Меры китайского руководства по предотвращению проблемы «уйгурского сепаратизма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление особенностей проблемы «уйгурского сепаратизма» во внешней политике Китая.
В соответствии с поставленной целью работы определены следующие основные исследовательские задачи:
1) определение сущности внешнеторговой политики в системе современного государства;
2) рассмотрение особенностей положения Китая в системе современных международных отношений;
3) определение истории возникновения и развития проблемы «уйгурского сепаратизма»;
4) изучение особенностей проблемы «уйгурского сепаратизма» во внешней политике Китая.

Содержание работы

Введение 3 – 5
Глава 1. Внешнеэкономическая политика как составная часть
политики государства на примере Китая 6 - 11
Внешнеэкономическая политика в системе
современного государства 6 –8
Особенности внешнеэкономической политики Китая 8 - 11
Глава 2. Проблема «уйгурского сепаратизма» и ее роль
во внешней политике Китая 12 – 19
2.1. Сущность проблемы «уйгурского сепаратизма» 12 – 16
2.2. Исторические аспекты зарождения проблемы 16 – 18
2.3. Развитие ситуации в Центральной Азии и активизация
«уйгурского сепаратизма» 18 - 19
Глава 3. Меры китайского руководства по предотвращению
проблемы «уйгурского сепаратизма» 20 – 27
3.1. Внешняя политика Китая на центрально-азиатском
направлении по нейтрализации проблемы 20 - 22
3.2. Решение «уйгурского вопроса» в рамках Шанхайской
организации сотрудничества 22 – 27
Заключение 28 – 31
Список источников и литературы 32 - 34

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)
  • обмен информацией о готовящихся или совершенных актах терроризма, организациях, группах и лицах, имеющих к ним отношение; незаконном изготовлении, приобретении, хранении, передаче, перемещении, сбыте и использовании ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов ОМУ и его компонентов; а также об источниках финансирования;
  • обмен информацией о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • согласование мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов; против финансирования, поставок вооружения и оказания иного содействия террористическим организациям и лицам, имеющим к ним отношение; деятельности по подготовке лиц к совершению указанных деяний;
  • обмен нормативными правовыми актами и материалами o практике их применения; обмен опытом работы; подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих специалистов в различных формах.

     Практические  действия включают проведение совместных антитеррористических учений, сбор и анализ данных o «трех силах зла» и их организациях, а также подготовку специалистов и других кадров по антитеррористической работе.

     Координация деятельности по совместному противодействию  терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьбе c незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграцией «ведется через механизм встреч секретарей Советов безопасности и Региональной антитеррористической структуры (РАТС)». В его задачи «входят разработка предложений o развитии сотрудничества на этом направлении для соответствующих структур стран ШОС; формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах». В рамках ШОС в последние годы проведено несколько совместных антитеррористических военных учений.

     Новым этапом в работе Организации стала  встреча глав государств -членов ШОС 15 июня 2006 г. в Шанхае по случаю пятилетия создания Шанхайской группы. В ходе саммита было подписано 9 документов, охватывающих сферы информационной безопасности, борьбы с терроризмом, образования, а также торгово-экономического и финансового сотрудничества. Так, были приняты: «Декларация пятилетия ШОС c содержательной антитеррористической частью», «Соглашение o порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС», «Соглашение o сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности», «Соглашение о технической защите информации в Региональной антитеррористической структуре ШОС», а также «Программа сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007- 2009 гг.»

     Если  говорить об оценках работы Организации, то существуют диаметрально противоположные точки зрения. Так, российские исследователи, например, профессор МГИМО С. Лузянин, считает, что «ШОС приобрела мощный политический потенциал сдерживания, направленный как против «трех зол», так и против гегемонизма во всех его проявлениях». Американский специалист по Синьцзяну и ЦА Дрю Гладни считает, что c момента образования ШОС «несмотря на большие фанфары, ШОС очень мало сделала для создания полностью отработанного механизма организации региональной кооперации».

     Работа, которая проводится ШОС в настоящее  время, имеет своей целью решение проблем в долгосрочной перспективе, а не только в ближайшее время. Создание общего механизма решения различных задач, прежде всего на основе взаимопонимания и партнерских отношений - процесс длительный, который зависит от различных обстоятельств. О позитивной работе ШОС свидетельствуют конкретные результаты работы, которая ведется компетентными органами центрально-азиатских республик по борьбе против «трех зол», в том числе и в рамках ШОС. Так, в начале мая 2007 г. агентством «Интерфакс» было распространено заявление Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана o снижении активности религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". В пресс-релизе КНБ сообщалось, что в результате "комплекса согласованных в рамках международного сотрудничества мер» активность "Хизб ут-Тахрир" в ряде стран СНГ снизилась.

