Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:09, контрольная работа

Краткое описание

"Психология" - слово греческого происхождения, традиционно принятый дословный перевод которого "наука о душе" (греч. ψυχη' - "душа" и λογος - "понятие", "учение"). Как правило, в названии научной дисциплины отражается ее предмет, однако в случае с психологией дело обстоит сложнее: понятие "душа", пришедшее из теологии и философии, используется расширительно, как предельно обобщенное обозначение целого класса явлений, относящихся к внутреннему миру и психическому складу человека.

Содержание работы

Введение 3
Предмет психологической науки 4
Специфика научно-психологического познания 6
Психология в античный период 8
Трудности определения предмета психологии 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Содержимое работы - 1 файл

Психология и педагогика, контрольная.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

   3. Этап систематизации древнегреческой  философии - Платон и Аристотель

   Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма  в античной философии. Считал, что  кроме мира вещей существует и  мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как  являются материальными подобиями  идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает  их стремиться быть похожими на них.

   Душа - посредник между миром идей и  вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием  истины я красоты. Наблюдение за явлениями  мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.

   У разных людей развиты разные части  души, поэтому Платон считает идеальным  устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие  посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность  души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно  придать форму шара, и получится  ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это  форма (структура) тела. Чем сложнее  душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У  души нет своей активности, но благодаря  наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.

   Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и  верховного разума: их роль он видел  в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители  всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.

   Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать  знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе  наблюдаемых фактов, позволяет создавать  новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых  знаний. Известная картина Рафаэля  «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство  идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении  с ним.

   Эллинистский  период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.

   Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).

   Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством  ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается  при умеренности желаний, безмятежности  духа. свободе от страхов (не бойся  смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).

   Стоики - довольство жизнью связано с умением  принять ограничения жизни как  действие общекосмического закона. Это  позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь  судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы,

   Скептики - счастье заключено в умении освобождаться  от догм, привитых в процессе воспитания.5  
 

 

Трудности определения предмета психологии

   Любой учебник по основам какой-либо науки  начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам:

    • Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно).
    • Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, — писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры.
    • В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

   Поэтому, отложив на некоторое время определение  предмета (и объекта) психологической  науки, дадим пока лишь расшифровку термина «психология». Его можно буквально перевести как «наука о душе» (от древнегреч. psyche — душа, logos — разумное слово, наука). Авторами этого термина, зафиксировавшего исторически первое представление о предмете психологии, историки психологии называют немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кас-смана [33]. Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. возникла эмпирическая психология как наука о явлениях сознания.

   Впоследствии  новых определений предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно — название науки, которое фиксировало преемственность в развитии научно-психологического знания. Тем же исследователям, которые хотели отказаться от термина «психология» по причине изменения предмета психологической науки, Л.С. Выготский отвечал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; ...мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков... Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним; даже отрицая его, мы опираемся на него». Кстати говоря, неизменность названия науки, несмотря на изменения ее предмета, может означать также и то, что все ее представители так или иначе изучают с разных сторон одну и ту же реальность, выступающую объектом психологии (и некоторых других наук).

   А вот какова природа данной реальности — это вопрос, который, как и проблема определения предмета исследования, относится к наиболее сложным проблемам психологической науки. В русском языке сложилась традиция использовать для обозначения этой реальности то же слово, что и для науки, ее изучающей, — «психология». Так, к примеру, говорят о детской психологии или психологии подростка, имея в виду очень разные по сути явления: и особенности восприятия ребенком мира, и специфику его мышления, и способы поведения в разных ситуациях, и его изобразительное творчество и многое другое. Возможно, для решения каких-то житейских или практических задач эта неопределенность не имеет значения, но для психологической науки требуются строгие определения объекта и предмета психологии и соотнесение друг с другом родственных, но не тождественных понятий «психология», «психика», «поведение» и др. Чтобы приблизиться к решению этой сложной задачи, представим сначала те явления, которые попадали в поле зрения людей, называвших себя психологами, в разные годы и в различных школах.

   Выделение психической реальности как самостоятельной  и автономной сферы познания в  западноевропейской философской традиции связано с именами Р. Декарта  и Дж. Локка (1632-1704). Согласно Декарту, эту область познаваемой действительности составляет "все то, что происходит в нас так, что мы сами непосредственно  это в себе наблюдаем".

   Уже на уровне обыденного суждения вполне очевидно существование особого  субъективного мира психических  явлений в форме мыслей, переживаний, представлений, воспоминаний, побуждений, желаний и пр., которые, как правило, скрыты за внешним поведением и в  совокупности образуют то, что именуется  психикой, психической реальностью, душевной жизнью человека. Хотя эта  психическая реальность в каждом случае уникальна, можно предположить, что она формируется согласно единым принципам и подчиняется  общим законам, и попытаться обнаружить их.

   Иными словами, исключительное положение, занимаемое психологией в ряду других наук о человеке, связано с тем, что она стремится к научной объективации субъективного опыта, т.е. выявляет понятные и законосообразные взаимосвязи между явлениями, которые принято относить к сфере человеческой субъективности.

   По  С. Л. Рубинштейну (1889-1960), предмет психологии, в классическом понимании, составляет содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и др. субъективных проявлениях.

   В отечественной  психологической традиции закрепилось  следующее научное определение  предмета психологии: Психология - это наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики.6

 

   

Заключение

 

     Можно ли считать развитие психологических  знаний процессом, определяемым лишь собственной  логикой познания в соответствии с природой изучаемого объекта - психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся  под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения науки  и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене  и развитии; идей, возникновение  и гибель понятий, даже смена классификаций  и т. п. - может быть объяснено на почве связи данной науки с  общей социально-культурной подпочвой  данной эпохи, с общими условиями  и законами научного познания, с  теми объективными требованиями, которые  предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».

     Анализ  развития психологических знаний требует  изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в  значительной степени влияют на выбор  проблемы, а также на характер ее решения. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими  науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались  знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук, в частности, эксперимент  был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики  и психометрии. В-третьих, происходило  использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Основы  психологии: Учебное пособие/ Филатов  Ф.Р.- Изд. «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006 г.
  2. Теоретическая психология/ Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  – М., 2003.
  3. Общая психология / Рогов Е.И. - М. ВЛАДОС, 2005.
  4. Психология/ Венгер Л. А., Мухина В. С.  - М.: Просвещение, 2008.
  5. Психология и педагогика:  Учебное пособие/ Островский Э.В., Чернышова Л.И. – М.: Вузовский учебник, 2008.

Информация о работе Психология как наука