Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:09, курсовая работа
В настоящее время нам обязательно надо знать, что такое информационная война, из каких частей она состоит, какие виды существуют и какие цели преследует. В данной курсовой работе мы обязательно рассмотрим все эти понятия.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение информационной войны в Чечне. Понять какие приемы были использованы и могут использоваться, что позволит перевести из разряда скрытых угроз в явные и избежать новых жертв.
Введение
1 Глава Общая характеристика информационной войны
Информационная эра
Понятие информационной войны
Основные методы информационной войны
Виды информационных атак
Цели информационной войны
Последствия информационной войны
2 Глава Информационная война в Чечне
Заключение
Список используемой литературы
Обобщение сказанного в контексте информационных самообучающихся систем может означать:
1) стабильное сокращение информационной емкости системы, гибель элементов и подструктур. Подобное упрощение системы делает ее безопасной для агрессора;
2) решение ранее несвойственных задач, т.е. задач в интересах победителя. Потенции информационной системы направлены на отработку тех входных данных, которые поставляет на вход победитель;
3) побежденная система как бы встраивается в общий алгоритм функционирования победителя, т.е. поглощается структурой победителя.
Таким образом, особой разницы для потерпевшей поражение системы от того, в какой войне, ядерной или информационной, она проиграла, нет.
Разница может быть только в том, что информационная война не имеет финала, так как проблема окончания информационной войны, как и проблема ее начала, относится к алгоритмически неразрешимым проблемам. Более того, нет причин, по которым агрессор прекратил бы свое воздействие на жертву.
После всего сказанного осталось рассмотреть возможные результаты информационной войны, о которых не думает развязавшая ее сторона.
Так, в случае войны огнестрельным автоматическим оружием победителю достаются разрушенные города, уничтоженные и покалеченные человеческие ресурсы. И это понятно: огнестрельное оружие в первую очередь направлено на уничтожение военной техники и живой силы противника.
Ядерным оружием бьют уже по мирному населению, и, как показал опыт его применения США по японским мирным жителям, — на равнинах оно более эффективно. До сегодняшнего дня это оружие применялось в основном для того, чтобы продемонстрировать свою силу, а потом диктовать запуганной жертве правила поведения. Нежелательные же последствия глобальной ядерной войны — ядерная зима.
В 1999 году те же США с таким же энтузиазмом испытали новые графитовые бомбы на населении Югославии.
Информационная
оружие направлено непосредственно
на изменение поведения
Таким образом, прослеживается определенная иерархия в типах войн, охватывающих человечество, и применяемом в этих войнах оружие, направленном на:
1) уничтожение;
2) запугивание;
3) изменение поведения.
В конце-то
концов цель любой войны заключается в
изменении поведения противника, в постановке
его на то место, где его хотелось бы видеть.
Но если все предыдущие войны вели к желаемому
результату через запугивание и уничтожение,
то при информационной войне это делается
непосредственно напрямую и может продолжаться
сколь угодно долго, до тех пор пока «кот
сам не захочет отпустить мышь».
Общий алгоритм представляется в виде, показанном на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Обобщенная схема войны.
Так
каковы же могут быть
Победителем информационной войны становится та сторона, которая более полно способна промоделировать поведение противника в различных ситуациях, определить собственный алгоритм поведения и реализовать его. Более полно промоделировать поведение противника — это значит в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике; это значит более полно изучить поведение противника — знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т.п.
Для решения этой задачи наилучшими инструментами являются средства вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением. Ситуационное моделирование в режиме реального времени сегодня вполне по плечу высокопроизводительным комплексам; проблема только в реализуемой поведенческой модели конкретных социальных объектов, конкретных людей. И проблема эта тем лучше решается, чем больше информации об анализируемых и моделируемых объектах.
Понятно, что результаты от применения компьютерных моделей тем качественнее, чем серьезнее используемая платформа, включающая в себя: вычислительные мощности, интеллектуальные возможности программистов-математиков, опыт специалистов, работающих в области практической поведенческой психологии. Серьезность платформы, к сожалению, определяется не идеалами, а финансами. Поэтому, у кого основные капиталы, у того и более совершенное информационное оружие. В отличие от химического или ядерного, да даже просто, огнестрельного оружия на применение ЭВМ (основного элемента информационного оружия) нет законодательного запрета ни в одной стране мира (в США запрет на продажу в определенные страны касается только суперЭВМ). Говорильни же о запрете информационного оружия выглядят просто смешными, так как запрет этот ни теоретически, ни практически невозможно проконтролировать. Компьютеры доступны всем. Вопрос только в том, кто первый выстрелит и сумеет «дожать» ситуацию.
Безусловно, информационные войны на нашей планете велись с тех пор, как люди научились говорить, понимать и соответственно этому пониманию запугивать и дурить друг друга. Но эффективность подобных информационных операций по сравнению с применением даже примитивного холодного оружия «оставляла желать лучшего». Это объяснимо. Стрела из лука долетит быстрее и сделает больше, чем долгое и нудное объяснение словами, которое к тому же обязано быть убедительным, а иначе оно не способно дать рост мыслям именно в нужном направлении. Компьютер и средства глобальной телекоммуникации изменили окружающее пространство. Теперь воздействовать информацией стало проще, быстрее, безнаказанней, а самое главное, дешевле, чем любым другим видом оружия. Отдельные информационные ручейки между людьми и странами благодаря средствам вычислительной техники и телекоммуникационным системам слились в одну сплошную реку, которую уже невозможно запрудить, ее даже невозможно перекрыть «рыболовными сетями». Время на передачу сообщений свелось к нулю. Время на осмысление полученной информации, благодаря соответствующим технологиям, также резко сократилось. В этой ситуации что-то делать для информационной защиты традиционными пассивными методами стало бессмысленно.
