Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа
Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.
Оглавление
Введение 2
1. Сущность и характеристика Всемирной торговой организации. 4
1.1. История создания и деятельность ВТО 4
1.2. Цели и принципы ВТО. 5
2. Процессы подготовки вступления России во Всемирную Торговую Организацию 10
2.1 Участие России в ВТО 10
2.2 Цели и задачи присоединения к ВТО 12
2.3 Значение вступления России в ВТО 14
3. Проблемы и перспективы развития вступления России в ВТО 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Логическим продолжением российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.
В этой связи представляется необходимым ответить на ряд важнейших вопросов. Каковы основные причины, побуждающие Россию к присоединению к ВТО?
Членство какого-либо государства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.
Нужно отметить, что установленные ВТО нормы являются международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, так как к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.
Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг.
Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства.
В целом по числу антидемпинговых процедур, примененных против России, всех опережает Европейский Союз и только из-за этого она теряет около 200 млн. долларов США. Далее идут США. В числе гонителей российских товаров - латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80%, но в ряде случаев превышает 100%5.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России.
Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-либо льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.
В скорейшей интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.
С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.
По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции, конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.
Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений «Уругвайского раунда», эти вливания будет необходимо сократить.
Между
тем существует мнение, что в условиях
экономического кризиса следует
устанавливать жесткие
Негативные последствия России при вступлении в ВТО.
Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на
внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90%6. Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.
Многие отечественные экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в одностороннем порядке - для импорта в Россию. Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.
Сегодня в широком обращении находятся оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с улучшением доступа на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во внимание стоимостной объем российского экспорта (в январе-июне 1998 г. он составил 35,4 млрд. долл.), то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта (42,4% - январь-июнь 1998 г.), представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.
По словам первого заместителя министра внешних экономических связей и торговли Г. Габунии, “в ВТО нам нет нужды вступать, если мы и дальше хотим экспортировать только нефть и газ”. Поэтому Россия, чтобы не быть в будущем исключительно сырьевым придатком и рынком сбыта для индустриально развитых стран, пытается изменить структуру экспорта, и вынуждена искать механизмы преодоления торговых преград.
Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.
Процедура
присоединения к ВТО
Получение Россией выгод из присоединения к ВТО далеко небезусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.
По мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас.
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.
В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие изменения, необходимые для развития экономики”7. Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам.