Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
Задачи работы:
1.Составить психологический портрет старого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Расписать психологию пенсионного и предпенсионного возраста.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2. Выход на пенсию как психологическая проблема ………………………….5
2.1 Фазы пенсионного процесса………………………………………………..6
3. Страхи и стрессоры людей пенсионного и послепенсионного возраста….12
4. Психология пенсионного возраста…………………………………………..13
5. Психология послепенсионного возраста…………………………………....18
6.Заключение…………………………………………………………………….20
7.Список использованной литературы……………………….………………..22
Личностные новообразования. Смена ценностных
ориентаций, внутренняя борьба между размышлениями
о вечном и стремлением подтвердить материальную
память о себе. Стремление максимально
реализовать себя, пока еще работает. Поиск
смыслов продолжения жизни, используя
опыт прожитых лет, анализируя прошлые
успехи и неудачи.
II. Период после выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – освоение новой социальной роли, нового статуса.
Социальная ситуация. Старые производственные контакты еще сохраняются, в дальнейшем – ослабевают. Преобладают контакты с близкими родственниками и значимыми людьми. Появляются новые друзья – пенсионеры-общественники и новая общественная сфера деятельности. Родные же считают, что у пенсионера много свободного времени, он может больше внимания уделять воспитанию внуков.
Ведущая деятельность. Поиск себя в новом качестве: воспитание внуков, ведение домашнего хозяйства, хобби, новая общественная деятельность. Возможно еще продолжение основной работы, повышается чувство собственной значимости, зарабатывать стал больше в сравнении с молодежью (получает пенсию и заработная плата сохранена). Усиливается стремление поучать, стыдить (внуков, подростков). Здесь уместно приведенное Н.С. Пряжниковым высказывание Ф. Ларошфуко: «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры». Они пишут мемуары, хотят поделиться своим опытом и переживаниями, тяготеют к взаимодействию с молодежью. Работа с пожилыми требует осторожности, так как любая правда может глубоко их ранить, привести к психологическому кризису.
Личностные новообразования неоднозначны. Осмысление прожитой жизни у одних формирует позитивное чувство гармоничности жизни, ее целостности, полноценной реализации своих усилий; у других – негативные переживания, связанные с незавершенностью, нереализованностью своих лучших помыслов, с ощущением «забытости» недавними коллегами и друзьями.
В современном обществе не культивируется особая «эстетика старости». Нет должного и бережного уважения к опыту, заслугам старых людей, к созданным ими ценностям. Не разработаны даже модели достойной, привлекательной и удобной одежды, обуви, соответствующих аксессуаров для пожилых людей. Старые люди живут реальной жизнью, «здесь и сейчас». Их прошлое просматривается в сегодняшнем настоящем, но у них есть еще и будущее. У многих пожилых людей, несмотря на прожитые годы, ухудшение здоровья, еще сохранился достаточный психологический запас, который в случае позитивного принятия своей прожитой жизни продолжает стимулировать «жажду жизни», формирует активную жизненную позицию с акцентом на ориентацию общественно полезного труда на благо общества и своей семьи.
У другой (большей) части старых людей,
отягощенных многими хроническими заболеваниями
и жизненными неудачами, вследствие низкой
самооценки компенсаторная функция «психологического
витаукта» резко снижена. Одиночество,
«забытость» другими сужают временную
перспективу будущего благополучия. Их
жизненная позиция крайне низка: все позитивное
в прошлом «уже ничего нельзя ожидать
от жизни», настоящее безразлично, впереди
неизбежная смерть. Именно такие тревожные,
унылые чувства испытывают посетители
галереи народного художника России А.
Шилова, потрясенные воздействием портретов
старых людей, – «Забытый», «Потерянный».
Портрет – жанр исторический, по нему
судят о поколении, это история в лицах.
В той же галерее совсем иные, светлые
чувства любования, восхищения пробуждают
портреты других старых людей – «Портрет
матери», «Актриса Лемешева», «Скрипач
Якулов». Они излучают величавую мудрость
и покой, вызывая чувства почитания, уважения
и одновременно скорби о любимых, ушедших
от нас и дорогих нам людях. И возникает
пронзительное осознание смыслов никогда
не прерывающейся целостности жизни, эпох,
поколений.
III.
Период собственно старости (через несколько
лет после выхода на пенсию до момента
серьезного ухудшения здоровья).
В этом периоде человек уже освоил для себя новый социальный статус.
Социальная
ситуация. Общение со своими сверстниками,
значимыми друзьями, родственниками.
Однако ко многим из них постепенно
исчезает ощущение привязанности, сочувствия;
взаимоотношения становятся формальными,
а с членами семьи –
Ведущая деятельность. Одни старые люди продолжают поиски новых видов деятельности; другие – находят для себя новый смысл жизни в оппозиции властям, приобретают интерес к политической деятельности. Происходит смена прежних увлечений. В своих помыслах они ориентируются на идеалы справедливости, нравственности, духовного развития страны. Для некоторых старых людей, когда здоровье еще хорошее, ведущей деятельностью может стать «уход в религию» вплоть до сектантства. Для других – ожидание смерти….
Личностные новообразования. Они проявляются
по-разному, вплоть до противоположных
их различий. Одни старые люди с сохраненным
чувством собственного достоинства находят
для себя дополнительный смысл жизни.
Сравнивая «свое время» и «новое время»,
в котором они даже не столь активны, отмечают,
что для них жизнь стала намного интереснее.
Другие старики, переживая чувство своей
«ненужности», невостребованности, неспособности
заставить общество себя уважать, не находят
смысла жизни и «угасают на глазах».
IV.
Долгожительство в условиях резкого ухудшения
состояния здоровья. Этот период старости
существенно отличается от старости без
особых проблем со здоровьем.
Социальная ситуация. Сохраняется общение с родными и близкими людьми, соседями, со «своими» врачами. Старики достаточно коммуникабельны с окружающими их людьми в лечебно-профилактических учреждениях (куда они госпитализируются для оказания необходимой медицинской помощи), в домах престарелых (куда их помещают для особого ухода).
Ведущая деятельность. Стремление бороться с болезнями, лечиться, осмыслить свою жизнь. В беседах с такими же стариками, с медицинским персоналом стараются приукрасить свою жизнь, особенно свое прошлое. Социальные работники, медики, психологи, геронтологи в психотерапевтической беседе с пожилым человеком должны проявлять большое умение терпеливо выслушивать рассказы пациента (клиента) о том, что было, и даже о том, чего с ним никогда не было. Это своего рода исповедь, облегчающая состояние стариков.
Личностные новообразования. Старый человек
все больше понимает ограниченность своей
жизни. И в то же время он ощущает себя
сопричастностным природе, миру, культуре,
обществу, человечеству в целом. Именно
в старости многие люди впервые «открывают»
для себя Бога.
V. Долгожительство
при относительно хорошем состоянии здоровья
(после 75–80 лет).
Социальная ситуация. Близкие и родные люди начинают гордиться своими родственниками-долгожителями; они считают, что в их роду хорошая наследственность; значит, есть шанс, что они, их дети и внуки будут долго жить. У долгожителя много свободного времени, стали взрослыми дети и сами воспитывают внуков. Развиваются взаимоотношения с новыми друзьями, знакомыми-долгожителями. Пообщаться с ними стремятся люди разных профессий: социологи, психологи, писатели, представители СМИ, молодежь.
Ведущая деятельность. Жизнь еще активна и во многом детерминируется прежними наклонностями. Старики иногда могут позволить себе излишества.
Личностные новообразования. Для долгожителей характерны философское отношение к жизненным явлениям, чувство собственного достоинства (они «победили старость»), интерес к жизни. Они продолжают планирование своей дальнейшей насыщенной событиями жизни. Они спокойны, сдержанны; они – мудры и, сознавая это, культивируют уважение, доброжелательное отношение к себе и среди окружающих их людей
Шапиро В.Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения.
Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленность к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.
Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация связывается с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.
При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.
3. Страхи и стрессоры
людей в пенсионном
и послепенсионном возрасте
Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, размышлений старого человека может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Одна из очень серьезных причин нарушения связи с окружающими кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Нередкими сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофилия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.
Многие из стрессоров можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. «Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения – это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни».
Психологами установлено, что в жизни человека есть изменения, которые неизбежно связаны со стрессом. Составлен список этих событий, за которым стоит многолетний опыт исследований. По мнению авторов этой идеи, можно определить выраженную в цифрах свою реакцию на стресс жизни. Эта цифра одновременно является показателем сопротивляемости к стрессу. Чем больше человек получает баллов, тем больше оснований отнестись к ним с должным вниманием и предпринять необходимые действия по защите от стресса. Надо заметить, что в этой таблице показаны не только отрицательные, но и положительные ситуации, которые могут вызвать стресс. Положительные источники стресса называют эвстресс, а отрицательные дистресс, или просто стресс.
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».
Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:
- Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.
- Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.
- Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.
В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы.