Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть регулирование внешнеэкономической деятельности России на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие таможенной территории РФ;
- изучить практику функционирования таможенных союзов;
- проанализировать современную внешнеэкономическую деятельность РФ;
- определить направления совершенствования функционирования ТС.
Учитывая тенденцию включения государств в целостную систему мировой экономики, важным и актуальным направлением деятельности ЕврАзЭС является координация переговорного процесса со всеми членами ЕврАзЭС при присоединении к Всемирной торговой организации. Поскольку государства - члены Сообщества находятся на разных стадиях переговоров, а Киргизская Республика приняла на себя достаточно либеральные обязательства при вступлении в ВТО, важным представляется придерживаться и максимально учитывать в переговорном процессе единые условия присоединения, основу которых составляют позиция России по отношению к ВТО. Членство в ВТО может способствовать укреплению отношений в рамках ЕврАзЭС и привести их на более регулируемую основу в соответствии с международными принципами и нормами международного права, но при этом может иметь совсем неблагоприятный эффект на экономику государств - членов Сообщества.[4]
Опыт ЕС показывает, что по мере продвижения интеграции все большие полномочия должны передаваться сначала межнациональным, а затем и наднациональным органам, формироваться управляющие структуры со все более ясно очерченными и четко определенными полномочиями.
Рассматривая ЕврАзЭС как модель Таможенного союза автор указывает на необходимость подготовки и подписания между всеми государствами -членами ЕврАзЭС документа о завершении создания и соблюдения режима свободной торговли в полном объеме и на многосторонней основе.
Следует обратить внимание на то, что интеграционные мероприятия должны прогрессировать по мере вызревания для этого экономических и политических предпосылок и быть первоначально отраслевыми или субрегиональными там, где это не представляется возможным сделать сразу на универсальной, всеохватывающей основе.
В мировой экономической жизни накоплен достаточно большой опыт регионального интеграционного взаимодействия. Особенно ценен опыт становления и развития Европейского сотрудничества.
Начало Таможенному союзу ЕС было положено в мае 1950 г. , когда было предложено снять таможенные барьеры во внутриевропейской торговле и поручить ее регулирование наднациональному органу, куда передавалась бы часть суверенной компетенции участвующих стран. Эта идея вначале получила лишь узкоотраслевое воплощение в рамках Европейского объединения угля и стали и Евратома, однако вскоре Римский договор о создании ЕЭС распространил ее на всю взаимную торговлю тести стран-участниц, предусмотрев поэтапное снижение таможенных пошлин (и эквивалентных сборов), а также количественных ограничений в этой торговле до нуля и введение вместо этого Единого внешнего тарифа по периметру границ Сообщества. Первое снижение таможенных пошлин во взаимной торговле «шестерки» произошло 1 января 1959 г., а 1 июля 1968 г., спустя 10 лет, было завершено создание таможенного союза ЕЭС, отменены все таможенные пошлин и количественные ограничения во взаимной торговле. На базе прежних четырех таможенных территорий (Бенилюкс, Франция, ФРГ, Италия) с 20 тыс. позиций таможенных пошлин была создана общая таможенная территория с 3 тыс. позиций Единого таможенного тарифа ЕЭС.
Трудности формирования Таможенного союза обусловлены как сохраняющимися кризисными явлениями в экономике государств, различиями в моделях реформирования национальных хозяйств, так и непоследовательными и несогласованными действиями, проводимыми зачастую без учета интересов партнеров, различным пониманием ими динамики, целей и методов построения Таможенного союза. Положение усугубляется недостаточно эффективным механизмом согласования взаимных интересов, дефицитом кадрового состава специалистов в области торговой политики.
Формированию правовой основы Таможенного союза мешают также асинхронность в выполнении внутригосударственных процедур, неэффективность и несогласованность действий по трансформации заключенных международных договоров и правовых актов органов управления интеграцией в национальное законодательство.
Недостатки в развитии правовой основы Таможенного союза обуславливаются отсутствием концепции, единого правового механизма, скоординированных усилий по гармонизации национальных законодательств, созданию унифицированной нормативной базы гражданскою законодательства и государственного регулирования экономики, организации взаимного информационного обмена по правовым вопросам между странами - партнерами.[5]
В рамках сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС в 2006 году произошли существенные изменения в плане дальнейшего интеграционного взаимодействия. Россия, Белоруссия и Казахстан, в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС приняли решение в кратчайшие сроки формализовать построение Таможенного союза. Это решение обосновывалось тем, что три государства - члена ЕврАзЭС решили на более глубокой основе строить свои экономические отношения. При том, что решение принято в рамках шести государств, не было сделано даже попытки обозначить это решение в правовом порядке. Кроме того, это решение не явилось предметом тщательных обсуждений. При этом органы и структуры ЕврАзЭС не только выполняют функции ЕврАзЭС как международной организации, но и задействованы на построение Таможенного союза в рамках трех государств. Необходимо формализовать решение всех государств - членов на более тесное сотрудничество отдельных государств в евразийском регионе.
2. Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе
2.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности на современном этапе
В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции. Первая — стремление к либерализации внешней торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимых процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил. Вторая — одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновение "чужого" капитала и товаров в "свою" страну.[6]
Эти две тенденции в торговой политике индустриальных стран имеют конкретные проявления: уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка; установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся стран; аграрный протекционизм; расширение арсенала средств защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов за счет расширительного толкования принятых ранее правил и процедур или отказа от их применения, введение противоречащих им национальных законов и т. д. Реальные интеграционные процессы требуют ослабления протекционизма, однако кризисные явления, ослабление того или иного участника заставляют его отходить от общего курса. Хотя в настоящее время преобладающей все же является тенденция к либерализации внешней торговли индустриальных стран. Это, однако, не исключает практику "селективного протекционизма", когда страны достаточно твердо ограждают те или иные отрасли от угрозы перехода их под контроль иностранного конкурента, либо не допускают в страну товары их конкурентов.
