Политика Бонна в отношении ГДР в 80-е годы ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Переосмысление тех внешнеполитических процессов, которые прошла Германия с позиции современности и их влияние на укрепление процесса международной разрядки, являются актуальными и интересными и в настоящее время. Изучение минувших событий также имеет большое значение, поскольку через них мы познаем будущие и объясняем современность. Таким образом, выбранная тема для написания курсовой работы на протяжении уже нескольких десятков лет остаётся актуальной и интересной для историков разного поколения и в разнообразных литературных изданиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........ 3
Раздел I Эволюция политики ФРГ в отношении ГДР……………… 7
Раздел II Проблема Западного Берлина в отношениях ФРГ и ГДР… 14
Раздел III Внутриполитический кризис ГДР 1989 г. и роль ФРГ….... 20
Заключение……………………………………………………………… 28
Список использованных источников и литературы………………. 31

Содержимое работы - 1 файл

Политика Бонна.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Представители высших партийных и государственных структур не желали, как уже подчеркивалось выше, видеть какую либо тенденцию к появлению в стране политической оппозиции. Они рассматривали представителей данных общественных движений и групп как единичных и не связанных между собой заговорщиков.

Цели и требования вышеназванных гражданских объединений можно сформулировать как требование диалога на общественном уровне. В этом они видели основополагающую предпосылку возникновения гражданского общества.

Развитие событий в ГДР было настолько молниеносным, что вскоре политическая оппозиция изменила свою форму: на место отдельных движений и групп пришли партии, протест же против политического курса правящей верхушки выражался в массовых демонстрациях, митингах и шествиях. Их волна буквально захлестнула страну в сентябре - ноябре.

Руководство СЕПГ пытается перекрыть поток туристов в Венгрию. После этого тысячи граждан ГДР, пытаясь добиться выезда на Запад, начинают осаждать дипломатические представительства ФРГ в Праге и Варшаве. В конце сентября глава МИДа ФРГ Ганс-Дитрих Геншер вылетает в Прагу. Тысячам граждан ГДР, собравшимся у посольства Федеративной Республики, он сообщает, что им разрешен выезд на Запад. Получают такое разрешение и беженцы, укрывшиеся в западногерманском посольстве в Варшаве.

Торжества по случаю 40-летия основания ГДР, проходящие в начале октября 1989 года, превращаются для восточногерманского руководства в фарс. Не обращая никакого внимания на то, что творится вокруг, глава партии и правительства Эрих Хонеккер поет дифирамбы ГДР и ее общественному строю. И даже призывы Михаила Горбачева к реформам в ГДР пропадают втуне. Однако неизбежность перемен стала ясна и большей части руководства ГДР. 18 октября Хонеккер был вынужден уступить власть Эгону Кренцу. В своей речи, посвященной 40-летнему юбилею существования ГДР, произнесенной

6-го октября, Эрих Хоннекер обрисовал положение в стране как полнейшую идиллию; заголовок же его торжественной речи звучал приблизительно так: "То Великое, что было сделано, было сделано народом и для народа"[36]. Вместо того чтобы критически взглянуть на сложившуюся в стране ситуацию и, может быть, погасить искры, которые грозят превратиться в бушующие пламя, Эрих Хоннекер ограничился приевшимися и ничего не отражающими лозунгами типа "Всегда вперед и только вперед".

То, что происходило в дни празднования 40-летия ГДР на улицах Берлина напоминало настоящее извержение вулкана: в городе проходила многотысячная демонстрация. Народ выступает против правящего курса, против правящей верхушки. Полиция использовала самые жестокие средства для разгона демонстрантов, однако, все было бесполезно: люди прибывали и прибывали. Идолом демонстрантов был Михаил Горбачев, ставший для восточных немцев олицетворением гласности и перестройки, т.е. тех процессов и явлений, о которых в ГДР запрещено было даже думать, и которые так необходимы были для обновления общественно-политической жизни страны. Народ скандировал: "Горби, Горби!"

Лишь 11 октября Политбюро СЕПГ проявило первые признаки озабоченности положением в стране. Оно опубликовало заявление, в котором впервые можно было разглядеть попытку проанализировать действительное положение в стране. Естественно, что этот документ ни в коей мере нельзя было назвать радикальным, тем не менее предположение о его выработке было встречено в высших партийных эшелонах с огромной неприязнью. Проект этого заявления был выработан руководителем отдела центральной безопасности Центрального комитета СЕПГ Вольфангом Гергерем, в отсутствии Эриха Хонеккера и Эгона Кренца.

