Участие России в международной экономической интеграции (АТЭС, ЕВРАЗЭС, СНГ, БРИК, ШОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Краткое описание

Цель: изучение мировых интеграционных процессов, проходящих с участием России.
Задачи:
1. Исследовать деятельность России в основных интеграционных группировках;
2. Проанализировать перспективы и проблемы участия России в международной экономической интеграции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Постсоветские интеграционные объединения с участием России…….….…4
2 Интеграционные объединения со смешанным составом………………….…10
3 Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику..….....13
Заключение…………………………………………………………………..…....19
Список литературы………………………………………………….…………....21

Содержимое работы - 1 файл

реферат.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

      2 Интеграционные объединения со смешанным составом

      Наиболее  значимым из них является форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), учрежденный в ноябре 1989 г. С 1993г. проводятся ежегодные саммиты АТЭС на высшем уровне, где обсуждаются основные вопросы сотрудничества. В настоящее время АТЭС насчитывает 21 участника: Австралия, Бруней, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия (принята в 1997 г.), Сингапур, США, Тайланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Японию. Поскольку в АТЭС входят Гонконг (часть КНР) и Тайвань, его участники официально именуют себя не странами-членами (или государствами-членами), а экономиками.

      Территориально-географическая разобщенность участников АТЭС, резкие различия между ними по уровням социально-экономического развития, структурам экономик, традициям и т. д. исключают возможность тесной интеграции между ними. АТЭС выступает как орудие «мягкой интеграции», отдаленной целью которой объявлено формирование ЗСТ к 2020 г. (при этом развитые страны, входящие в АТЭС, призваны полностью либерализовать свой импорт из других государств-членов к 2010 г.).

      Хотя  официально по-прежнему декларируется консультативный статус АТЭС, фактически предпринимаются небезрезультатные попытки выработки и применения согласованных правил «внутриблоковой» торговли и инвестиций. Для этого созданы и действуют специализированные комитеты, подкомитеты и рабочие группы (по торговле и инвестициям, вопросам бюджета и управления, таможенным процедурам, стандартам, науке и технологиям, энергетике и т. д.). Важную роль в развитии сотрудничества играет Деловой консультативный совет, состоящий из авторитетных представителей бизнеса (до трех от каждой страны). Одна из важных форм его работы – организация диалогов по развитию сотрудничества в конкретных секторах с участием представителей бизнес-элит заинтересованных стран, в том числе России.

      В соответствии с решением третьего саммита  в Осаке (1995 г.) каждая страна-участница  разрабатывает для себя и ежегодно обновляет Индивидуальный план действий по либерализации торговли и инвестиций, составляемый по унифицированной схеме. Принимаются меры по выполнению принятой в 1997 г. на пятом саммите Программы  ускоренной добровольной секторальной либерализации, которая предусматривает  досрочное (до 2020 г.) устранение тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли. В настоящее время реализуются более 250 совместных экономических проектов, финансируемых из средств оперативного счета АТЭС. Страны АТЭС предпринимают усилия для разработки и проведения согласованной политики в области глобальной электронной коммерции. В целом участие в АТЭС играет позитивную роль для всех его участников, в том числе РФ, хотя пока не достигнуто весомых результатов в области их взаимной интеграции как таковой. В частности, ЗСТ остается отдаленной перспективой. АТЭС как международная организация в ее нынешнем виде пока не стала отдельным субъектом экономической глобализации, но участие в этой ассоциации расширяет потенциал ее участников как глобальных игроков, позволяет им не только лучше адаптироваться к ГЭ, но и активнее влиять на нее. Кроме того, поскольку АТЭС является единственным интеграционным образованием с участием стран четырех континентов (кроме Африки, которая не омывается водами Тихого океана), ее укрепление как интеграционного блока, особенно по линии формирования ЗСТ, дало бы особенно мощный дополнительный импульс процессу глобализации, прежде всего в сферах торговли и инвестиций, а также в других областях МЭО.

      Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС) вызывает  ассоциации с АСЕАН в том смысле, что ШОС также заявила о себе в первую очередь как солидная политическая организация, играющая видную роль в укреплении мира и безопасности как в своем регионе, так и во всем мире. Заслуживает высокой оценки также роль ШОС в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Вместе с тем в области экономической интеграции ШОС – в отличие от АСЕАН – даже формально не поставила перед собой определенной цели (формирования ЗПТ, ЗСТ или тем более таможенного либо экономического союза). Как формирующееся экономическое интеграционное объединение, если ШОС призвана в будущем стать таковым, она пока никак не проявила себя. В этом смысле говорить о роли ШОС в ГЭ по меньшей мере преждевременно, хотя в других областях глобализации (военно-политической, гуманитарной и др.) она уже проявляет себя как весомый позитивный фактор [2].

      БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай. Сокращение было впервые предложено финансовым аналитиком из корпорации Голдман-Сакс в ноябре 2001 года в аналитической записке банка [5]. По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

      В Голдман-Сакс не предполагали наличие координации экономических политик между странами БРИК. Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое влияние». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009-го года там же [8]. Ученые выделяют, по крайне мере, три причины, которые делают членов БРИК единомышленниками. Задача каждого – трансформировать свое быстро растущее экономическое могущество и политическое влияние на мировой сцене. Второе – ни одна из этих стран не заинтересована в формировании однополярного мира, где США, кА единственная сверхдержава обладает как она сама считает «золотой, то есть определяющей акцией при решении любой проблемы в любой точке земного шара». И последнее – общие взгляды четверки на неправомерные действия Вашингтона после распада СССР. Что было продемонстрировано в Ираке и Югославии. Четверка думает иначе [5].

      Таким образом, экономическая глобализация и международная экономическая интеграция выступают как своего рода «две стороны одной медали», как два проявления интернационализации хозяйственной жизни в их противоречивом единстве. МЭИ, особенно в ЕС, дала мощный импульс переходу интернационализации на стадию ГЭ. Вместе с тем далеко не все из наиболее значительных интеграционных объединений в современном мире утвердили себя как весомый фактор и активный субъект, а тем «мотор» ГЭ. К сожалению, это относится до сих пор и ко всем интеграционным группировкам на постсоветском пространстве с участием РФ.  

      3 Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику

      В настоящее время Россия является полноправным участником большинства  наиболее влиятельных международных  интеграционных группировок, что позволяет  ей лоббировать там свои политические и экономические интересы.

      Для России сотрудничество с государствами  Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени  Россия не принимала серьезного участия  в работе форума. Однако в 2005 году В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в  данной организации, а на последнем  саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке [7].

      Содружество Независимых Государств в последнее  время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся  к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той  и другой стороне. Особенно такое  разделение усилили ряд бархатных  революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку  основано не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

      Шанхайская  Организация Сотрудничества также  имеет ряд проблем.

      Пессимистично настроенные эксперты отмечают в  качестве двух наиболее очевидных проблем  ШОС слишком большие расхождения  интересов между ее членами и  неопределенность в вопросе о  ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят члены ШОС [1].

      Интересы  России в Центральной Азии перекликаются с национальными интересами государств региона в Российской Федерации, что, в свою очередь, приводит к противоречиям интересов центрально-азиатских республик внутри региона.

      Интересы  Казахстана ориентированы на экспорт казахской нефти и газа на Запад через российские трубопроводы.

      Интересы  Киргизии в борьбе с исламским экстремизмом состоят в том, чтобы не быть втянутой в борьбу, так как это может ухудшить и так слабую экономику республики и повлиять на социальные реформы. Стратегическая цель Киргизии – обеспечить безопасность страны, опираясь на дружбу и сотрудничество с РФ, КНР и взаимодействуя с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

      Национальные  интересы Узбекистана направлены на усиление возможности стать лидером в Центрально-Азиатском регионе, что явно противоречит интересам Казахстана, и особенно Таджикистана, который объединяет различные политические силы, в том числе исламскую оппозицию, и опирается на российскую военную базу, дислоцированную в республике.

