Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:09, научная работа
Данный эмпирический очерк основан на материалах исследования «Образ жизни современной семьи с несовершеннолетними детьми", проведенного студентами Самарского государственного университета по заказу Социально-экологического союза в 2010 г.
Данный эмпирический очерк основан на материалах исследования «Образ жизни современной семьи с несовершеннолетними детьми", проведенного студентами Самарского государственного университета по заказу Социально-экологического союза в 2010 г.
Эти материалы дают возможность проанализировать основные факторы, определяющие различия в стратегиях приспособления российской семьи к новому социально-экономическому пространству.
Одна из основных характеристик современных семей, которая дает возможность классифицировать их на специфические группы, связана с глубокими различиями в качестве и способах использования тех социально-культурных ресурсов, которыми они обладают. В центре нашего анализа выступает такая характеристика как «человеческий капитал».
Каждый индивид владеет определенным ресурсом, причем, иногда даже не ведая об этом. Человеческий капитал может быть: экономическим, культурным, социальным, символическим. Человеческий капитал определяет преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности.
Процесс трансляции (передачи) данной характерной черты от поколения к поколению основан практически на всех четырех видах человеческого капитала, но изначально базируется на культурном. Культура предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном качестве (культура определенной социальной группы), в виде организационной культуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека – образ жизни. Все названные проявления культуры имеют место в социальном воспитании.
Современная семья с несовершеннолетними детьми в России является специфической малой группой, социальные взаимоотношения в которой протекают наиболее интенсивно. В то же время существуют негативные моменты, связанные с социально-демографической спецификой членов таких семей, в частности, это уязвимое экономическое положение таких семей, связанное, в том числе, с интенсивным использованием образовательно-воспитательных услуг и услуг по уходу за маленькими детьми. Рассмотрим более подробно социально-экономическое положение семей с несовершеннолетними детьми.
В большинстве случаев, несовершеннолетние дети являются иждивенцами, то есть не имеют собственных доходов. Следовательно, семья такого состава требует больше вложений и усилий для поддержания экономического благополучия всех членов семьи. В мировой практике «максимально бедные» семьи имеют большое количество детей. Как известно, непривлекательной стороной многодетности является высокая вероятность снижения уровня ее жизни с ростом числа детей. Помимо простого деления доходов работников семьи на большее количество ее членов следует иметь в виду уменьшение возможностей для работы матери, снижение уровня ее квалификации в силу более длительных и многочисленных перерывов в трудовой деятельности. С развитием общества названные тенденции нарастают, также как возрастает стоимость содержания ребенка в силу изменения стереотипов об условиях, необходимых для воспитания детей. Об менее благоприятном социально-экономическом положении семей с большим количеством детей свидетельствует статистика. Результаты такой статистики дает выборочное обследование бюджетов семей является, которое является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения, проводится во всех субъектах Российской Федерации и охватывает 47,8 тыс. семей ежеквартально. Одной из целей исследования является получение данных о распределении населения по уровню материального благосостояния.
Семья с несовершеннолетними детьми особенно чувствительна ко всякого рода, реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. Так, в частности, материальное положение этих групп было еще более уязвимым в 90-ые годы. Анализ статистических данных на сегодняшний день оптимистичный, проявляется уменьшение слоя малообеспеченных, но их доля в обществе также остается достаточной. 22,3% несовершеннолетних детей относятся к категории граждан, которая официально называется группой людей, живущих ниже черты бедности. Соответственно, способность и экономическая возможность получения образования, культурных знаний у данной группы детей оставляет желать лучшего.
На сегодняшний день в России наличие ребенка вызывает (повышает) риск бедности, а наличие 2-х детей практически гарантирует переход семьи в данное экономическое состояние.
Как известно, бедность очень часто разделяют на: относительную и абсолютную. Сегодня это особенно актуально, поскольку ощущение хронической нехватки средств в семье характеризует образ жизни семьи в целом. В связи с этим нашим концептуальным подходом к определению экономического благополучия стало разделение семей на группы в зависимости от определения наличия «свободных» денег в бюджете семьи. Наиболее однозначно можно предположить, что отвечая на вопрос «Есть ли в вашей семье свободные деньги?» ответ «Да, конечно, свободных денег достаточно» выбирали представители среднего класса или наиболее обеспеченные представители «малообеспеченных групп». Два других ответа менее однозначны с точки зрения описания абсолютных значений дохода семьи, но дают хорошее представление о том, в какой категории – бедных или малообеспеченных – относит себя респондент, это ответ «В нашем распоряжении достаточно средств, но они все уходят на повседневные нужды» и ответ «Средств не всегда достаточно, живем «от зарплаты до зарплаты».
