Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:03, доклад

Краткое описание

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Содержимое работы - 1 файл

Делопроизводство.docx

— 71.12 Кб (Скачать файл)

 Первым новым учреждением  стал Сенат - первоначально законосовещательный  орган и орган надзора за  правительственными учреждениями.

 Много внимания Петр I уделил устройству сенатской,  канцелярии. Для работы в новых  условиях правительство не сочло  возможным ограничиться старым  кадровым составом (дьяками и  подьячими) из боязни перенесения  старых приказных порядков в  новые учреждения, и стало приглашать  иностранных специалистов для  занятия канцелярских должностей. С целью изменить старые порядки  при Сенате учреждается особая  должность экзекутора - для записи  всех исходящих указов в особые  книги и контроля за их отправкой  и получением ответного рапорта  об исполнении указа. При малейшей  задержке исполнения указа экзекутор  обязан был доносить об этом  генерал-прокурору. Все пакеты, адресованные  на имя Сената, принимал обер-секретарь, распечатывал их и докладывал членам присутствия. Исключение составляли пакеты с надписью "Секретно", они передавались лично генерал-прокурору Сената.

 Все бумаги вносились  в реестр и передавались в  столы для производства (подготовки  к рассмотрению в заседании). По  завершении подготовки дела к  докладу обер-секретарь скреплял его по листам и докладывал на заседании присутствия сенаторам. Прочтя дело, обер-секретарь давал сенаторам на размышление и обсуждение полчаса (для измерения времени он имел песочные часы). В сложных случаях обер-секретарь по просьбе сенаторов мог прибавить им полчаса и более, но так, чтобы на обсуждение дела ушло не более трех часов. После обсуждения сенаторы письменно записывали свое мнение, после этого формулировалось и принималось решение. По приговорам Сената канцелярия составляла указы, которые подписывались обер-секретарем. После регистрации, скрепленные государственной печатью, они отсылались по назначению. На полученные из Сената указы все присутственные места и лица должны были направлять рапорт о получении указа, а по исполнении - рапорт об исполнении указа. За неприсылку в Сенат рапорта полагались штрафы: за 1 месяц промедления - 100 руб., за два - вдвое больше и т.д., наконец, 5-месячное промедление влекло лишение имущества и ссылку на галеры.

 В результате петровских  реформ в области управления  сложилась следующая система  учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Всего за 1718-1720 гг. вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат.

 Первоначально каждая  коллегия руководствовалась своим  регламентом, затем законодательной  основой реформы стал "Генеральный  регламент" ("Генеральный регламент  или устав, по которому государственные  коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют"), утвержденный Петром I 28 февраля 1720 г. Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название "коллежской" по названию учреждений нового типа - коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого, как правило, входили президент, вице-президент, 2-3 советника и асессоры. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что "все лучшее устроение через советы бывает" (глава 2 Генерального регламента "О преимуществе коллегий").

 С изданием Генерального  регламента делопроизводство становится  на твердую почву закона. Этим  законодательным актом окончательно  отделяются обязанности присутствия  как органа, принимающего решения,  от делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным  подразделением - канцелярией. Центральной  фигурой канцелярии становится  секретарь. На нем лежала ответственность  за организацию делопроизводства  коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии. Кроме секретаря в состав канцелярии входили нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны).

 Регламент настолько  подробно разрабатывает все вопросы  деятельности канцелярии, что даже  определяет, какими должны быть  устроены столы (должны иметь  ящики с замками), как должны  сидеть канцеляристы (по двое  за одним столом) и т.д. Рабочий  день в коллегиях начинался  в 8 часов утра и продолжался  5 часов, позже рабочий день  был продлен до 8 часов. Работа  велась круглый год, за исключением  трех летних месяцев и праздников. За один день неявки на работу  у канцелярского служащего вычиталось  жалованье за месяц, за неотработанный  час вычиталось недельное жалованье.