17 октября 1989 года на заседании Политбюро Эрих Хонеккер был смещен со своего поста Генерального секретаря СЕПГ. Hа его место был избран член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон Кренц. По замечанию Гюнтера Шабовского Эгон Кренц был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро, однако, это касалось исключительно лиц, представленных в нем, но ни в коей мере не изменения общей политической стратегии. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником и приспешником Хонеккера, от которого не следовало ожидать никаких решительных действий. Впрочем, ряд историков сходится на мнении, что если бы те шаги, которые предпринял Кренц, были бы сделаны несколькими неделями (не говоря уже месяцами) раньше, то они, вероятно, были бы восприняты как решительные меры и горячо приветствовались бы. Буквально на следующий день после своего избрания Кренц встречался с ведущими представителями церкви, участвовал в дискуссии с представителями рабочего класса по вопросу сложившейся политической обстановки. Показательно, что запрет на выход журнала "Спутник", объявленный осенью 1988 года, был снят. Государственный совет объявил об амнистии для всех, кто был приговорен к тюремному заключению за нелегальный переход границы. Амнистия распространялась также и на политических заключенных.

В декабре возник крайне опасный вакуум власти. Вполне вероятно, различные реакционные силы могли попытаться использовать кризисную ситуацию для реставрации прежнего порядка. В результате крушения такого гиганта, как СЕПГ под угрозой потери политического влияния находилось правительство. Оппозиция, в свою очередь, не видела возможности взять, как принято говорить, бразды в свои руки.

Именно в это время в стране начинается подготовка к проведению Круглого Стола. Первые шаги были сделаны задолго до декабря, в октябре месяце. В начале октября сформировалась так называемая "контактная группа" из представителей семи политических групп и объединений, задачей которой стала подготовка формы диалога с представителями политической верхушки.

Круглый Стол был призван собрать представителей старой, но готовой

к реформам элиты и элиты новой и усадить их за стол переговоров, дабы заполнить вакуум власти, который может обернуться мощными волнениями в стране.

Однако поведение правительства по отношению к Круглому Столу можно охарактеризовать как игнорирование его и полное нежелание вступать в контакт с его участниками. Оно долго колебалось, прежде чем сделало первый шаг и встало на путь переговоров. Политическая обстановка в стране накалялась все более, достоянием общественности становились факты коррупции в высших эшелонах власти, деятельности органов государственной безопасности. Общественные волнения в стране с каждым днем набирали темп, не замечать их было уже невозможно. Лишь в такой поистине критической ситуации правительство "снизошло" до участия в Круглом столе.

Политическая ситуация в ГДР поздней осенью 1989 г. была
отмечена определенным вакуумом в управлении страной: СЕПГ
сдавала свои позиции, правительство Модрова теряло контроль над
политическими и экономическими процессами, а неоднородная и
неорганизованная оппозиция была не в состоянии взять власть в
свои руки. В этих условиях на разных уровнях — на предприятиях,
в учреждениях, общинах — стали возникать «круглые столы» для
обсуждения и решения повседневных вопросов. Они стали институ-
циональной формой переходного политического периода и одновре-
менно отражением высокой общественно-политической активности.
Стремясь сохранить контроль над ситуацией, правительство Мод-
рова предложило провести «центральный круглый стол», пригласив
оппозицию для переговоров и консультаций. Первое заседание с
участием правительства и представителей ряда оппозиционных групп
при посредничестве церкви состоялось 7 декабря 1989 г. В заявлении
по его итогам было высказано намерение выработать предложения
для выхода из кризиса, а также «осуществлять общественный кон-
троль в стране, вплоть до проведения свободных демократических
выборов». Стратегия оппозиции заключалась в том, чтобы лишить
СЕПГ ключевой роли в управлении страной. В то же время позиция
участников «круглого стола» отразила стремление сохранить в обнов-
ленном виде существование ГДР. Однако, такой подход противоречил настроениям большинства населения, выступавшего за объединение
с ФРГ. В оппозиционном движении произошел раскол: одни выступа-
ли за сохранение государственности ГДР и ее развитие по «третьему
пути» между капитализмом и социализмом; другие отрицали любую
альтернативу объединения с ФРГ.

Представители оппозиции вошли в состав коалиционного «правительства национальной ответственности» под руководством Модрова в январе 1990 г. Заслугой оппозиции стало пресечение попытки
СЕПГ — ПДС сохранить министерство госбезопасности, переименовав его в «ведомство национальной безопасности». Роспуск штази
был одним из главных требований оппозиции и массовых демонстраций. Руководством органов госбезопасности в ноябре 1989 г. был издан приказ об уничтожении служебной документации — донесений
штатных сотрудников и тайных агентов, личных досье на миллионы
граждан, чтобы скрыть доказательства своей деятельности. Общественность требовала открыть доступ к архивам штази. 15 января
1990 г. около 100 тыс. человек провели демонстрацию возле здания
министерства госбезопасности, несколько тысяч человек ворвались
внутрь, чтобы предотвратить уничтожение документов. Во многих
городах были созданы общественные комитеты, которые взяли под
контроль здания и деятельность местных органов штази. В соответствии с договоренностями «круглого стола» правительство приняло
решение о расформировании службы госбезопасности. «Щит и меч»
режима СЕПГ прекратил свое существование.

