантастика не живет в трудовом времени, хотя и может быть локализована в личностном и социо-историческом времени.
Мир фантазии представляет
собой какую-то трансформацию
мира повседневности, а
не независимую по отношению к ней и равноправную
с ней реальность. То же самое можно
сказать и в отношении других "конечных
сфер": мира душевной болезни,
мира игры, мира научной теории. Анализ
показывает, что, являясь одной
из сфер реальности, одной из конечных
областей, повседневность первична
по отношению к другим сферам. Шюц говорит,
поэтому о реальности повседневной
жизни как верховной реальности, по
отношению к которой прочие являются
квазиреальностями.
Библиографический список