Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Как подозреваемый так и обвиняемый не всегда могут быть преступниками, поэтому, решая основной вопрос по делу: совершено ли преступление данным лицом, следует ясно понимать его психологию. Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания, при этом он постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их обостряет. Так, тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.
Введение
Психология допроса (общие положения)……………………………..4
Психология допроса подозреваемого и обвиняемого……………….12
Заключение
Одной из важнейших проблем психологии допроса является проблема тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, во многом определяет его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно или даже враждебно.
Например, при опросе заключенных было установлено, что большинство из них, несмотря на доказанность вины, не дали на следствии показаний из-за отсутствия нормальных отношений со следователями.
Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт, множество, однако все они подчиняются следующим общим закономерностям: исследуя личность допрашиваемого, следователь должен планировать обращение к ее лучшим сторонам, т. е. к социально положительным ролевым позициям данной личности. Этически и тактически недопустимо, чтобы следователь для установления контакта с допрашиваемым использовал отрицательные стороны его личности, даже если следователь хорошо знает их.
Допрос — это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает психология диалога.
Системный анализ предоставляет возможность выявить уровни использования диалоговой формы на предварительном следствии. Первым уровнем, очевидно, следует считать коммуникативный, характерный для процесса общения с подозреваемым (обвиняемым). Здесь происходит трансформация различных форм: конфронтация, спор, полемика, психологический контакт, диалог и сотрудничество.
Благодаря сотрудничеству с обвиняемым следователь может получить уникальную информацию о преступном событии, которой никто другой в данным момент не владеет. Далее встает вопрос о проверке достоверности этой информации и построении общей структуры доказательств по делу.
На этом этапе следователь переходит на более высокий уровень использования диалоговой формы — реконструктивную деятельность, для которой характерно снятие концептуальной неопределенности и проверка полученного результата (детекция ошибок).
Кульминацией диалога с допрашиваемым можно считать его исповедь как снятие комплекса противоречий, разрядку, снятие внутреннего напряжения (катарсис).
Современный следователь, проводя допрос, использует самые разнообразные области человеческих знаний, которые позволяют ему расширить и увеличить каналы информации. Психофизиология, логика и паралингвистика, уголовный процесс и тактика — эти науки в комплексе применяются следователем для организации получения необходимой информации, для раскрытия преступлений.
Психология допроса подозреваемого и обвиняемого
Специфические черты имеет допрос обвиняемого (подозреваемого). Он начинается с вопроса о признании им своей вины, после чего ему предлагают дать показания по существу обвинения. В зависимости от полученного ответа складываются конфликтная либо бесконфликтная следственные ситуации.
Конфликтная ситуация чаще всего возникает, когда обвиняемый не признает себя виновным, дает ложные показания, отказывается от сообщения сведений, интересующих следователя, изменяет показания.
В бесконфликтной ситуации обвиняемый не отрицает свою вину, дает правдивые показания по существу предъявленного обвинения, достаточно полно отвечает на вопросы следователя. Сложность деятельности последнего заключается лишь в необходимости подкрепления показаний обвиняемого, которые хотя и имеют порой решающее значение в раскрытии и расследовании преступления, но считаются такими же рядовыми доказательствами, как и показания свидетелей, очевидцев, заключение эксперта и др. Успех допроса обвиняемого (подозреваемого) во многом зависит от своевременного установления с ним психологического контакта, умелого применения тактических и психологических приемов.
На предварительном следствии обвиняемому (подозреваемому) свойственны различные психические состояния: тревога, душевное потрясение, боязнь разоблачения и лишения свободы и т. д. Психология поведения обвиняемого (подозреваемого) на следствии в значительной степени определяется воздействием доминанты. Учение о доминанте было разработано А. А. Ухтомским. Под доминантой в русском языке подразумевают господствующую идею, а в физиологии — преобладающий в данный момент в центральной нервной системе очаг возбуждения, отличающийся повышенной чувствительностью к раздражителям и оказывающий тормозящее влияние на работу других нервных центров. На этой основе с учетом прошлого опыта и нравственных качеств личности формируется ее внутренняя позиция, система отношений к происходящему, готовность действовать определенным образом, т. е. так называемая оборонительная доминанта.