Идя на расширение контактов и связей с ФРГ, руководство ГДР в складывающихся условиях теряло контроль за их динамикой и направленностью.Заняв сдержанную, а затем открыто негативную позицию по отношению к «перестройке» в СССР, прежнее руководство ГДР, пытаясь оградить страну от "вредных" влияний с Востока, всё более "открывалось" для Запада.

Особое значение имел визит Хонеккера в ФРГ в сентябре 1987 г. В его рамках было подписано 28 межправительственных соглашений практически во всех областях деятельности. Итоги визита позволили деятелям ФРГ открыто говорить о том, что наступило время для практической реализации "воссоединения". Тем не менее данный визит не оправдал возлагавшиеся на него надежды со стороны широких слоев населения ГДР и косвенным образом способствовал нарастанию кризисных тенденций в обществе, стремительное развитие и углубление которых наблюдалось уже со второй половины 80-х гг. Существенным образом на отношения ГДР с ФРГ повлияло обострение внутриполитического кризиса в ГДР летом 1989 г., выразившееся в массовом бегстве граждан ГДР на Запад. На короткое время политические контакты между ГДР и ФРГ оборвались, а внешнеполитические отношения резко обострились. Однако после отставки Хонеккера положение начало быстро меняться, а политика ГДР по отношению к ФРГ отныне уже формировалась под воздействием совершенно иных условий и факторов.

Вывод. В ноябре 1989 г. начался новый период в истории отношений ГДР и ФРГ, который заканчивается 3 октября 1990 г., т.е. с начала процесса отстранения СЕПГ от власти и до завершения процесса объединения двух германских государств. В указанный период контакты и связи между ГДР и ФРГ во всех областях развивались лавинообразно, постепенно превращаясь в самостоятельный фактор внутреннего развития и со всей неотвратимостью ставя вопрос о неизбежности государственного объединения немцев. В то время "германская политика" ГДР под воздействием постоянно обострявшегося внутриполитического и социально-экономического кризиса и глубоких изменений в системе межгосударственных отношений в Европе стремительно эволюционировала от содержавшихся в первом правительственном заявлении Модрова предложений создания «договорного сообщества» через выдвинутый позднее план создания немецкой конфедерации до принятия 23 августа 1990 г. Народной палатой Заявления, предусматривавшего вхождение ГДР в состав ФРГ на принципах, изложенных в 23-ей статье Основного закона ФРГ.

"Германская политика" ФРГ, включавшая в себя весь комплекс политических, экономических и культурно-идеологических взаимоотношений с ГДР и с Западным Берлином, представляла собой своеобразную "подсистему" в системе внешней политики ФРГ, в основе которой находилось совершенно особое по своему значению для страны региональное направление деятельности - территория и население ГДР, «другой Германии».

 

 

 

 

Заключение.

Реалии, сложившиеся в результате окончания второй мировой войны, были таковыми, что в сердце Европы существовали два суверенных независимых друг от друга немецких государства – ГДР и ФРГ, олицетворяющие разные социальные системы и принадлежащие к разным военным коалициям. Создать единую Германию и установить с ней добрые отношения значило подвести черту под трагедией европейской истории XX века, открыть путь к созданию единой Европы и получить выгоды от сотрудничества с наиболее развитыми странами современного мира, сделать важный шаг к укреплению всеобщего мира, столь всем необходимого.

Да, с разрушением Берлинской стены рухнули мифы столетия. А переход российско-германских отношений в русло дружелюбия стал неотвратимым в новом мире, где демократия все более побеждает тоталитаризм.

На мой взгляд, конец XX века вероятно стал началом новой жизни для Германии. Интеграция Европы, по-видимому, такая же закономерность, как и сближение России и Германии, Германии и Франции, как расширение ЕС, а в будущем - создание всемирного сообщества безопасности. Европа становится неделимой, а два германских государства – ее неотъемлемой частью.

Образование двух германских государств – социалистической ГДР и капиталистической ФРГ – явилось результатом противоборства между двумя основными силами на мировой арене и на немецкой земле - силами реакции, милитаризма и империализма, с одной стороны, и силами демократии, мира и социализма – с другой. Возникновение двух германских государств, избравших различные пути общественного развития, особого образования в виде Западного Берлина требовало новых подходов к решению германской проблемы. Вопросы европейского мира и безопасности уже нельзя было решать, не считаясь с фактом существования ГДР и ФРГ. Более того, проблема взаимоотношений двух этих государств стала наиболее важной стороной германского вопроса.

К 1982 г.к власти в Бонне пришло правительство ХДС/ХСС – СвДП, что знаменовало сдвиг вправо в политической жизни ФРГ. Руководящие лидеры ХДС/ХСС, заявив на словах о преемственности своей «восточной» и «германской» политики, в то же время стали активно провозглашать «открытым германский вопрос», говорить «о праве всех немцев на самоопределение в условиях свободы». Все эти формулы явились рецидивом курса на «поглощение» ГДР и ликвидацию её социалистического общественного строя.

Информация о работе Политика Бонна в отношении ГДР в 80-е годы ХХ века