Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:25, контрольная работа
В общем плане кампании Вооруженных Сил СССР на 1945 год наиболее подробно было разработано январское наступление, которое намечалось развернуть от Балтики до южных порогов Карпат. В ходе его советским войскам предстояло разгромить противника в Польше, завершить освобождение польского народа от гитлеровской тирании. В целом оно должно было создать выгодные условия для наступления на Берлин.
Введение 3
1 Подготовка к боевым действиям 4
2 Анализ боевых действий и развитие тактики сухопутных подразделений в Висло-Одерской операции 6
3 Анализ боевых действий и развитие тактики воздушных подразделений в Висло-Одерской операции………………………………………………………23
Заключение …..35
Список используемой литературы.......................................................................36
Военный учебно-научный центр Сухопутных Войск
«Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации»
(филиал г. Пенза)
Кафедра «Тактики и службы ракетно-артиллерийского вооружения»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Военная история»
Тема: «Анализ боевых действий и развитие тактики с Висло-Одерской операции»
Выполнил: |
|
курсант 445-3 учебного отделения Кирочкин А.А |
Пенза – 2012
Содержание
Введение 3
1 Подготовка к боевым действиям 4
2 Анализ боевых действий и развитие тактики сухопутных подразделений в Висло-Одерской операции 6
3 Анализ боевых действий и развитие тактики воздушных подразделений в Висло-Одерской операции………………………………………………………
Заключение …..35
Список используемой литературы....................
Введение
Вторая мировая война сыграла огромное значение для развития как мира в целом, так и для России в целом. Она явилась суровым испытанием для народов, проверкой прочности государств, участвовавших в ней.
В общем плане кампании Вооруженных Сил СССР на 1945 год наиболее подробно было разработано январское наступление, которое намечалось развернуть от Балтики до южных порогов Карпат. В ходе его советским войскам предстояло разгромить противника в Польше, завершить освобождение польского народа от гитлеровской тирании. В целом оно должно было создать выгодные условия для наступления на Берлин.
Центральное место в наступательных действиях Советской Армии занимало освобождение Польши, начавшееся еще во второй половине 1944 г. в ходе Белорусской операции. Пять лет польский народ изнывал под ярмом немецко-фашистских оккупантов. Они превратили польские села в пепелища, города в развалины, залили страну потоками крови. Теперь наступил час возмездия. Плечом к плечу с советскими солдатами и офицерами за свободу и независимость своей родины сражались воины 1-й армии Войска Польского, сформированной на территории СССР. Трудящиеся страны, перенесшие за годы фашистской оккупации тяжелые муки и лишения, с радостью и воодушевлением встречали своих освободителей, оказывали им всемерную помощь.
Операция по освобождению польских земель к западу от Вислы получила название Висло-Одерской. Основная ее идея состояла в том, чтобы одновременными сильными ударами на нескольких участках взломать оборону противника, быстро ввести в образовавшиеся бреши крупные массы войск и, развивая успех танковыми и механизированными соединениями, стремительно преследовать противника. Исходным рубежом наступления была река Висла. В данной контрольной работе я попробую провести анализ боевых действий и проследить развитие тактики в Висло-Одерской операции.
1 Подготовка к боевым действиям
Висло-Одерская операция - наступательная операция 1-го Белорусского (маршал Г.К. Жуков) и 1-го Украинского фронтов (маршал И.С. Конев) в районе между Вислой и Одером 12 января — 3 февраля 1945 г. (Вторая мировая война, 1939-1945). Численность наступавших войск составила 2,2 млн человек (около 40% действующих на советско-германском фронте войск). Они имели 34 тыс. орудий, 6,5 тыс. танков и САУ, 4,8 тыс. самолетов. Им противостояла немецкая группа армий «А» под командованием генерала И. Гарпе (400 тыс. чел.), которая имела 5 тыс. орудий, 1220 танков и 630 самолетов. Таким образом, превосходство советских войск было подавляющим, что позволило им после тщательной подготовки нанести удар невиданной силы.
Рисунок 1 - Висло-Одерская операция
После смены командующих 28 и 25 ноября 1944 г. последовали директивы Ставки ВГК на проведение наступательной операции командующим 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов соответственно. Разработка планов операций штабами двух фронтов заняла чуть меньше месяца. 23 декабря 1944 г. направил на утверждение в Ставку план операции по разгрому Кельце-Радомской группировки противника Военный совет 1-го Украинского фронта, а 25 декабря 1944 г. – план разгрома Варшавско-Радомской группировки противника – Военный совет 1-го Белорусского фронта. Оба плана были утверждены Ставкой в один и тот же день: 29 декабря 1944 г.
После официального одобрения планов началось сосредоточение войск на плацдармах. В 1-м Белорусском фронте в период с 1 по 12 января на магнушевский плацдарм были введены 61-я армия, 5-я ударная армия, 1-я и 2-я гв. танковые армии, 2-й гв. кавалерийский корпус и части усиления. В 1-м Украинском фронте на сандомирский плацдарм вводились 52-я армия, 6-я и 60-я армии, 3-я гв. танковая армия, три танковых и кавалерийский корпуса и части усиления. Если немецкое командование растаскивало войска по флангам советско-германского фронта, то советское в конце 1944 г. собирало их в центре. 61-я армия была выведена из Прибалтики и направлена под Варшаву. Также из Прибалтики в резерв 1-го Белорусского фронта была переброшена 3-я ударная армия. 5-я ударная армия была выведена в резерв Ставки ВГК из состава 3-го Украинского фронта в сентябре 1944 г. после Ясско-Кишиневской операции. Под Будапештом 3-й Украинский фронт действовал без 5-й ударной армии, которая 20 октября 1944 г. была подчинена 1-му Белорусскому фронту. 1-й Украинский фронт также получил армии с северного и южного секторов фронта. Во-первых, И.С. Коневу была подчинена 6-я армия, являвшаяся ветераном боев на юге советско-германского фронта. Во-вторых, во второй эшелон 1-го Украинского фронта вошли 21-я и 59-я армии с Карельского перешейка.
План операции был подготовлен К.К. Рокоссовским к 17 декабря, а утвержден был уже 22 декабря 1944 г. С помощью наступления 2-го и 3-го Белорусских фронтов советское командование предполагало отсечь сосредоточенные в Восточной Пруссии войска группы армий «Центр» (580 тыс. человек) от основных сил германской армии. Тем самым немецкое командование лишалось возможности восстановить сокрушаемый войсками Г.К. Жукова и И.С. Конева фронт за счет переброски войск из Восточной Пруссии. При этом следует отметить, что в журнале боевых действий штаба оперативного руководства вермахта направление удара советских войск в Восточной Пруссии было оценено неверно. Предполагалось, что будет нанесен удар «через Нарев в направлении на Торн и следующим ударом от восточной границы в западном и юго-западном направлении». План операции 2-го Белорусского фронта предусматривал удар через Нарев на Мариенбург, в направлении Данцигской бухты, т.е. не на запад, а на северо-запад.
Войска четырех фронтов были готовы к наступлению уже к 8 – 10 января 1945 г., но из-за погодных условий и густых туманов оно было отложено. Одним из распространенных заблуждений относительно Висло-Одерской операции является привязка ее начала к неким «просьбам» союзников. Якобы она была начата на несколько дней раньше в связи с тяжелым положением англо-американских войск в Арденнах. Однако к концу декабря 1944 г. кризис миновал, и 3 января 1945 г. началось общее наступление союзников с севера и с юга в общем направлении на Уффализ. Англо-американские войска медленно, но верно вытесняли немцев из вбитого в их оборону клина. То, что принято называть «мольбами о помощи» со стороны Черчилля, в действительности было простым запросом о планах Красной армии на январь 1945 г. Набирая политические очки, И.В. Сталин пообещал начать наступление раньше, хотя в действительности операция начиналась позже запланированного срока. Утверждения И.С. Конева о том, что первоначально операция была назначена на 20 января, но затем была перенесена на 12 января, звучит нелогично на фоне сосредоточения войск на сандомирском плацдарме. На плацдарме к 9 января было собрано пять общевойсковых, две танковые армий и три отдельных танковых корпуса. Держать такую массу войск на ограниченном пространстве в течение двух недель с 5 по 20 января не было никакой необходимости. То же самое мы наблюдаем в полосе 1-го Белорусского фронта: 61-я армия закончила сосредоточение на плацдарме 5 января, а 5-я ударная и 33-я армии – 8 января. Помимо вскрытия сосредоточения войск немецкой разведкой набитый пехотой и танками плацдарм мог стать объектом артиллерийского обстрела и ударов с воздуха, когда почти каждый снаряд или бомба находили бы себе жертву.
Томительное ожидание советского наступления пронизывало немецкие войска от верховного командования до солдат и младших командиров включительно. Данные воздушной разведки, шум моторов, интенсификация разведывательной деятельности советских войск – все это свидетельствовало о скором начале крупной наступательной операции. Несмотря на все более частые сбои немецкой военной машины, разведкой было, в частности, вскрыто сосредоточение 5-й ударной армии на магнушевском плацдарме. Разведпоиски заставили обороняющихся усилить боевое охранение на передовых позициях. Также не обошлось без перебежчиков, сообщивших противнику о времени перехода в наступление.
За несколько дней до начала наступления по данным разведки стало известно, что противник в районе плацдармов отвел пехоту из первых траншей и часть артиллерии в глубину обороны. 11.01.45 г., т. е. за сутки до начала операции, разведчик 16-го одрап старший лейтенант Г.Е.Кульманов, выполняя полет на самолете Як-9, визуально с бреющего полета обнаружил, что на нескольких позициях противник установил макеты орудий. Вскоре отвод войск в глубину подтвердили разведчики штурмовых авиадивизий.
Шум моторов в последних перегруппировках войск в ночь с 11 на 12 января на фронте сандомирского плацдарма маскировали громкой музыкой через репродукторы. Последним номером этого своеобразного концерта стал новый гимн Советского Союза (впервые исполненный 1 января 1944 г). После того как в морозной ночи прозвучали под литавры последние слова гимна – «Знамя советское, знамя народное, пусть от победы к победе ведет!» – наступила секундная пауза, за которой загрохотали сотни орудий, сливаясь в один оглушительный рев.
Итак, советское командование тщательно готовилась к операции и дата была проведения была отодвинута на несколько дней вперед из-за плохой погоды. Также данные воздушной разведки в совокупности с другими сведениями и условия погоды были учтены. Взамен мощной артиллерийской подготовки было намечено провести огневой налет, вслед за которым вместо атаки главными силами начать наступление передовых батальонов, поддержанных огневым валом.
2 Анализ боевых действий и развитие тактики сухопутных подразделений в Висло-Одерской операции
Объективно оценивая плацдармы как стартовые позиции для советского наступления, немецкое командование окружило их плотно построенными войсками. Если в среднем во всей полосе обороны группы армий «А» пехотная дивизия оборонялась на фронте 15 км, то по периметру плацдармов плотность возрастала до одной пехотной дивизии на 5 – 10 км фронта. В течение нескольких месяцев вокруг плацдармов была построена развитая система обороны. Ее первая полоса состояла из трех четырех позиций, оборудованных большим количеством пулеметных площадок, наблюдательных пунктов, блиндажей и убежищ. Вторая полоса обороны находилась в 12 – 15 км от переднего края главной полосы и состояла из двух трех линий сплошных траншей и опорных пунктов. Как метод ведения вооруженной борьбы, вторая полоса обороны появилась на советско-германском фронте в 1942 г. В дальнейшем вторая полоса обороны стала стандартным приемом вермахта, породившим ответные меры в технике ведения наступлений Красной армии. Смысл построения второй полосы обороны вполне очевиден. Во-первых, вторая полоса находилась вне зоны действия основной массы артиллерии наступающего. Соответственно, поразить ее с тех же позиций, с которых проводилась артиллерийская подготовка наступления на первую полосу, было затруднительно. Во-вторых, она не просматривалась с переднего края и ее разведка до начала наступления могла проводиться только авиацией. Занимать вторую полосу обороны должны были резервы, заблаговременно или в ходе борьбы за главную полосу обороны. Наступающий, соответственно, стремился упредить выход резервов на вторую полосу или же использовать ее незанятые участки. В худшем случае для прорыва второй полосы требовалось перемещать крупные силы артиллерии, проводить артподготовку, фактически заново готовясь к прорыву. В качестве резервов для борьбы за вторую полосу обороны поблизости от плацдармов располагались оперативные резервы немцев: XXIV танковый корпус против сандомирского плацдарма и XXXX танковый корпус против магнушевского плацдарма.
