Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:39, реферат
Приступая к обсуждению круга вопросов, посвященных рассмотрению психоаналитического подхода к динамике человеческих влечений и переживаний, мы сталкиваемся с очень трудной задачей. Сложности подстерегают исследователя психоаналитических феноменов на каждом шагу – начиная от очевидной объёмности самого предмета рассмотрения и заканчивая метафоричностью, неопределенностью терминологического аппарата, используемого в рамках классического психоанализа.
Все
рассуждения Фрейда логично нашли
свое отражение в сухой и
Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психический явлений, как мысли и фантазии.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас сознание читателя может вмещать в себя мысли автора, написавшего этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода или легкой усталости.
Общеизвестен тот факт, что Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. В целом, эти рассуждения были в последствии подтверждены дальнейшими экспериментальными исследованиями. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.
Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Когнитивисты назвали бы это кратковременной памятью. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Именно этот концепт принес психоанализу всемирную, пусть и не всегда однозначную славу. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
Он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания.
Сущность бессознательного хорошо отражена самим автором в его высказывании: «Итак, мы уподобляем систему бессознательного большой прихожей, в которой, словно некие существа, толпятся душевные побуждения…». Успешность реализации этих побуждений и определяет психическую адекватность личности, её рост и развитие. Проблема каждого невротика и заключается в том, что он всю свою жизнь так и остаётся в прихожей, не входит в гостиную продуктивной и свободной жизни, не встречает там самого себя ждущего собственного открытия, не выпивает чашку чая с гостями нового жизненного опыта.
Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия человека. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе.
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе.
Ид, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных, тем бешенным быком, запертым в музейной зале с хрупкими витринами, который не находит себя в многогранности условных ограничений социальной жизни. Первичность, примитивность энергий. Ид является как свободой человека, так и его драмой, потому что этой свободе никогда не суждено быть одобренной социальной системой ограничений.
Фрейд
рассматривал Ид в качестве посредника
между соматическими и
Эго (от лат. «ego» - я) – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид, Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.
Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира - искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно Эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. Эго, таким образом, приносит нам как огромную пользу, так и огромные ограничения, напоминая, доброго и разумного тюремщика наших побуждений. Переизбыток Эго-контроля может привести человека к созданию широкой системе самоконтроля, к образованию мощных бастионов ограничений. Эго, чрезмерно развитое, напоминает нам подзорную трубу, вся широта горизонта в окуляре которой ограничена его рамками.
Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Суперэго (от лат. «super» - сверх и «ego» - я).
Суперэго
– последний компонент
Будучи
морально-этической силой
Пожалуй, в свете наших рассуждений, Суперэго представляет собой высшую форму развития сознания, но, в то же время, менее зависимую от наших произвольных побуждений, чем Эго, которое, по крайней мере, управляется разумом самого субъекта.
Резюмируя сказанное, можно прийти к нескольким не слишком утешительным выводам относительно сущности психоаналитического подхода к человеческой природе.
Кратко анализируя теорию Фрейда, можно сравнить его с Коперником и Дарвином в одном лице. Подобно этим двум первопроходцам интеллектуальной сферы, его обвиняли в подрыве чести и достоинства человечества. Астроном Коперник понизил Землю в должности с центра вселенной до одной из нескольких планет, движущихся вокруг неподвижной звезды; Дарвин понизил в должности человеческий вид до обезьяньих потомков.
Фрейд сделал следующий шаг, недвусмысленно указав, что поведение человека определяют силы, находящиеся вне его контроля, лишив нас тем самым свободы воли и психологической свободы. Подчеркивая бессознательность наших мотивов, он лишил нас рациональности, а, указав на сексуальную и агрессивную природу этих мотивов, он нанес окончательный удар по нашему достоинству.
Психоаналитическая теория представляет человека в черном цвете, как злого по своей природе. Без ограничивающей силы общества и его внутреннего представителя – Суперэго – люди уничтожили бы сами себя. Фрейд был глубоким пессимистом. Ему пришлось бежать из Вены, куда нацисты вторглись в 1938 году, а умер он в сентябре 1939 года, спустя месяц после начала Второй мировой войны. В этих событиях он видел естественное следствие потребности человека в агрессии, вышедшей из-под контроля.
Согласно психоаналитической теории, личность человека относительно неизменна, она определяется в основном врожденными потребностями и событиями, происшедшими в окружении в течение первых нескольких лет жизни. Только глубокий психоанализ может нейтрализовать некоторые отрицательные последствия ранних переживаний, но его возможности для этого ограничены. В свете психоаналитической теории мы выглядим также относительно пассивными существами. Хотя Эго активно борется с Ид и с Суперэго, мы остаемся относительно бессильными, пассивными заложниками этой драмы, разворачивающейся в нашем бессознательном. И, наконец, для Фрейда психическое здоровье заключается в твердом, но гибком контроле эго над импульсами Ид. Как отмечал Фрейд, цель психоанализа – убедиться в том, что «…где есть «оно», там будет и эго» (1933), что дает нам всё-таки некоторую надежду на освобождение.
Информация о работе Теория психоанализа З.Фрейда и потребности человека