Одним из факторов, сопутствующих росту разочарования по поводу многосторонних подходов, является продолжение использования двусторонних, региональных или так называемых микромногосторонних торговых механизмов. Хотя многие рассматривают зарождающиеся региональные группировки как "трамплин", облегчающий переход к более открытой и либеральной торговой системе, едва ли можно сомневаться в том, что подобные механизмы отвлекают внимание от многосторонних усилий по либерализации системы внешней торговли и, по крайней мере с этой точки зрения, они часто описываются как "барьеры" на пути либерализации. Во что выльется их создание в конечном счете, пока еще предсказать невозможно.
Обеспокоенность по поводу целесообразности образования торговых блоков возникла в связи с их распространением. Причиной для нее послужили усилия по созданию единого рынка ЕС и опасения насчет того, что Европейское сообщество может стать "европейской крепостью". Вместе с тем заключение Соглашения о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой в 1992 г., которое в значительной степени явилось реакцией на предложение об образовании единого европейского рынка, лишь усугубило обеспокоенность, равно как и предлагаемое соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ) и все громче раздающиеся голоса о возможности создания какого-либо торгового блока в Азии. Важно отметить, что эта обеспокоенность возникла несмотря на тот факт, что на протяжении примерно трех последних десятилетий европейская интеграция и укрепление связей между Канадой и Соединенными Штатами часто связывались с усилением либерализации режимов в отношении третьих стран.
Страны, стремящиеся создать торговый блок, могут выбрать любую форму — от зоны преференциальной торговли до полноценного экономического союза. Хотя диапазон возможных соглашений весьма широк, общее состоит в том, что участники пользуются теми или иными видами преференций, которые не распространяются на страны, не участвующие в этих соглашениях.
Наблюдаемый в настоящее время повышенный интерес к торговым блокам — не такое уж новое явление. Впервые этот интерес проявился в 60-е годы на волне создания в 1957 году Европейского сообщества. Соединенные Штаты (в то время ярый защитник многосторонности) тем не менее поддерживали ЕС по политическим соображениям, считая его потенциальным экономическим противовесом растущему влиянию бывшего Советского Союза.
Однако эта первая волна регионализма схлынула за пределами Европы. Мотивированная главным образом по самой своей сути стремлением добиться индустриализации через региональное замещение импорта, создание этих региональных объединений закончилось неудачей по тем же самым причинам, по которым завершились неудачей по прошествии некоторого времени попытки замещения импорта на национальном уровне.[7]
Сегодня наблюдается вторая волна повышенного интереса к регионализму, хотя от первой она отличается рядом существенных черт. Во-первых, эта тенденция намного шире, чем раньше. Все основные промышленно развитые страны, за исключением Японии, входят в одну из четырех групп свободной торговли: Европейское сообщество, ЕАСТ, Канадско-американское соглашение о свободной торговле и Австралийско-новозеландское соглашение об установлении более тесных экономических отношений. Во-вторых, Соединенные Штаты, действовавшие поначалу весьма нерешительно, сейчас являются одним из основных сторонников регионально интеграционных объединений. В-третьих, складывается новая тенденция в связи с тем, что развитые и развивающиеся страны впервые предпринимают попытки к заключению взаимных соглашений о свободной торговле. В-четвертых, торговые интеграционные объединения развивающихся стран теперь носят менее оборонительный характер и часто рассматриваются как часть совокупных усилий в направлении либерализации торговли.
Важная тенденция - расширение торговли готовыми товарами между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.
Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все странны все сильнее втягиваются в систему международного разделения труда.
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% внешней торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.
В таблице 1 представлены основные показатели внешней торговли в начале XXI века.
Общие показатели и показатели по странам | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Товарооборот (млрд долл.) | 10 116 | 10 359 | 11 309 | 11 812 |
Экспорт (млрд долл.) | 5 033 | 5 100 | 5 574 | 5 824 |
Импорт (млрд долл.) | 5 083 | 5 259 | 5 735 | 6 018 |
Изменения, %, к предыдущему году |
|
|
|
|
Экспорт |
|
|
|
|
Северная Америка (США и Канада) | - | 9.5 | 8.0 | 8.0 |
Евросоюз | - | 8.0 | 6.0 | 5.5 |
Страны с переходной экономикой | - | 14.5 | 11.5 | 12.0 |
Япония | - | 3.5 | 12.5 | 14.0 |
Латинская Америка | - | 12.0 | 3.0 | 3.5 |
Страны ЮВА (Китай Южная Корея и др.) | - | 14.5 | 15.5 | 16.0 |
Импорт |
|
|
|
|
Северная Америка (США и Канада) | - | 5.5 | 5.5 | 5.5 |
Евросоюз | - | 4.0 | 2.5 | 3.5 |
Страны с переходной экономикой | - | 3.5 | 12.0 | 13.5 |
Япония | - | 0.5 | 2.5 | 6.5 |
Латинская Америка | - | 11.0 | 3.5 | 5.0 |
Страны ЮВА (Китай Южная Корея и др.) | - | 3.5 | 4.0 | 6.5 |
Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности России на современном этапе