Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:55, реферат
Да, стресс - ответ организма. Однако заметим, что этот вопрос должен быть задан обязательно с непривычным нажимом. Такое напряженное действие среды и есть “стрессор” - вызывающий стресс. А вот ответ организма на предельный нажим, хотя и сложен, одинаков. То есть, как сформулировал более чем пол столетия назад первооткрыватель стресса канадский физиолог Ганс Селье: “Стрессовая реакция неспецифична”, т.е. стресс- есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
С точки зрения стрессовой р-н не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2-х событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - могут быть одинаковым.
I. Теоретическая часть.
1. Что такое стресс.
2. Организм человека, как система систем.
3. Основные положения концепции Г.Селье и их развитие.
3.1. Фазы развития стресса (субсиндромы стресса).
3.2. Периоды мобилизации адаптационных резервов.
3.3. Эмоциональная напряжённость
4. Познавательные процессы при стрессе.
Когнитивный субсиндром стресса.
4.1. Эмоциональность мышления при стрессе.
4.2. Положительные и отрицательные эмоции.
5. Общение при стрессе. Социально-психологический субсиндром стресса.
II. Практическая часть.
1. Шкала стрессов (по Холмсу и Рах).
2. Опросник PEN
III. Заключение.
IV. Литература.
2.
Организм человека,
как система систем.
Организм, на управление которым в первую очередь действует стресс, - это система систем, и она, конечно, сложнее путаницы рояльных струн, ослабляемых или подтягиваемых настройщиком. И вообще наше простенькое сравнение систем организма со струнами сродни бытовому восклицанию: “Ты зачем на моих нервах играешь?”. Но, говоря о нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит искать “главное”), то уж точно - самая быстродействующая.
Начнем с той части нервной системы, которая отвечает за независимые от сознательного управления “внутренние дела” нашего тела. Автономная нервная система - ее нередко называют вегетативной за то, что она обеспечивает “растительную” деятельность: питание, дыхание, обмен веществ - подводит к каждому из внутренних органов две линии управления, так сказать, два поводка, которые “тянут” в разные стороны. Сигнал, идущий по первой линии - симпатической нервной системы - увеличивает темп работы сердца, по второй - парасимпатической нервной системе - урежает пульс. Симпатический нерв идет к мускулам, расширяющим зрачок, а парасимпатический к мышцам, которые сужают “зеницу ока”. По симпатическому нерву проходит приказ на увеличение просвета сосудов головного мозга, а по парасимпатическому - на его уменьшение.
Вегетативная нервная струна, как самая чуткая первой отзывается на воздействие стрессов. И чаще стресс натягивает симпатический “поводок”. Это понятно - адаптация организма к новым условиям потребует расхода энергии, а симпатическая система как раз пропускает команды, обеспечивающие этот расход. Кислород и питательные вещества будут нужны в большом количестве, значит, надо ускорить их подачу - участить пульс.
Мозг
главный командный пункт
Но у быстродействия вегетативной нервной системы есть оборотная сторона - короткодействие. Система включается за доли секунды, однако через несколько секунд ее возможности исчерпываются. А стресс - реакция длительная. Значит, нервам нужна передышка. Эту передышку обеспечивает реакция нейроэндокринной системы. Как видно по названию, в этом случае систему внутренней секреции запускает нервный сигнал, конечно же, сигнал симпатического нерва, один из стволиков которого входит в эндокринные железы - надпочечники. По нервной, симпатической команде среди прочих веществ надпочечники начнут изготовлять и выбрасывать в кровь адреналин. Это вещество называют “жидкой симпатической нервной системой” - за то, что по характеру действия на внутренние органы оно точь-в-точь совпадает с активностью симпатических нервов. Действие адреналина и его спутника норадреналина (вместе их называют катехоламины) видный американский ученый Уолтер Кеннон назвал реакцией “бегство-бегство”, потому что считал, что она готовит мышцы и другие системы к действию в ответ на угрозу. Сейчас эту реакцию относят к стрессовым эффектам средней продолжительности. Значит, есть еще долговременный эффект?
Непременно
и всеобязательно. Именно долговременный
эффект открыл и детально исследовал Ганс
Селье. Эффект, который связан с напряжением
“струн” гипоталамогипофизарно-
Долговременный эффект - сложный, многоходовый процесс, окутанный обратными связями. Он берет начало в гипоталамусе, одном из эволюционно древних отделов мозга, главном руководителе симпатической нервной системы (заметили, как связаны между собой самый медленный и самый быстрый эффект стресса), и оканчивается выбросом в кровь целого набора управляющих веществ из коры надпочечников, щитовидной железы и самого гипоталамуса. Особенно важным в этом наборе считаются гармоны-кортикостероиды, вырабатываемые корой надпочечников.
