Транзактний аналіз Е.Берна і розпізнавання „его” -станів партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:33, реферат

Краткое описание

Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ — система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я («эго» - состояний).
Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который разработал его в 50-е гг. XX в.

Содержание работы

1. Сущность трансактного анализа и «эго»-состояний человека 3
2. Анализ трансакций 8
3. Применение трансактного анализа на практике 14
Выводы 21
Список использованных источников 22

Содержимое работы - 1 файл

МБК_реферат.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

     Пример 2. Руководитель: «Генеральное руководство  поручило нашему подразделению разработку нового продукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных». Подчиненный: «Ну надо, так надо, только вы также будете работать с  нами без выходных».

     Это может быть взаимодействие Ребенок—Родитель, когда подчиненный нуждается  в сочувствии и понимании со стороны  начальника и получает их, и наоборот

     Пример. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голова». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы выполним сами».

     Также два человека могут взаимодействовать  как Взрослый-Взрослый. Такие взаимодействия являются благоприятными в рабочей обстановке. Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это поручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в министерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».

     Основная  особенность дополнительных трансакций заключается в том, что векторы  взаимодействия параллельны, а следовательно, никогда не пересекаются. Данное правило  не зависит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будут  сохранять дополнительный (параллельный) характер, правило будет выполняться  независимо от того, заняты ли ее участники  на производстве обсуждением домашних дел (Родитель—Родитель), решают ли реальную производственную проблему (Взрослый—Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок—Ребенок).

     При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую  и естественную реакцию.

     Э.Берн первым правилом коммуникации считает  следующее: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать  гладко. Следствием из этого правила  является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.

     Обратное  правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.

     Пересекающиеся  трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

     Приме. Руководитель подчиненному: «Вы не брали красную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересующегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться кратким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти». Но у подчиненного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации.

     В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения  векторов. Важно выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого.

     Умение  анализировать трансакции является очень ценным для менеджера. Иногда на предприятие может приглашаться специалист-психотерапевт. Делается это в том случае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.

     Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции — угловые  и двойные, при которых один уровень  видимый — то, что произносится (Э. Берн называет его социальным), а  второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка  к Взрослому или от Ребенка  к Ребенку. Скрытые трансакции требуют  одновременного участия более чем  двух состояний Я.

     Вернемся  к самому первому примеру (Родитель – Родитель). В ответ на реплику руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кричите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору. В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов.

     Типичные  скрытые трансакции часто возникают  в жизни алкоголиков. Придя на работу утром с похмелья, такой  сообщает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается» Начальник: «У каждого бывает».

     Перед нами видимая трансакция Взрослый—Взрослый. На самом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние алкоголика ищет снисхождения у родительского состояния начальника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный смешок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».

     В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:

     1) я плохой, ты хороший;

     2) я плохой, ты плохой;

     3) я хороший, ты плохой;

     4) я хороший, ты хороший.

     Каждый  взрослый человек имеет собственный  сценарий, основанный на одной из четырех  жизненных позиций (см. рис. 3.1). Однако мы не находимся в избранной позиции все время, а каждую минуту нашей жизни можем их менять. Хотя мы и используем позиции всех квадрантов диаграммы «Коррал», но у каждого из нас есть один квадрант, в котором мы проводим большую часть времени при проигрывании нашего сценария. Этот квадрант и будет основной позицией, которую мы приняли в детстве». В этом варианте модели личности квадрант, соответствующий полноценному восприятию Себя и Другого («я хороший; ты хороший»), определяется как здоровая позиция, основанная на действии сотрудничество. Ей противостоит оборонительная и нападающая параноидальная позиция («я хороший; ты плохой»), основанная на действии избавление. Существуют еще две позиции, связанные с ущербным восприятием «Я»: бесплодная («я плохой; ты плохой»), основанная на действии выжидание, и депрессивная позиция («я плохой; ты хороший»), основанная на действии уход. Задачей менеджера, владеющего методикой транзактного анализа, является перевод пациента, находящегося в какой-либо из трех неполноценных позиций, в единственно «здоровую».  

     Рисунок 3.1 - Модель Э.Берна – Ф.Эрнста [2] 

 

3. Применение трансактного анализа на практике

 

     Главное задание - развивать в себе психологическую гибкость. У психологически гибкого человека в зависимости от вида деятельности то та, то другая часть личности выходит на первый план, а остальные отходят на заднюю позицию. Он не будет падок на лесть и восхищение, идущие с детской позиции партнера, а удары идущие в сторону Ребенка пройдут мимо. Во время вечеринки он будет от души веселиться, танцевать, даже если занимает большой пост.