 В первую очередь,  в коллегиях рассматривались  государственные дела, затем - частные.  На решение государственных дел  полагалась неделя, при необходимости  наведения справок в губерниях  устанавливался поверстный срок - по 2 дня на сто верст в один  конец и столько же в другой. Через неделю после получения  справки дело должно было быть  решено под угрозой смертной  казни. Частные дела по жалобам  должны были решаться в течение  шести месяцев. Первоначально  эти сроки выдерживались. Однако  позже они перестали выдерживаться  из-за накопления большого количества  нерешенных дел - сенатское и  коллежское делопроизводство отличались  редкой медлительностью. Некоторые  сенатские дела, особенно судебные, тянулись годами, и не каждый  из участников доживал до разрешения  спора.

 Особенно детально  разработаны в Генеральном регламенте  вопросы регистрации документов (правильное ведение регистрации  обеспечивало сохранность документов, оперативное ведение справочной  работы, контроль за движением документов и их исполнением) и ответственности за принимаемые решения. В Генеральном регламенте подробно проработаны и вопросы документирования и движения дел (документооборота). Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы. Еще ранее - в 1716 г. - был издан указ о подписании главами губернской администрации доношений в Сенат о получении сенатских указов. Позднее эту норму ввели в Генеральный регламент.

 Все делопроизводство  коллегии велось под наблюдением  секретаря. Важные бумаги составлял  он сам, остальные готовились  под его надзором. Канцелярская  работа распределялась между  служащими, и обязанность каждого  была строго определена регламентом.  Так, нотариус вел протоколы  ("повседневные записки") по  всем делам, решавшимся в коллегии. Каждый день на особом листе  он записывал все дела, какие  докладывались присутствию и составлял по ним резолюцию. По окончании месяца эти листы переписывались набело и переплетались. Нотариус же вел реестр нерешенных дел, а секретарь против каждого отмечал, у кого оно находится в производстве. Этот реестр постоянно находился на столе присутствия перед местом президиума, чтобы члены коллегии могли видеть, сколько у них нерешенных дел.

 Актуариус вел общий  журнал всем входящих бумаг,  хранил у себя бумаги, отвечал  за их сохранность и заведовал  заготовлением канцелярских принадлежностей.

 В ведении регистратора  находились регистрационные книги  - журнал, в который за весь  год кратко записывалось содержание  всех дел, решенных в коллегии (последние располагались по алфавиту, с указанием, куда и когда  каждое дело послано), и 4 регистрационные  книги ("регистратуры") - А, В, С и D. Книги А и В служили для регистрации исходящих документов, С и D - для регистрации входяших. Регистрация документов в коллежской системе делопроизводства сопровождала их не только в течение всего процесса производства дела, но и после - в архиве. Если в приказах на поступивших документах дьяк проставлял дату поступления, то в коллегиях наряду с датой появляется и регистрационный номер, соответствующий номеру записи в регистрационной книге.

 Книга А использовалась для записи краткого содержания всех документов - реляций и докладов, отправленных из коллегии на имя царя или в Сенат; книга В - для записи краткого содержания документов, направленных другим учреждениям и лицам; книга С содержала расположенные в хронологической последовательности краткие выписки из указов и рапортов, полученных в течение года от царя и Сената, с указанием номера присланной бумаги и номера, присвоенного ей в коллегии, а также реестр к ним. Все это по завершении года переплеталось и приобретало форму книги. Книга D соответственно, содержала краткие выписки из всех полученных от коллегий, губерний и других учреждений и лиц документов, которые группировались по территориальному и хронологическому принципам и по завершении года вместе с реестром переплетались.

 При каждой коллегии  состоял прокурор, наблюдавший за  порядком и законностью решения  дел. В случае крайней волокиты  он должен был доносить об  этом генерал-прокурору Сената. В  его обязанности входило наблюдение  за исполнением указов. Для этого  он имел особую книгу, на  одной стороне которой он отмечал,  когда и какой указ состоялся,  а на другой - что по указу  исполнено и когда.