Суть их действия сводится к тому, что они продлевают мобилизацию защитных сил, подают добавочно питательные вещества - в первую очередь глюкозу - в кровь, обеспечивают длительное повышение артериального давления для работы мышц. Даже внутренняя структура клеток организма, их, так сказать энергетическая мощность изменяются при длительном стрессе. Как показал известный физиолог Ф.З.Меерсон, при длительных сбалансированных нагрузках в клетках организма вырастает число митохондрий - “энергостанций клетки”. То есть длительный стресс затрагивает структуры организма вплоть до самых устойчивых.
Для
того, чтобы подчеркнуть, какая неразрывная
связь соединяет стресс со здоровьем,
вернемся к словам основателя теории
стресса. Популярно излагая свои
взгляды, Ганс Селье написал, что
у каждого человека есть как бы
два резервуара жизненной энергии
- большой и малый. Малый - для повседневных
нужд, он подпитывается из большого с постоянной
раз и навсегда заданной при рождении
скоростью. Когда большой сосуд иссякнет,
человек умирает от старости. Поэтому
природа позаботилась, чтобы доступ к
большому сосуду для сиюминутной надобности
был невозможен. Слишком быстрый расход
энергии из малого сосуда приводит к истощению
и болезни, полное его исчерпание означает
смерть от дистресса, энергия из большого
сосуда не успевает перекачиваться, хотя
запас ее мог бы обеспечить еще долгие
годы жизни. Напряжение систем регуляции
и есть скорость расхода энергии из “малого
сосуда жизни”. Уровень в нем и есть уровень
здоровья.
3.
Основные положения
концепции Г.Селье
и их развитие.
Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”:
-увеличение
и повышение активности
-уменьшение
(сморщивание) вилочковой
Г.Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.
Г.Селье предположил различать “поверхностную” и глубокую адаптационную энергию. 1-ая доступна “по первому требованию” и восполнима за счет 2-ой - “глубокой”. Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки голлостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье и ведет к гибели или к старению и гибели.
Предположение
о существовании 2-х мобилизационных
уровней адаптации
При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.
Экстремальные
ситуации делят на кратковременные,
когда актуализируются
При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.
Кратковременный стресс - это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса.
При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом занятных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс - бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов не достаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.
Длительный стресс - постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает мобилизуя глубокие адаптационные резервы “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.
В настоящее время хорошо изучена 1-ая стадия развития стресса - стадия мобилизации адаптационных резервов (“тревога”), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой “функциональной системности” организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды.
При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, человеческих и социально человеческих характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.д. пребыванием человека в экстремальных условиях - основные причины недостаточной его изученности. Системное экспериментальное изучение длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий.
Внимание
экспериментаторов при этом было
привлечено к физиологическим и
психо-физиологическим
Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм “общего адаптационного синдрома”, которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом при поочередном доминировании отдельных симптомов. В условиях, когда на человека длительно действуют предельно-переносимые стресс-факторы, эти субсиндромы один за другим в определенном порядке, т.е. становятся фазами развития стресса. Дифференциация этих субсиндромов была возможна благодаря тому, что в ходе развития стресса при указанных условиях поочередно становились манифистированными (преимущественно выраженными и заметными, как для исследователей, так и испытуемых) разные формы адаптационной активности. Можно заметить, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как максимально переносимые, смена манифестированных субсиндромов стресса свидетельствовала о последовательном переходе от доминирования субсиндрома, знаменующего относительно низкий функциональный уровень адаптации, к субсиндрому, симптомы которого свидетели о мобилизации иерархически более высокого уровня адаптации.
Итак, было выделено 4 субсиндрома стресса:
1.Эмоционально-поведенческий синдром.
2.Вегетативный синдром (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности).
3.Когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе).
4.Социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при стрессе).
Следует
сказать об условности такого подразделения
субсиндромов стресса. Оно может быть
иным. В данном случае выбраны преимущественно
человеческие основания для анализа проявлений
стресса, возникающих при относительно
постоянном уровне субъективной экстремальности
стрессора. Иные особенности стрессора
либо иные основания анализа развития
стресса приведут к другому структурированию
феноменов его развития.
3.2.
Периоды мобилизации
адаптационных резервов.
Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили выдать в 1-ой стадии стресса 3 пер. Адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.
1-ый
пер. - активизация адаптационных
форм реагирования за счет
мобилизации в основном “
Если
мобилизационная “по тревоге” адаптационная
защитная активность не прекращает стрессогенности
воздействия, начинают действовать
имеющиеся в организме “
Более того, человеческие (мотивация, установка и т.п.) может за счет временной “сверхмобилизации” резервов, в частности гипофизарно-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления 2-го периода. “Сверхмобилизация” может быть реализована болезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомляемости, при болезнях, а также в немолодом возрасте, “сверхмобилизация” при стрессе за счет человеческих побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие болезни стресса (сосудистые, диспластические, воспалительные, психические).