     Таким образом, антитеррористическое сотрудничество в рамках ШОС сдерживает крайние проявления религиозного экстремизма и национального сепаратизма в СУАР в последние годы.

     В завершении отметим, что с целью ведения борьбы с «уйгурским сепаратизмом» Китай предпринимал усилия как в формате двусторонних отношений, так и на многосторонней основе. В 1996 году, по инициативе Китая в рамках «Шанхайской пятерки» на обсуждение был поставлен «уйгурский вопрос», по которому была выработана и документально закреплена общая позиция. Уже в рамках сформированной в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном Шанхайской организации сотрудничества, была подписана совместная Конвенция «О борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», которая предусматривала еще более тесное взаимодействие между государствами Центральной Азии, Китаем и Россией в данном направлении. В последующем страны-члены ШОС неоднократно подтверждали неприятие любых проявлений национального сепаратизма и согласованность подходов в противодействии сепаратистской деятельности на своих территориях.

     Правда, в августе 2008 года на очередном саммите  ШОС в г.Душанбе государствам-членам Организации пришлось решать непростую для себя задачу – выработать общую позицию по событиям в Южной Осетии и Абхазии, в которых непосредственное участие принимала Россия. Сдержанность в официальных оценках со стороны государств ЦА и особая позиция делегации КНР по данному вопросу является прямым следствие того, насколько болезненной является для Китая «проблема национального сепаратизма», в первую очередь уйгурского.

 

                          Заключение

 

      В соответствии с поставленной целью  и задачами исследования был изучен широкий круг источников и литературы, что позволило сформулировать следующие основные выводы:

      По  первой задаче «определение сущности внешнеторговой политики в системе современного государства» можно сказать, что внешняя политика – это совокупность мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, применяемых государством для решения долгосрочных и среднесрочных задач по развитию национальной экономики и, как следствие, обеспечение доходной части государственного бюджета.

      По  второй задаче «рассмотрение особенностей положения Китая в системе современных международных отношений» можно сделать вывод, что события последних лет, происходящие в мире, характеризуют позицию Китая на международной арене как достаточно устойчивую.

      По  третьей задаче «определение истории возникновения и развития проблемы уйгурского сепаратизма», на основании изученных материалов можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в результате активных шагов, предпринимаемых Пекином на центрально-азиатском направлении, была принята и по настоящее время проводится согласованная между КНР и странами ЦА политика в отношении проблемы «уйгурского сепаратизма».

      В отсутствии скоординированной социально-экономической  политики в рамках ШОС и четкого  плана преодоления кризиса совместными  усилиями, указанные последствия несомненно могут способствовать формированию благоприятной почвы для активизации деятельности радикальных сил, в том числе и сепаратистских.

      В соответствии с решением четвертой задачи «изучение особенностей проблем уйгурского сепаратизма во внешней политике Китая» можно отметить, что особенности проблемы «уйгурского сепаратизма» делятся на:

  • экономические,
  • политические,
  • религиозные,
  • нравственно-этические,
  • этнические.

      Возможны несколько вариантов развития ситуации в Синьцзяне и вокруг него: 

  • Ситуация останется прежней.

      Власти  Китая сохранят существующее положение дел в национальной и религиозной сферах, будут подавлять любые вызовы национальной стабильности и территориальной целостности на территории автономного района. На внешнеполитическом направлении будет продолжено противодействие любым вызовам стабильности автономного района, исходящие как из соседних c Синьцзяном государств и располагающихся там экстремистских и террористических организаций, так и на международной арене, co стороны международного уйгурского движения при возможной поддержке мировых держав. Китай никому не позволит нарушить свою территориальную целостность. С позиций сегодняшнего дня можно говорить, что данный вариант является наиболее реальным.

  • Ухудшение ситуации.

      Данный вариант развития событий возможен при следующих обстоятельствах:

      Внутренние факторы: Ужесточение религиозной политики властей, дискриминация прав и свобод (с точки зрения нацменьшинств), может привести к новому витку беспорядков и волнений на территории Синьцзяна, поддерживаемых из-за рубежа.

