Социальный и эмоциональный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрим различные модели социального и эмоционального интеллекта.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия 4
Концепция социального интеллекта 5
Концепция и модели эмоционального интеллекта 10
Заключение 18
Список литературы 19

Содержимое работы - 1 файл

социальный и эмоциональный интеллект.docx

— 202.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ


 

 

Институт экономики, управления и  права

Экономический факультет

кафедра «Менеджмент»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организационное поведение»

НА ТЕМУ

«Социальный и эмоциональный интеллект»

 

 

Работу выполнил:

студент 3 курса, 31 группы

экономического факультета

заочного отделения 

специальности

«Менеджмент организации»

срок обучения 5,5 лет

К.К. Ильина

Работу проверил:

доц. В.Е. Цветкова

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

Содержание:

 

Введение                                                                                                                                                   3

Основные понятия                                                                                                                                   4

Концепция социального  интеллекта                                                                                                     5

Концепция и  модели эмоционального интеллекта                                                                            10

Заключение                                                                                                                                            18

Список литературы                                                                                                                               19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всего XX века одни психологи считали, что для  успешной реализации личности в жизни  необходим высокий интеллект  и с детских лет надо стремиться развивать именно его, другие отстаивали необходимость первоочередного выявления и развития креативности. А педагоги, споря и с теми, и с другими, были склонны утверждать, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие, разносторонние знания.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что все эти утверждения  ошибочны. Если говорить дипломатичнее  — их можно признать верными лишь частично. Всем известно, сколь важны для победителя в жизненной «гонке за успехом» и высокий природный интеллект, и развитая креативность. Все знают, какую ответственную роль в достижении жизненных высот играют глубокие и разносторонние знания. Но психологические изыскания конца XX века убедительно свидетельствуют, что успех в жизни определяется не этим, он в большей мере зависит совсем от других личностных особенностей.

В конце 90-х годов все громче и яснее стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в областях изучения эмоционального ц социального интеллекта.

В результате этих изысканий в современных психологических теориях уже не так односторонне оценивается потенциал личности, как это делалось, например, в концепциях «интеллектуальной одаренности» или «творческой одаренности», популярных в XX веке. В работах современных психологов все яснее звучит мысль о том, что, расширив диапазон тестируемых личностных свойств, включив в их число эмоциональную сферу личности и способности к эффективному межличностному взаимодействию, мы получаем значительно более точную картину умственного потенциала личности.

Вопрос о том, что делает одного человека великим и выдающимся, а другого — средним и незаметным, волновал и исследователей, и обывателей с давних времен.

В данной работе рассмотрим  различные модели социального и  эмоционального интеллекта.

 

 

 

Основные понятия

Социальный интеллект  – способность правильно понимать поведение людей.

Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. По мнению большинства специалистов, понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.

В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие «социальный интеллект»:

- как способность уживаться с другими людьми (Moss F. & Hunt Т., 1927);

- как способность иметь дело с окружающими (Hunt Т., 1928); знания о людях (Strang R., 1930);

- способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (VernonP.E., 1933);

- способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J., 1947).

Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид  Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию (Vechsler D., 1958).

Эмоциональный интеллект  – группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

На эмпирическом уровне эмоциональный  интеллект (ЭИ) представляет собой умение управлять собственными эмоциями и  эмоциями другого человека. Мы можем  увидеть и зафиксировать, что  одни люди лучше управляют эмоциями, чем другие.

В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла  проблематика, прежде разрабатывавшаяся  далеко за пределами этой отрасли. Новое  направление получило наименование «исследование эмоционального интеллекта». Эти изыскания также реанимировали  весьма давние рассуждения и исследования проблем социального интеллекта, начатые еще Эдвардом Ли Торндайком в начале XX века.

 

 

Концепция социального  интеллекта

Философы эпохи первых европейских цивилизаций говорили о божественной предопределенности таланта и старательно строили  по этому поводу умозрительные теоретические  конструкции. В выявлении одаренных людей предлагали полагаться на божественное провидение и собственную интуицию. Прагматичный XX век отказался от таких решений. Ученые стали пытаться изучать явление гениальности и психологию творчества с помощью «строгих» научных методов.

И даже более того, в ряде специальных экспериментов обнаружилось, что многие дети и взрослые, не продемонстрировавшие высоких способностей по специальным  тестам (интеллекта, креативности или  учебной успешности), но показавшие хорошие результаты по параметрам эмоционального и социального развития, оказываются  весьма успешными в жизни и  творчестве. Причем их преимущества в  достижении жизненного успеха часто  оказываются настолько велики, что способны обеспечить им не только высокое социальное положение, но даже и привести их в дальнейшем к зачислению в когорту выдающихся.

