Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа
Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза
Введение…………………………………………………………………
§1. СОЗДАНИЕ НАТО. ПЕРВЫЕ ШАГИ ЕВРОАТЛАНТИЗМА……..
§2. ДАЛЬНЕЙШАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КРИЗИС ЕВРОАТЛАНТИЗМА……………………………………………………….
2.1 Евроатлантизм в 50-е-80-е годы…………………………………...
2.2 Евроатлантизм в условиях исчезновения мировой биполярности………………………………………………………………….
§3 НЕВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НАТО В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ АЛЬЯНСА………………………………………
3.1 Развитие невоенного сотрудничества НАТО как фактор мировой политики: политико-экономический аспект взаимодействия………
3. 2 Экологическая составляющая политики НАТО…………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………
Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать только с положительной точки зрения, поскольку для нашей страны установление режима взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение частичной изоляции по отношению к развитому миру.
Безусловно,
российские лидеры должны делать все
возможное, чтобы повысить экономическую
привлекательность страны для того, чтобы
Россия стала равноправным партнером
и могла участвовать в невоенном сотрудничестве
с Западом на взаимовыгодной основе, что
позволит ей впоследствии интегрироваться
и в НАТО. Как это сделать—пока не ясно,
но в любом случае данный процесс будет
достаточно долгим.
Заключение
Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной» войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками»32, «холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.
Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую. Вскоре руководство блока приняло принципиальное решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось взаимодействие в рамках двух программ: «Партнерство ради мира» и «Средиземноморский диалог», о которых подробно рассказывается в первой главе настоящего исследования.
Исходя
из самого факта появления
В случае территориального межрегионального расширения и сохранения структурной гомогенности НАТО, влияние альянса на международные отношения в целом имеет шанс превзойти вес таких организаций, как ООН и ОБСЕ. Последние, скорее всего, будут сохранены в качестве дискуссионных клубов, основной функцией которых будет обмен мнениями по ключевым вопросам, а все принципиальные решения будут приниматься в рамках обновленной и расширенной НАТО. Вряд ли можно надеяться, что повысится эффективность ООН и ОБСЕ, поскольку эти организации гетерогенны по своей структуре и имеют в своем составе государства, чья позиция по ряду вопросов в корне отличается от позиций ведущих стран Запада.
Вторая тенденция, появившаяся в последние время в деятельности НАТО, связана с постепенной универсализацией альянса. Иными словами, Североатлантический союз из военной организации постепенно превращается в универсальную и занимается вопросами, связанными не столько с обороной, сколько с общей экономической, экологической, информационной и научной политикой. Этот тезис доказывается во второй главе данной работы на основе анализа приведенных в ней фактов.
Надо сказать, что невоенное сотрудничество НАТО получило свое развитие еще в 50-е годы, но никогда прежде оно не приобретало столь внушительных масштабов. В настоящий момент оно ориентируется в большей степени на государства-партнеры, что также свидетельствует о стремлении НАТО к расширению как числа участников, так и к качественному функциональному расширению. Последнее превращает НАТО в универсальную структуру, подобную Организации Объединенных Наций. Чтобы сделать аналогию еще более очевидной, можно предположить, что невоенные комитеты НАТО будут исполнять роль специализированных учреждений ООН.
В работе также делается попытка оценить основные тенденции в развитии НАТО с точки зрения внешнеполитических интересов России. Вне всяких сомнений, превращение НАТО в единственного глобального актора с универсальными полномочиями не будет соответствовать интересам Российской Федерации, если разногласия по ключевым вопросам между Западом и российской элитой будут сохраняться. Кроме того, активное привлечение восточноевропейских партнеров к невоенным программам НАТО также неблагоприятно для России, поскольку в результате этого устанавливается режим комплексной взаимозависимости, что дает Западу реальный рычаг контроля и влияния на политику бывших союзников СССР по ОВД, который был утрачен Россией в ходе демократических преобразований.
Что касается лидеров нашей страны, то для них универсализация НАТО может быть благотворной, поскольку поможет им «сохранить лицо» и объявить о снижении роли военной составляющей в НАТО, что можно представить как очередную победу российской дипломатии. Однако не следует забывать, что это снижение достигается за счет роста влияния других функциональных подразделений, а не за счет разоружения и сокращения численности личного состава в подразделениях НАТО.
В связи с этим закономерен вопрос: каков оптимальный алгоритм действий России в данной ситуации? В условиях, когда еще рано говорить о полном преодолении политического и экономического кризиса в нашей стране, о возобновлении соперничества с НАТО не может быть и речи.
Другой
вариант взаимодействия с Североатлантическим
союзом, который рассматривается
в качестве оптимального некоторыми
российскими исследователями—
В целом
ситуация может развиваться по целому
ряду сценариев, основными среди которых
являются «новая форма «ассоциированного»
членства, продолжение сотрудничества
без оформления членства, простое признание
факта развитого партнерства или какой-то
другой вариант»34. При этом вопрос
о вступлении России в НАТО на повестке
дня не стоит. Основной целью российского
руководства на данном этапе должно стать
стремление в той или иной степени участвовать
в работе других институтов НАТО, в том
числе и невоенных. В любом случае, вопрос
о стратегическом и тактическом выборе
России следует оставить открытым, поскольку
это является предметом самостоятельного
исследования.
Список использованной литературы
Документы Заседание Североатлантического совета на высшем уровне Вашингтон, округ Колумбия 23-25 апреля 1999 г. Коммюнике и заявления, [б.м.].- 60 с. Комитет НАТО по проблемам современного общества.- Brussels, Belgium, [б.г.].-8 с. Научная программа НАТО. Справочник.- Brussels, Belgium, [б.г.].- 24 с. Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира. Совместная безопасность.- Brussels, Belgium: NATO Office of information and press, [б. г.] NATO and the Environment / Prepared for the Third Ministerial Conference “Environment for Europe” Sofia 23-25 October, 1995.- Brussels, Belgium. NATO Partnership for Peace.- Brussels: NATO Office of information and Press, 10th January 1994.- 4 р. The NATO Science Programme. An Illustrated Survey.- Brussels, Belgium, [б. г.]
Литература
Информация о работе Невоенное сотрудничество в НАТО в контексте универсализации альянса