      Внешние факторы: ухудшение ситуации на границе  c Синьцзяном (победа экстремистских сил, ратующих за создание исламского государства в ЦАР с включением в него и территории современного Синьцзяна) может привести к тому, что Синьцзян придется «закрыть» для внешнего мира, то есть перекрыть границу.

      Однако  в условиях повышения значимости экономических связей Китая c центрально-азиатскими государствами это невыгодно для экономического развития КНР. Данный вариант представляется нам маловероятным.

  • Предоставление большей автономии СУАР вплоть до создания не 
    зависимого государства на территории Синьцзяна.

        Данный сценарий гипотетически возможен в случае резкого ослабления самого Китая и, соответственно, утраты им политического контроля над Синьцзяном в силу внутренних причин или вследствие усиления давления на Пекин со стороны международных организаций и мировых держав c требованием предоставления Синьцзяну большей автономии или фактической независимости. Этот сценарий  практически нереален в ближайшей и среднесрочной перспективе. Китай сегодня – это страна c огромным потенциалом как в политической, так и экономической сферах. Его комплексная мощь позволяет при любых обстоятельствах избежать ослабления до такого состояния, при  котором Пекин был бы вынужден согласиться на «отрыв» какой-то части страны.

        Пожалуй, вышеуказанные аргументы являются главными причинами того, что Китай, наконец-то, начал разрабатывать внешнюю политику в отношении «уйгурского сепаратизма» таким образом, чтобы сгладить существующие противоречия и снизить проблематичность сложившейся ситуации. Теоретически можно выделить следующие варианты решения событий:

  • Улучшение ситуации в отношении решения проблемы «уйгурского сепаратизма».
  • Ухудшение ситуации в отношении решения проблемы «уйгурского сепаратизма».
  • Ситуация в отношении решения проблемы «уйгурского сепаратизма» останется неизменной.

      На  мой взгляд, изучив предоставленную  ниже литературу, можно отметить, что, несмотря на существующие трудности как в политике, так и экономике Синьцзяна, а также сложности его международно-политического положения, будущее самой крупной территориальной  единицы КНР видится достаточно оптимистичным.

      В заключении также важно отметить, что по какому бы пути не пошло правительство КНР, ситуацию в ближайшее время окончательно разрешить не удастся.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

            Список источников и литературы  

     Источники:

    1. Конституция КНР // Право и жизнь. — 2007. — № 23.
    2. Шанхайская организация сотрудничества: основные документы // Сост.: А.Ф. Клименко. — 1-ое. — М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. — 400 с.
 

      Литература:

  1. Бондаренко А.В. Современная национальная и религиозная политика в Синцзян-Уйгурском автономной районе // РАН. Ин-т Дальнего Востока.- 2005
  2. Васильев Л.Е. Перспективы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в государствах Центральной Азии// Китай в Шанхайской организации сотрудничества.- М, 2006.- 369 с.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебн. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.
  4. Лаваль Н. Медведев обратился к Китаю // Война и мир.- 2008.- 29 мая
  5. Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 2009.-648 с.
  6. Маковская Д.В. Нетрадиционные угрозы в центрально-азиатском регионе (проблема уйгурского сепаратизма) // CIS – Center.- 2010.- март
  7. Ниятбеков В. Принципы внешней политики Китая // Аналитика.- 2010.- 15 декабря
  8. Основные документы и материалы по Шанхайской организации сотрудничества // Экспресс-информ.- 2005.- февраль.- №6
  9. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2008.-540 с.
  10. Пшенцов П.С. Влияние социальных и культурных факторов на проблему этнической обособленности коренного населения СУАР КНР // Известия Челябинского научного центра.- 2007.- №2 (36)
  11. Россия и Китай определили основные направления сотрудничества в сфере энергетики // Центр энергетической экспертизы.- 2010 .- 31 августа
  12. Семенов К.А. Международные экономические отношения.- М.: Гардарика, 2009.-631 с.
  13. Столповский О., Парамонов В. «Проблема уйгурского сепаратизма» в китайско-центрально-азиатских отношениях: или о необходимости постановки новых задач для ШОС // Аналитика.- 2009.- 26 февраля
  14. Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // Мир экономики для студента.- 2008-№17 (1777)
  15. Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 43
  16. Фухуань У. Синьцзян тун лань (Очерк о Синьцзяне). Урумчи: Синьцзян жэнь-минь чубаньшэ.- М.: АСТ, 2006.- 129 с.
  17. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Гардарика, 2007.- 488 с.

Информация о работе Меры китайского руководства по предотвращению проблемы «уйгурского сепаратизма»