Межгрупповые отношения и конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Взаимодействие групповых субъектов является итогом эволюционного развития различных уровней организации общества. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытой или очевидной форме в любом акте взаимодействия. Взаимоотношения социальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом, который концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяет в будущем говорить о новой модели социальной стороны психики человека.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4
1.1. Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений 4
1.2. Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы 5
1.3. Межгрупповые отношения «по горизонтали» и «по вертикали» 6
1.4. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений 6
1.5. Эффект «мы – они» 10
1.6. Групповой фаворитизм 12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 14
2.1. Типология социальных конфликтов 14
2.2. Причина возникновения межгрупповых конфликтов 17
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Содержимое работы - 1 файл

психология.docx

— 45.69 Кб (Скачать файл)

    В итоге анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой  опыт исследований, выражающих различные  теоретические и методические подходы. Они позволяют с разных точек  зрения подойти к анализу теоретических  проблем и наметить различные  подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени  ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности.

    1.5 Эффект «мы - они»

    Эффект  «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими  группами (эффект «они»). Понятие отношения  «мы и они» как универсальную  психологическую форму самосознания всякой общности людей в социальную психологию ввел В.Ф.Поршнев. Для того чтобы появилось субъективное «мы», считает он, требуется повстречаться и обособиться с каким-то «они», т.е. с другой группой людей. На основе общих целей и деятельности у членов группы формируется чувство принадлежности к совместной жизни, складываются отношения единства и целостности. Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.

    Эффект  принадлежности к группе включает в  себя два более частных эффекта:

    ·- эффект сопричастности;

    ·- эффект эмоциональной поддержки.

    Первый  выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той  группы, к которой он реально принадлежит  или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется  чувство ответственности за результаты деятельности группы.

    Эффект  эмоциональной поддержки проявляется  в том, что член группы ожидает  эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных  членов группы. Но этот эффект отражается не только на экспортациях отдельного человека. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену  группы не оказывается, то у него разрушается  чувство «мы» - принадлежности к  группе, сопричастности ее делам, и  возникает чувство «они», т.е. член группы, не получивший эмоциональной  поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих  его интересы и заботы.

    Эффект  «мы» оказывается наиболее значимым психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому  эгоизму». В то же время недостаточное  развитие чувства «мы» приводит к  отсутствию единства и слаженности  в деятельности. Таким образом, чувство  принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии: оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели.

    Эффект  «мы и они» тесно связан с эффектами  группового фаворитизма и эгоизма [11, 2].

    Эффект  «мы» выражает сопричастность индивида к группе, ответственность за действия других членов групп и противопоставления членам других групп.

    1.6 Групповой фаворитизм

    Фаворитизм  групповой [от лат. favor - благосклонность] - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не "работают", а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян [12] .

    Наличие группового фаворитизма, степень его  выраженности и конкретные формы  проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов - уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

 

    ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

    2.1. Типология социальных конфликтов.

    Для правильного понимания и истолкования социальных конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет их типологизация, т.е. вычисление их основных типов на основе выявления сходства и различия. Надежных способов идентификации конфликтов по общности существенных признаков  или отличий. Существует много принципов  классификации и систематизации конфликтов, например, по степени укорененности  в объективных социально-экономических  основаниях общественных процессов  и систем (структурные и неструктурные  конфликты), в зависимости от преобладающего влияния тех или иных факторов в возникновении конфликтов (экономические, политические, идеологические, межнациональные, религиозные, бытовые и т.д.), в  зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия (внутри личностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, межстрановый (межгосударственный) и глобальный), в зависимости от формы и драматизма (остроты) протекания конфликтов (антагонистические и неантагонистические, явные и скрытые, организованные и неорганизованные, конструктивные и деструктивные, рациональные и нерациональные, в зависимости от структурной организации индивидов и групп, втягиваемых в конфликты (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Более подробно остановимся на последней классификации.

    Межличностные конфликты развиваются по схеме  «индивид – индивид», и в них соперничают, противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего (но не обязательно входящие в данную социальную группу. Примеров таких конфликтов можно привести множество из жизнедеятельности любой, так называемой, контактной группы, где контакты между ее членами происходят практически ежедневно – учебная группа, бригада, исследовательская лаборатория и т.п. причины таких конфликтов столь же разнообразны, как и характеры индивидов, в них вступающих: соперничество за власть, за престиж, за популярность, за более интересный вид работы и т.п.

    Если  же конфликт вызревает и развертывается между различными группами в пределах данного коллектива (общности) или  между группами, представляющими  различные общности, то мы имеем  дело с межгрупповым конфликтом. Типичным проявлением такого рода конфликтов, отягощенных различными формами  враждебности, вплоть до весьма острых, сопровождаемых настоящими побоищами, стали  в последнее время стычки между фанатичными болельщиками различных футбольных клубов как в нашей стране, так и за рубежом.

    В свою очередь, внутригрупповые конфликты  в зависимости от того, насколько  едины или разобщены друг с  другом члены данной группы в понимании  значимости той или иной цели их совместных действий или же в определении  способов ее достижения, подразделяются на информационные и процедурные. Если, например, члены одной территориальной общности деревни или поселка, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, едины в том, что главное в их совместной деятельности – спасение жизни, в первую очередь, своих детей, но одни выступают за немедленное отселение в экологически чистый район, а другие – категорически против этого, полагая, что, по имеющейся у них информации, можно при создании соответствующих условий (чистые продукты питания, медицинская помощь и др.) вполне нормально жить и на старом месте, мы имеем дело с типичным информационным конфликтом. Иное дело, когда все жители данной деревни убеждены в необходимости переселения в экологически безопасную зону, а ожесточенный спор ведется из-за того, переселяться ли организованно, т.е. всей их сплотившейся общностью в общее для всех новое место жительства, либо каждый должен осуществить такое переселение по своему усмотрению.

    В таком случае перед нами процедурный  конфликт, вспыхивающий тогда, когда  группа не может достичь взаимоприемлемого  соглашения по способам и формам достижения общей для всех ее членов цели. 
Специфическим типом внутригрупповых и (или) межгрупповых конфликтных взаимодействий выступает ролевой конфликт. Он может возникнуть тогда, когда:

а) Индивид, втягиваемый в конфликтные взаимоотношения с другими индивидами или их группой, должен в силу своего социального статуса выполнять одновременно две различные роли;

б) Эти роли предъявляют противоречивые требования к его поведенческим образцам, т.е. являются конкурирующими.

    Например, явный лидер студенческой баскетбольной  команды вдруг обнаруживает, что  он не может быть отличным спортсменом  и хорошим студентом одновременно и отказывается от дальнейшего участия  в соревнованиях. В таком случае конфликт, возникший между ним  и его товарищами по команде, имеет  явно выраженный ролевой характер.

    Разумеется, все выделенные типы конфликтов конструируются на основе типологизации, при которой  выясняются и отбираются для обобщения  наиболее характерные особенности, а второстепенные черты, признаки тех  или иных конфликтных ситуаций и  действий остаются в стороне как  несущественные или недостаточно существенные для данного типа конфликтного поведения. На самом же деле реальные способы  и формы возникновения, развития, разрешения конфликтов столь же разнообразны, как многообразны всевозможные цели, интересы, потребности объединяющие или разделяющие людей в их конкретных помыслах, оценках и действиях. Однако, достаточно серьезное упрощение действительности, осуществленное путем типологизации конфликтов, не удаляет исследователя от понимания их причин, сущности, функций и роли в жизни общества, а напротив, приближает к этому, ибо дает возможность выделить для изучения конфликтных ситуаций и действий самое важное и существенное, без чего они просто не могут возникнуть.

    2.2. Причины возникновения межгрупповых конфликтов.

    Всеобщность группового (межгруппового) конфликта  обусловлена тем, что человеческие сообщества, за исключением самых  примитивных, функционируют на основе социальной стратификации, т.е. оказываются  дифференцированными на различные  социальные слои и группы по роду их деятельности, занятиям, экономическому, политическому статусу и т.п. Сама же социальная стратификация, как отмечает известный конфликтолог Р.Коллинз, выступает в обществе как вид и степень неравенства групп и индивидов в их доминировании друг над другом. Причины социального расхождения и противостояния в обществе нужно искать в интересах групп и индивидов, и прежде всего в интересах по поддержанию своих доминирующих позиций или уклонения от доминирования других. Успех или неуспех в таком противостоянии зависит не только от контролируемых различными группами ресурсов – экономических, политических и иных, но также от степени эффективности социальной организации противоборствующих групп, от формируемых в этих группах желаний и идей, складывающихся воедино, в более или менее сплоченные социальные общности входящих в их состав индивидов. В силу этого, отмечает Р. Коллинз, «движущая сила социального изменения  - это, главным образом, конфликт; таким образом, длительные периоды относительно стабильного доминирования чередуются с интенсивными и драматическими периодами мобилизации групп».

    Вследствие  указанных особенностей социальной стратификации понимание межгруппового  конфликта как драматического символа  всеобщего взаимодействия различных  социальных групп, в условиях сохраняющегося или изменяющегося, неопровержимого и т.п. доминирования их друг над другом становится, по словам Р.Коллинза, символом общего подхода ко всей области социологии, идентифицируемого с теорией конфликта. Согласно последней, сам по себе конфликт очерчивается структурой стратификации, интенсивностью доминирования, ресурсами, которые дают возможность группам организовываться (или мешают делать это). Открытые конфликты относительно нечасты, поэтому теория конфликта не исключает теорию социальной солидарности и даже теорий социальных идеалов, моральных чувств и альтруизма.

    Формы проявлений межгрупповых конфликтов столь  же разнообразны, как разнообразны цели, интересы, ценности, которые объединяют различных людей в группы, как  разнообразны условия существования  этих групп, способы их взаимодействия с другими группами и обществом  в целом, как разнообразен состав этих групп (профессиональный, этнический, возрастной, территориальный и т.п.), и сколь различны способы их организации  и функционирования. Поэтому и  диапазон таких конфликтов почти  безграничен: от семейных распрей до межгосударственных столкновений, от стычек между хоккеистами двух соперничающих  команд до кровавых межнациональных  баталий. Можно с полным правом утверждать, что все масштабные изменения  на протяжении своей истории человечество испытывало в результате развертывания  межгрупповых конфликтов: это политические перевороты, войны, революции, это экономическая  блокада, идеологическая интервенция, психологическая война или финансовые санкции. Разумеется, межгрупповые конфликты  могут быть и не столь масштабными : к ним относятся и ссоры между соседями по даче за границу земельного участка, и соперничество за власть между двумя различными группировками внутри правящей элиты, и вражда двух групп в одном территориальном коллективе, приводящая к его расколу, и длительный научный спор между сторонниками волновой и корпускулярной теории в физике.

Информация о работе Межгрупповые отношения и конфликты