      Национальные  интересы Китая, наряду с решением общих антитеррористических задач, сводятся к стремлению превратить ШОС в инструмент реализации своей экономической политики в Центральной Азии, ведь кроме ШОС у Пекина нет других структур в регионе, в отличие от России.

      Однако  данная группировка имеет серьезный  потенциал, который в первую очередь  определяется экономическим потенциалом  России и Китая, участвующих в  ней. Для его раскрытия ШОС  следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые  могут способствовать расширению роли данной организации.

      Дальнейшему усилению роли ШОС могут способствовать следующие меры:

      1. Вступление Индии. Подключение  такого крупного и авторитетного  государства превратило бы ШОС  в одну из наиболее влиятельных  международных организаций. Удалось  бы значительно стимулировать  экономическую кооперацию за  счет индийского потенциала, а  также расширить вовлеченность  Дели в политическое сотрудничество  на восточном и северном направлениях.

      2. Принятие Монголии, наряду с закрытием  территориальной «бреши» в ШОС  и стимулированием экономического  сотрудничества за счет потенциала (в первую очередь ресурсного) этой страны, имело бы большой  демонстрационный эффект, поскольку  в настоящее время основным  торговым партнером Монголии  является США, что вполне характерно  для посткоммунистической экономики  азиатского государства.

      3. Афганистан можно вовлечь в  работу Шанхайской организации  сотрудничества, предоставив ему  статус наблюдателя и активизировав  роль ШОС в борьбе с наркоторговлей  и в усилиях по стабилизации  положения в этой стране.

      4. Значительная активизация экономического  сотрудничества в рамках ШОС  за счет государственного финансирования  многосторонних проектов. Наилучшим  вариантом было бы создание  программы или фонда развития  ШОС, которые бы финансировались  из госбюджетов стран-членов.

      5. Направление экономической активности  Китая в рамках ШОС в более  конструктивное русло, разъясняя  преимущества широкого и комплексного  подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени  отвечал бы общим интересам.

      6. Учреждение на базе экспертного  Форума Шанхайской организации  сотрудничества, Международного института,  призванного исследовать политическое  и экономическое развитие региона  охвата ШОС [1].

      Осуществление вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило  бы ее в ряд наиболее влиятельных  международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов  в Азии.

      В свою очередь, промышленно-инновационная  интеграция в рамках ЕврАзЭС привела  бы к резкому увеличению объемов  грузоперевозок по уже существующей системе транспортных коммуникаций и кардинальной интенсификации сотрудничества в других направлениях экономики, политики и безопасности. В результате, все  это привело бы к усилению ЕврАзЭС  как регионального экономического блока и заложило бы экономическую  основу для последующего выстраивания многоплановых и взаимовыгодных отношений стран-членов ЕврАзЭС  с Китаем в рамках ШОС по формуле  «ЕврАзЭС + Китай». В перспективе, промышленно-инновационная  интеграция в рамках ЕврАзЭС и  ШОС могла бы сыграть немаловажную роль и в плане восстановления экономики Афганистана. Как представляется, особые возможности для ускорения  процесса реабилитации этой страны имеются  в аграрном секторе. Многообещающим могло бы стать создание с Афганистаном сельскохозяйственных холдингов, специализирующихся на животноводстве, выращивании хлопчатника, овощей и фруктов, а также переработке  плодоовощной продукции. Как следствие, это позволило бы предложить афганским крестьянам альтернативные опийному маку продовольственные и технические культуры, которые пользовались бы устойчивым спросом на рынках стран ЕврАзЭС и ШОС. Теоретически осуществление поэтапной экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС в долгосрочной перспективе могло бы привести к формированию мощного экономического блока, включающего Россию, Китай и страны Центральной Азии. Со временем к данному блоку могли бы присоединиться ряд других постсоветских государств и стран Евразии, в том числе Афганистан [6]. Однако на практике данный сценарий выглядит крайне маловероятным по различным причинам, прежде всего уже изложенным ранее.

Информация о работе Участие России в международной экономической интеграции (АТЭС, ЕВРАЗЭС, СНГ, БРИК, ШОС)