Руководство всех четырех изготовившихся к рывку в глубину Польши и Германии советских фронтов было намерено взламывать возводившуюся противником в течение нескольких месяцев оборону мощным артиллерийским ударом. Плотность артиллерии на участках прорыва 1-го Белорусского фронта на магнушевском и пулавском плацдармах составляла 300 – 310 орудий на километр. На участке прорыва 1-го Украинского фронта плотность артиллерии составляла 230 – 250 орудий на километр. Увеличение плотности артиллерии позволяло не только эффективнее подавлять и уничтожать оборону на переднем крае, но и поражать построение войск противника на значительную глубину. Если в 1943 г. оборона поражалась на глубину до 3 – 4 км, то в заключительных операциях войны глубина подавления достигала 8 – 10 км. Кроме того, артиллерийская подготовка была существенно сокращена по времени. Сокращение производилось не только за счет наращивания плотностей артиллерии, когда большее количество снарядов можно было обрушить на противника в меньший промежуток времени. Еще одним резервом стал отказ по опыту войны от ложных переносов огня. Ранее предполагалось, что перенос огня в глубину должен заставить обороняющихся выйти из укрытий и возвращение огня обратно приведет к поражению занявших позиции у пулеметов и орудий пехотинцев. Однако опыт операций 1942 – 1943 гг. показал, что ложные переносы не дают ожидаемого результата, одновременно удлиняя артподготовку. Двух– или даже трехчасовая артподготовка давала противнику возможность определить направление главного удара и поднять по тревоге резервы. Если резервы были моторизованы, то каждый час играл на руку обороняющемуся. Советская военная мысль вошла в 1945 г. с рядом новинок в проведении наступательных операций. По основному варианту действий длительность артиллерийской подготовки в плане наступления 1-го Белорусского фронта в январе 1945 г. составляла всего 25 минут. Выжившие после удара артиллерии ДЗОТы и огневые точки уже не были непреодолимым препятствием для советской пехоты образца 1945 г. Они уничтожались во взаимодействии с танками и САУ непосредственной поддержки.
Однако немецкая тактика обороны также не стояла на месте. «Жемчужное ожерелье» опорных пунктов начального периода войны было предано забвению. Опорные пункты могли быть разбиты сосредоточенным огнем артиллерии, и их сменила сплошная траншея. Главной задачей обороны стало обеспечение выживания занимающих передовые позиции частей под ударом советской артиллерии. В рамках решения этой задачи особенностью немецкой обороны образца января 1945 г. было сосредоточение усилий во второй траншее, удаленной от первой на 2 – 3 км. Предполагалось, что в случае начала советского наступления пехота отойдет из первой траншеи и примет бой во второй. Соответственно, тяжесть удара артиллерии наступающего придется по пустому месту – оставленным позициям первой траншеи. Основная масса инженерных заграждений в рамках этого плана концентрировалась между первой и второй траншеями. Первая и вторая траншея через каждые 300 – 500 м соединялись ходами сообщения. Впереди первой траншеи на удалении 200 – 300 м оборудовались позиции боевого охранения.
Информация о работе Анализ боевых действий и развитие тактики с Висло-Одерской операции