В результате мы получили весьма интересные данные. Большая часть респондентов (51,6%) располагается именно в группе малообеспеченных («В нашем распоряжении достаточно средств, но они все уходят на повседневные нужды»). Немногим меньше респондентов (33,9%) выбрали третий вариант ответа («Средств не всегда достаточно, живем «от зарплаты до зарплаты»). Меньше всего людей с относительно высоким уровнем дохода (153 человека), это первый вариант ответа («да, конечно, свободных денег достаточно»). В данную группу входят как представители элиты, так и представители среднего класса. Таким образом, 84,5% респондентов представляют семьи, у которых отсутствуют свободные деньги, которые они могли бы отвлечь от повседневных нужд и потратить на развитие.
Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос «Имеются ли у Вашей семьи в распоряжении свободные деньги?»,
(в % от общего числа опрошенных респондентов, N=938)
Пол | Средств не всегда достаточно, живем «от зарплаты до зарплаты» | В нашем распоряжении достаточно средств, но они все уходят на повседневные нужды | Да, конечно, свободных денег достаточно |
Мужской | 80 (24,7%) | 175 (54,0%) | 69 (21,3%) |
Женский | 222 (37,6%) | 284 (48,6%) | 84 (14,2%) |
Важным для нас показателем является зависимость экономического благополучия семьи от наличия детей.
Из
Рисунка 1 и Рисунка 2 мы приходим к выводу,
что среди семей с четырьмя детьми 5,6% семей
имеют достаточно свободных денежных
средств, что гораздо больше, чем в однодетных
семьях (2,6%), двухдетных семьях (1,9%) и в
семьях с тремя детьми (2,2%). Таким образом,
число детей в семье не определяет при
субъективной оценке респондентом уровень
благосостояния согласно нами выдвинутой
гипотезе о том, что количество несовершеннолетних
детей в семье увеличивает вероятность
того, что снижается уровень материального
благополучия семьи в целом.
Рисунок 1 – Материальная обеспеченность семей с разным количеством детей,
(в % от общего числа ответов, N=938)
Рисунок 2 – Количество детей в семьях с различным уровнем достатка, (в % от общего числа ответов, N=938)
В итоге, для того, чтобы определить, почему многодетная семья, а именно семья с четырьмя детьми и более, считает, что свободных денежных средств достаточно в семейном бюджете, необходимо более глубоко изучить именно мнение многодетные семьи. Соответственно, целесообразно провести анализ материального положения современных семей с несовершеннолетними детьми с помощью более объективного интегрального показателя, который используется нами в кластерном анализе.
Анализ полученных данных
В результате, семьи, которые изучались нами со слов респондентов, были распределены по четырем кластерам:
Рисунок 3 – Кластеризация современных семей с несовершеннолетними детьми, (в % от общего числа опрошенных, N=938)
Итак, нами была получена следующая кластеризация (Рисунок 3):
Именно четвертый кластер привлек особое наше внимание как исследователей.
Особенности
каждого кластера можно проследить
при анализе обращений
Кластеризация
позволяет нам вести речь об особенностях
культурного каптала в
Рисунка 4 – Распределение семей с традицией совместного с детьми чтения книг,
(в % от общего числа респондентов, N=938)
При этом, стоит сказать, что из тех родителей которые готовы воспитывать и помогать своему ребенку всю жизнь 35% являются представителями среденобеспеченных семей без ценности образования, стоит предположить, что и помощь в воспитании ребенку будет оказана поверхностно. 30% респондентов, которые готовы заниматься воспитанием и образование детей всю жизнь – родители их среднеобеспеченных семей с ценностью образования, 18% - из семей с доходом выше среднего, 17% - малообеспеченные семьи.
После проведенного шага кластеризации необходимо просмотреть характер брачно-семейных отношений в каждом кластере, чтобы полностью охарактеризовать полученные группы семей.
В
том случае, если же мы измеряем экономическое
благополучие семьи по разработанному
нами кластерному подходу с