Более
того, используя современные
Средства вычислительной техники сегодня вполне позволяют в режиме реального времени создать виртуальную модель объекта и его связей, а затем проецировать ее на окружающий мир, на зрителей, ожидающих события.
Всегда побеждает тот, кому уже сегодня принадлежит будущее.
За всем сказанным не только стоит возможность корректировки и подмены выступлений политических лидеров, приказов командующих боевыми соединениями, но проступают черты и более глобальных мистификаций.
Покинуть поле действия — это значит забыть язык, культуру, т.е. умереть. Единственное надежное средство пассивной защиты от информационного оружия — это глубокая могила.
А иначе не получится находиться в одном помещении с другими людьми, но при этом не слышать и не понимать того, что они говорят. Тот, кто убедительно говорит, тот и атакует. А тот, кто атакует в этой сфере, тот и перепрограммирует противника, а значит, победит.
Любое государство может эффективно себя защищать в сфере информационного противодействия исключительно активными методами, т.е. применением всех средств информационного воздействия, включая прогнозное компьютерное моделирование, по всему спектру внешних и внутренних врагов. Именно прогнозное компьютерное моделирование является той сетью, которая набрасывается на мир информационных систем, заставляя эти системы постоянно наращивать собственные мощности, порождая контроль, контроль за контролем и т.д.
Исходными данными систем, функционирующих в социальном пространстве, являются общегосударственные и частные банки данных на граждан, предприятия, услуги, товары и т.п. Объемы этих баз постоянно растут. Туда заносится не только фамилия, имя и отчество, туда заносится весь жизненный путь, включая состояние здоровья на этом пути. А зная прошлое, иногда проще прогнозировать будущее.
В описанных выше условиях побежденному в информационной войне не остается никаких шансов на ответный удар. И он это осознает. Поверженный в информационной войне интуитивно понимает, что любое его логически обоснованное рациональное поведение уже просчитано и запрограммировано врагом. Единственное, что ему остается, — это иррациональное поведение.
После информационной войны ядерной зимы не бывает.
Результатом информационной войны становится иррациональное поведение поверженных систем; это их единственный путь «встать на ноги». Иррациональное поведение это хаос, это бесцельная смута, это терроризм.
Не случайно терроризм в настоящее время уже рассматривается как широкомасштабное явление и приобретает все большее политическое звучание. В «Белой книге Российских спецслужб» отмечается, что в современных условиях терроризм стал одним из методов политической борьбы. «Суть этого явления заключается в применении крайних мер насилия или угрозы такового с целью устрашения политических противников, принуждения органов власти или населения к определенным действиям или отказу от них».
При этом наибольший эффект террористические акции могут дать их организаторам через террористическое воздействие на объекты кибернетического пространства. Есть мнение, что: «Самой заманчивой целью для терроризма нового поколения следует признать деловые центры обработки информации, прежде всего компьютеризованные банковские учреждения.
Террористический удар СВЧ-излучения по крупному банку способен вызвать системный кризис всей финансовой системы развитых стран, поскольку он лишает общество доверия к современным технологиям денежного рынка».
Однако, сделав столь категорический вывод, они, возможно, забыли учесть одно маленькое обстоятельство, заключающееся в том, что про факт террористического воздействия на крупный банк общество скорее всего ничего не узнает, так как, когда выгодно владельцам СМИ, они могут дружно навесить ярлык отрицания на любую, даже самую сенсационную информацию. Но а кроме того, всегда надо помнить, что сегодня СМИ уже являются классическим информационным оружием, принадлежащим тому, кто платит, т.е. правящей верхушке, и применяются для управления собственным народом по заказу.
Терроризм неизбежно становится панацеей от всех бед. Сценарий террористического акта прост: выдвижение условий, а в случае отказа их удовлетворить ¾ уничтожение ни в чем неповинных людей или нанесение серьезного материального ущерба. Аналогичным образом сегодня ведут себя США. Они выдвигают требование к президенту Югославии, а затем планомерно начинают уничтожать экономику страны и ее жителей.
Уровень развития современного туризма и телекоммуникаций значительно облегчает действия террористов. Для того, чтобы убивать людей совсем не обязательно иметь спутники и радиоуправляемые с них ракеты. Здесь, дело за малым¾ была бы воля. Ибо для подобных войн, еще раз отметим, характерно не только отсутствие факта объявления войны, но и их направленность на мирных жителей. Армия, как правило, в силу опыта и имеющихся средств защиты несет минимальные потери, по сравнению с населением.
2 Глава Информационная война в Чечне
2.1. Этапы информационной войны в Чечне
Грозный, август
1996 г.
ОРТ, 6 авг.
...Сегодня утром большой отряд боевиков
совершил вооруженное нападение на Грозный.
Весь день в городе идут бои, в разных районах
с большей или меньшей интенсивностью.
Наши корреспонденты, находящиеся в Чечне,
так же, как и журналисты других телевизионных
агентств, не имели сегодня возможности
передавать в редакции видеоматериалы,
отснятые ими в Грозном. Информация же,
которая поступала от военных, была весьма
противоречива...
НТВ, 6 авг.
...Руководство МВД Чечни считает, что ликвидировать
боевиков, засевших в Грозном, удастся
лишь через несколько дней. О том, что ситуация
в городе тяжелая, свидетельствует тот
факт, что журналисты, находившиеся в городе
во время нападения боевиков, не имеют
возможности выехать оттуда, а те, кто
был на окраине, не могут в него войти.