 Генеральный регламент  устанавливал процедуру рассмотрения  и решения вопроса, которая включала: вступление дела, подготовку дела к слушанию (рассмотрению и решению), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением решения, архивное хранение дел.

 Все пакеты, адресованные  в адрес коллегии, сдавались дежурному  чиновнику, который расписывался  в получении и не распечатывая передавал в присутствие. Указы, присылаемые из Сената, распечатывались в присутствии самим президентом коллегии, а остальные бумаги - старшим членом присутствия. Далее все поступившие бумаги помечались секретарем с обозначением времени их поступления и сдавались актуариусу для записи в регистрационных книгах. При этом на самом входящем документе проставлялся регистрационный номер, а в регистратуре помечалось, в какой стол передана бумага на исполнение.

 Канцелярским служащим  каждый документ передавался  под расписку, вносившуюся в квитанционную  книгу. При возвращении дела  такие расписки уничтожались, и  в книге отмечалось время возвращения  дела. Кроме письменных прошений  дела могли начинаться и по  устному заявлению просителя,  который расспрашивался в присутствии  президентом и затем, если его  требование подлежало удовлетворению, по удалении просителя из присутствия, устраивалось обсуждение и объявлялось просителю решение.

 Предварительной подготовкой  дела для рассмотрения в присутствии  коллегии занимались помощники  секретаря и канцеляристы под  руководством секретаря. Подготовка  дела к докладу включала сбор  всех необходимых справок по  данному делу (для этого в другие  учреждения могли направляться  канцелярские запросы) и выписку  всех существующих узаконений  по данному делу. Результатом  этой работы являлся доклад  и краткая записка по делу (или  экстракт) с кратким изложением  существа вопроса, всех обстоятельств  дела и существующих законов,  в соответствии с которыми  должно решаться дело.

 Рассмотрение и решение  дела велось в присутствии  всеми членами коллегии, докладывалось  дело секретарем. Решение принималось  большинством голосов, причем  при равенстве голосов голос  председателя имел перевес. Ход  обсуждения вопроса и принятое  решение записывалось нотариусом  в протокол ("повседневную записку"  или журнал). Если член коллегии  имел особое мнение, он имел  право требовать записать его  в протокол, и его требование  исполнялось. Протоколы подписывались  всеми членами коллегии в тот  же день. Таким образом, Генеральный  регламент предусматривал систематическую  запись всего хода обсуждения  дел.

 После заседания и  подписания протокола канцелярия  готовила "исполнительные бумаги", содержавшие решение вопроса  и отсылавшиеся на места для  исполнения. Генеральный регламент  обращает особое внимание на  то, что при отсылке исполнительных  бумаг коллегия должна была  оставлять у себя копии. Все  коллегии между собой сносились  промемориями, в подведомственные места направляли указы, получая от них рапорты.

 Все решенные дела  сдавались в актохранилища, которые впервые по Генеральному регламенту получили европейское наименование - архивов и должны были стать особыми от канцелярии подразделениями для хранения оконченных дел. Для заведования архивами была учреждена особая должность - архивариус. По регламенту учреждалось два архива - один общий для всех коллегий при Коллегии иностранных дел, другой - финансовый - под наблюдением Ревизион-коллегии, причем был определен и срок сдачи дел в архив - через три года по завершении их производства в канцелярии. Дела должны были сдаваться в архив по описи и под расписку. По всем делам в архиве велась опись по алфавиту ("алфавит дел").

 Специальная глава  Генерального регламента устанавливала  порядок пользования печатями. Приложение  печати производилось в присутствии  двух свидетелей. Стремлением сохранять  в тайне государственные дела  продиктовано введение присяги  для канцелярских чинов. Им  запрещалось хранение служебных  документов дома. Особо строго  каралась подделка документов, их  хищение, разглашение тайны голосования,  неправильное составление документов, искажение их смысла. Наказания  предусматривались весьма строгие:  смертная казнь, ссылка на галеры  с вырезыванием ноздрей, конфискация  имущества, денежные штрафы, лишение  чина и др.

Информация о работе Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.