     Основная задача обучающегося психологической борьбе - овладеть умением оставаться подольше во взрослой позиции. Когда у вас плохое настроение, спросить, почему ваш «Родитель бьет ваше Дитя». Необходимо отвести время для принятия серьезных решений. Своего Взрослого надо постоянно тренировать.

     Вторая  задача - вывести во взрослую позицию  своего партнера по общению. Чаще всего  это приходится делать по службе, когда  подчиненный получает от начальника категорическое распоряжение выполнить задание, которое не представляется возможным. Оно обычно идет по линии Р-Д. Первый ход - амортизация, или подстройка под клиента, а затем задается деловой вопрос. При этом стимулируется мышление партнера по общению, и он становится в позицию Взрослого.

Начальник: Сделайте это немедленно! (Рд-Рб).

Подчиненный: Хорошо. (Рб-Рд). А как? (В-В).

Начальник: Сами сообразите! Для чего вы здесь? (Рд-Рб).

Подчиненный: Если бы я мог соображать так, как вы, тогда бы я был начальником, а выподчиненным.(Рб-Рд).

     Обычно  после двух-трех амортизационных  ходов (Ребенок начальника при этом не затрагивается) энергия Родителя истощается, а так как поступления новой нет, партнер спускается на позицию Взрослого.

     Во  время беседы всегда следует смотреть в глаза партнеру - это позиция  Взрослого, в крайнем случае, вверх, как бы отдаваясь на милость, - позиция  Реюенка. Ни в коем случае нельзя смотреть вниз. Это позиция нападающего Родителя.

     Согласно  Э. Берну, люди структурируют время  при помощи шести способов: уход (избегание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность. Э. Берн полагал, что люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. Самой страшной игрой на Земле, по выражению самого Берна, является война. В работе Э. Берна “Игры, в которые играют люди” описаны десятки игр, различающихся по числу играющих, по используемому материалу, психодинамическим характеристикам, инстинктивным влечениям, гибкости, интенсивности и так далее.

     Э. Берн игрой называет серию следующих  друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией.

     Игры - это формы поведения со скрытым  мотивом, при которых один из взаимодействующих  субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрывает). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и «плохими», когда  маневры и обманная стратегия  первого субъекта приводят к ущемлению  благополучия второго.

     Психологические игры имеют три обязательных признака:

  • скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре;
  • благовидность трансакций в социальном плане;
  • выигрыш — «купоны», являющиеся целью игры.

     Отрицательным моментом является то, что психологические  игры препятствуют честным и искренним  взаимоотношениям между людьми. Виды негативных психологических игр: игры алкоголиков, несущие саморазрушение; игры убийц, в которых выигрыш  — убийство другого человека; деструктивные  семейные игры, ведущие к распаду  семьи; игры политиков, в которых  выигрыш — власть и сопутствующее  собственное благополучие и благополучие семьи, а не декларируемая социально-благовидная  цель — всенародное благо. Зачастую игры политиков приобретают зловещую и трагическую форму — войну.

     Противоположной играм формой трансакций является искренность. Искренность — один из самых глубоких уровней человеческих отношений. Она лишена потребности в получении выигрыша и возникает в редкие моменты полного бескорыстия, нежности, понимания, близости. Так как истинная искренность встречается очень редко, Э.Берн не отводит ей места в трансакционном анализе.

     В теории ТА также рассматривается  так зазываемый «эмоциональный рэкет», когда мы вымогаем определенные чувства у других, или свои истинные чувства «подменяем» другими, которые считаем более выгодными в общении, чтобы добиться каких-то целей. Эмоциональный рэкет может быть преддверием или дебютом игр.

     Наиболее трудным для понимания является четвертый этап метода Э. Берна — анализ сценариев.

     Всех  людей, по представлению о себе, о  жизни, по способам реализации своей жизни, можно разделить на выигрывающих и проигрывающих. Выигрывающий — это человек, способный быть аутентичным (достоверным). Такой человек сознательно разрешает себе быть личностью, реализует свою неповторимую индивидуальность и, не боясь быть независимым, принимает на себя ответственность за собственную судьбу. Аутентичная личность отвергает жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не. Выигрывающий в представлениях о себе исходит из существующих реалий, правильно учитывая собственные достоинства и собственные недостатки. Аутентичный человек не предъявляет претензий к другим людям, не пытается манипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствующий действительности. Выигрывающий не разыгрывает из себя беспомощного и не играет в обвинителя.

Информация о работе Транзактний аналіз Е.Берна і розпізнавання „его” -станів партнера