Оборонительная доминанта оказывает существенное влияние на поведение преступника (подозреваемого, обвиняемого), который предпринимает различные меры для создания ложного алиби, инсценировок, убеждения окружающих в своей непричастности к преступлению. Под ее воздействием преступник может:
1) вернуться на место происшествия с целью получения информации о действиях следователя (работников дознания);
2) распространять заведомо вымышленные слухи о личности преступника и мотивах преступления;
3) внезапно безмотивно оставить работу, квартиру, семью или вместе с родственниками уехать из местности, где было совершено преступление;
4) демонстративно, настойчиво требовать активизации деятельности правоохранительных органов по установлению и розыску преступника (например, в связи с исчезновением супруга, детей и других близких людей);
5) проявлять повышенный интерес к ходу расследования;
6) признаться в причастности к преступлению родственникам, друзьям, сослуживцам;
7) сделать признание на первом же допросе о своей причастности к совершению какого-либо малозначительного правонарушения;
8) попытаться уговорить, подкупить потерпевших, свидетелей;
9) заняться поиском лиц, которые могли бы дать ложные показания, и т. д.
В криминалистической и судебно-психологической практике такое поведение обвиняемого, подозреваемого получило название «улики поведения».
Сильное внутреннее перенапряжение, постоянные мысли о совершенном, систематическое принятие мер, препятствующих изобличению в преступлении, приводят к такому психическому состоянию, когда у преступника появляется страстное желание «выговориться», «облегчить душу», рассказать о случившемся и таким способом уменьшить психическое возбуждение, снять напряженность. В этом же заключается основная причина явки с повинной, признания обвиняемого и подозреваемого, установления психологического контакта на допросе.
Распространенным психическим состоянием является фрустрация — ощущение гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. В состоянии фрустрации обвиняемый плохо соображает, почти не вникает в суть создавшегося положения, безразлично относится к своей судьбе. Он очень внушаем, впечатлителен, мнителен. Следователь должен тактически умело ослабить, нейтрализовать фрустрационное состояние, вызвать обвиняемого на откровенность, пробудить в нем желание вступить в психологический контакт.
Существенное влияние на психологическое состояние обвиняемого, подозреваемого на допросе оказывают мотивы, которыми он руководствуется в своем поведении и которые можно подразделить на две группы:
1) положительные мотивы — стремление обвиняемого (подозреваемого) помочь следователю объективно и полно разобраться в происшествии (дача правдивых показаний, описание способов совершения преступления, показ местонахождения трупа, пострадавшего и орудий преступных действий, активность в установлении возможных свидетелей и т.п.), чувство сострадания к жертве, жалость к себе, своему положению, искреннее раскаяние в содеянном;
2) отрицательные — мотивы, препятствующие эффективному расследованию преступления.
Отрицательные мотивы бывают разными.
Во-первых, обвиняемый боится ответственности за содеянное и потому дает ложные показания, направляя следствие по ложному пути. Страх наказания угнетающе действует на психику допрашиваемого, снижает его возможность правильно оценивать свое поведение, ухудшает самоконтроль и самоанализ.
Во-вторых, обвиняемый порой готов нести любое наказание, но панически боится огласки. Моральные оценки и суждения окружающих оказывают на него гораздо более сильное воздействие, нежели предстоящий приговор суда. Поэтому обвиняемый отказывается сообщать правдивую информацию, уклоняется от откровенного разговора. Следователь должен убедить допрашиваемого в несостоятельности его позиции, по возможности нейтрализовать, ликвидировать конфликтную ситуацию.