Напротив, у 95% интеллектуально  одаренных, как справедливо утверждает B.C. Юркевич, ссылаясь на собственные  исследования и работы других авторов, отмечаются трудности функционирования эмоционального интеллекта. B.C. Юркевич  особо подчеркивает, что у этой категории детей наблюдаются  «ярко выраженная инфантильность в  эмоциональном отношении», сниженный  интерес к деятельности, не связанной  с получением знаний, «трудности общения со сверстниками» и т.п.

Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального  интеллекта. Ее решение требовало  отделить социальный интеллект от абстрактного (IQ) и академического. Но работа по созданию методических инструментов для измерения социального интеллекта не приводила к нужным результатам. Как правило, эти попытки терпели неудачу.

Главная причина, видимо, кроется  в том, что основной в обследованиях  социального интеллекта выступала  его вербальная оценка. При диагностических  обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения  и т.п. Причем выявлялось все это  лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта также осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчет, интроспекция и т.п.).

Между тем общеизвестно, что вербальная оценка собственной  эмоциональной или социальной сферы  и реальные поведенческие характеристики далеко не всегда совпадают. Поэтому  постепенно все большее место  в изучении социального интеллекта стали занимать исследования, базировавшиеся на поведенческих, невербальных способах оценки социального интеллекта. Одними из первых объединили два этих подхода к рассмотрению и диагностике социального интеллекта С. Космит-ский и О.П. Джон (Kosmitzki С. & John О.Р., 1993), предложив концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих. Эти составляющие они укомплектовали в две относительно самостоятельные группы: «когнитивные» и «поведенческие».

К когнитивным элементам  социального интеллекта ими были отнесены оценка перспективы, понимание  людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим. К элементам  поведенческим: способность иметь  дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях.

Тем самым подчеркивалась мысль о том, что социальный интеллект  — это область, где тесно взаимодействует  когнитивное и аффективное. Как  несложно заметить, эта модель довольно полно отражает суть явления и  определенно указывает на то, что  подлежит диагностике и развитию. Пользуясь ею, можно разрабатывать  программу диагностики и формулировать  цели педагогической работы по развитию социального интеллекта. Эта модель вполне способна служить базой для  решения прикладных вопросов.

Особого внимания заслуживает  аргументация сторонников противоположного этому подхода. Так, в работе российского  психолога Д.В. Ушакова отмечается, в частности, что определение  социального интеллекта должно быть ограниченно. «Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — отмечает Д.В. Ушаков, — это  способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и  компетентности, а не исчерпывает  их» [7]. Только при этих условиях социальный интеллект, по мнению Д.В. Ушакова, становится в один ряд с другими видами интеллекта, «...образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной» [7. С. 18]. С этим утверждением можно согласиться в том случае, если мы ставим перед собой задачу чистоты использования термина «интеллект» , но стремление решать более масштабные задачи, связанные с проблематикой прогнозирования степени успешности личности на дальнейших этапах ее развития, диктует иные подходы.

Теоретические модели создаются  для решения прикладных проблем, в первую очередь это проблемы диагностики и развития. Поэтому  используемые разными авторами методики диагностики социального интеллекта хорошо иллюстрируют понимание ими  сути данного явления.

Одним из первых специальных  измерительных инструментов, направленных на решение этой задачи, следует  считать тест Джорджа Вашингтона — GWSIT. Он включал ряд субтестов, оценивающих критические решения в социальных ситуациях. Входящие в тест задания определяют психическое состояние человека после выполнения заданий, оценивают память на имена и лица, определяют человеческое поведение и чувство юмора. В нашей стране этот тест не использовался.

В исследованиях Р.И. Риггио (Riggio R.E., 1991) при тестировании социального интеллекта его оценку предлагалось проводить по шести социальным навыкам: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль. Данным автором использовался также тест на скрытые этические навыки (когда оцениваются знания правильного поведения в социальных ситуациях). Несложно заметить, что Р.И. Риггио предлагает называть социальным интеллектом то, что многие называют «интеллектом эмоциональным». Это конечно же неслучайно, их неразрывная связь очевидна.

Любопытный термин предложил  американский исследователь Ф.С. Чапин (Chapin F.S., 1967) — «социальная интуиция». Особенно ценно то, что он предложил тест для ее оценки. Испытуемых просили прочесть о проблемных ситуациях и выбрать, на их взгляд, лучшее описание каждой ситуации из четырех альтернативных.

Информация о работе Социальный и эмоциональный интеллект