В-третьих, обвиняемый боится утратить достигнутое социальное, служебное, материальное положение. Мысль о том, что в результате расследования преступления и привлечения к уголовной ответственности он будет лишен занимаемой должности, потеряет доверие коллег, друзей, испытает материальные затруднения (конфискация имущества), заставляет обвиняемого занять позицию отказа от дачи правдивых показаний, вступить в конфликт со следователем, попытаться переложить ответственность за содеянное на других лиц. Задача следователя — убедить обвиняемого (подозреваемого) изменить свое отношение к сложившейся ситуации, показать ему возможность искупить вину и восстановить свое положение и обществе.
В-четвертых, это ложное чувство товарищества, которое особенно свойственно несовершеннолетним преступникам. Они считают, что сообщить подробности преступления — значит оказаться в глазах сверстников предателями, навлечь на себя «всеобщее презрение и недоверие». Несовершеннолетние также могут отказаться от дачи показаний или лжесвидетельствовать по причине необычности положения, чувства исключительности своей личности, мнимого риска и борьбы.
В-пятых, у некоторых обвиняемых (подозреваемых) появляется чувство уверенности в невозможности раскрытия преступления. Допрашиваемый считает, что следователь не располагает доказательствами причастности его к преступлению, поскольку никаких следов на месте происшествия он не оставил, свидетелей нет, к тому же наличествуют некоторые подтверждения его алиби В подобном случае преступник ведет себя на допросе независимо, порой высокомерно, отвечает на вопросы односложно, требует немедленного освобождения и т. д. Следователь должен умело использовать имеющиеся доказательства, тактически и психологически правильно предъявлять их допрашиваемому, стремиться своевременно устранить конфликт.
В-шестых, значительное влияние на поведение обвиняемого (подозреваемого) оказывает переживание им разлуки с близкими людьми: родителями, детьми, супругом, друзьями. Психологическое состояние здесь характеризуется тревожностью, беспокойством за судьбу, жалостью. Осознание невозможности оказать им посильную помощь способствует возникновению стрессов. Допрашиваемый становится раздражительным, резким, уклоняется от общения, ходит в себя. Следователь обязан использовать все свои психологические познания и опыт, с тем чтобы вывести обвиняемого из указанного психологического состояния.
И, наконец, в-седьмых, рецидивисты и лица, совершившие преступления, зачастую изначально враждебно относятся к работникам правоохранительных органов, свидетелям, потерпевшим. Это сказывается на их поведении во время допроса. Обычно они отказываются давать показания, обвиняют следователя в предвзятости, грубости, произволе. Конфликтные следственные ситуации также возникают на почве оговора или самооговора. Под оговором понимается заведомо ложное показание одного обвиняемого в отношении другого. Самооговор представляет собой сознательное волевое поведение невиновного лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого), которое выражается в даче ложных показаний относительно его причастности к инкриминируемому ему деянию. Как верно указывали А. Р. Ратинов и Т. А. Скотников, происхождение самооговора не может быть понято без предварительного уяснения некоторых явлений социально-психологического и индивидуально-психологическог
Ликвидация конфликтной ситуации, вызванной самооговором, осуществляется следователем в двух направлениях:
а) изучение особенностей личности обвиняемого (подозреваемого);
б) анализ данных, характеризующих сложившуюся следственную ситуацию.
Причинами самооговора могут быть состояние здоровья, возраст, психологическое состояние (стресс, фрустрация, аффект и др.).
Самооговоры часто наблюдаются у психически неполноценных людей, в основе поведения которых лежат болезненные побуждения. Самооговоры у подобных субъектов бывают двух типов:
а) самообвинения, носящие наивный, неправдоподобный характер (патологические переживания);
б) признания, вполне правдоподобные по содержанию.
Следственная практика знает немало примеров, когда привлечение к уголовной ответственности, задержание, арест, допрос глубоко действуют на психику. Особенно это относится к невиновному человеку, который в силу сложившихся обстоятельств оказался в положении подозреваемого (обвиняемого).
Информация о работе Психология допроса подозреваемого и обвиняемого