Метод специальных психофизиологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение научно-теоретических основ полиграфных проверок без применения сложного для неспециалистов концептуального и терминологического словарей из нейробиологии и медицины.
Итак, каким же образом полиграфу удается вскрыть ложь при проведении следственных мероприятий? К концу прошлого столетия сформировалось достаточно много теорий, которые пытались объяснить данный феномен.

Содержимое работы - 1 файл

метод полиграфных проверок.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

       Уровень умственного развития  также влияет на допустимость  проведения полиграфной проверки. Американские специалисты установили  строгие критерии возможности  такого тестирования с учетом  коэффициента IQ (уровня развития интеллекта) обследуемого. Запрещается тестировать на полиграфе лиц, имеющих уровень IQ ниже 70 единиц по шкале Векслера. Данное требование, безусловно, является справедливым. Человек должен понимать смысл вопросов, адекватно реагировать на них, уметь формулировать свои мысли и анализировать свои чувства. Словарный запас обследуемого должен позволять общаться ему с полиграфологом на равных.

       Лица со стойкими расстройствами  психики живут в своем собственном  мире, безусловно, очень ярком и насыщенном разнообразными красками. Но как определить ту грань, где фантазии и домыслы, существующие лишь в воображении больных, переходят в факты и события, имевшие место в реальной действительности? Достоверность результатов, полученных при тестировании таких лиц, будет вызывать очень много нареканий, как и их валидность14.

       Несмотря на то, что тестирование  на полиграфе страдающих психическими  расстройствами лиц не применяется,  хорошо известны случаи выявления  психических симуляций с помощью  полиграфа. Так, когда в одном из субъектов Российской Федерации количество лиц призывного возраста с «желтыми билетами» стало зашкаливать за границы здравого смысла, для выяснения внезапного душевного мора в отдельно взятом регионе сотрудниками прокуратуры был приглашен специалист-полиграфолог. Его анализ был однозначен и категоричен: 90% процентов освобожденных от срочной службы в армии – симулянты, купившие «психический недуг» за деньги у предприимчивых эскулапов. Полиграфолог, с помощью специально подобранных тестов также установил, кто продавал такие справки, по какой цене и т.д.

       Обкурившиеся наркоманы с точки  зрения теории криминалистической  полиграфологии, по своим физиологическим  реакциям мало чем отличаются  от лиц, страдающих душевными  помешательствами. «Галютики», которыми  забиты мозги наркомана, способны  безобразно засорять картину психофизиологических реакций организма, фиксируемых полиграфом. Специалист-полиграфолог по внешним признакам, поведению и устной речи сразу определит накурившегося или обколовшегося наркомана и не допустит его к проверке.

       Работодателям очень важно знать, не подвержен ли данный кандидат на работу наркотической зависимости, были ли у него уже в прошлом ситуации, когда тяга к наркотикам становилась всепоглощающей. А, может быть, будущий работник приторговывает наркотиками, и его приход в коллектив приведет к не менее нежелательным последствиям. Полиграф однозначно зафиксирует наркотические «пристрастия» обследуемого, четко продифференцировав, была ли это случайно выкуренная сигаретка с «травкой» единственной отрадой во время нелегкой армейской срочной службы, или это регулярное употребление «зелья».

       Точно также, выявление пристрастия  обследуемого к употреблению  крепких спиртных напитков - решаемая  и важная задача полиграфной  проверки, однако тестирование лица  в стадии острого алкогольного  опьянения невозможно. Как и в случае с наркоманами, здесь будет отсутствовать адекватное реагирование на те или иные вербальные или невербальные стимулы. Но, может быть, в данной ситуации можно обойтись и без полиграфа? Ведь известна народная мудрость: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Берите пьяненького «тепленьким» и колите его более традиционными не полиграфными методами.

       Крайне нежелательна, а иногда  и невозможна полиграфная проверка  лиц с заболеваниями дыхательных  путей в открытой форме. Сюда  относятся туберкулез, астма, грипп и даже элементарный насморк на той стадии, когда больной ни на минуту не может расстаться с носовым платком. Дело в том, что при каждом кашле, чихе и шмыганьи носа записываемые на полиграфе физиологические реакции организма испытывают резкие амплитудные колебания, исключающие объективный анализ данных. Что делать, необходимо ждать хотя бы частичного выздоровления предполагаемого обследуемого.

       Запрет на полиграфное тестирование  лиц, перенесших в последнее  время серьезные заболевания кардиологического характера, обусловлен заботой об их больном сердце, которому нежелательны дополнительные стрессовые нагрузки.

       Полиграфологи расходятся во  мнениях, можно или нет обследовать  на полиграфе лиц, испытывающих  постоянные острые физические  боли, а также беременных женщин. Известен случай, когда на полиграфную проверку, проводимую сотрудниками ФСБ РФ, попал тяжело раненный в Чечне сотрудник ОМОН, которому только что была ампутирована изуродованная осколками мины нога. Раненого, разумеется, с его согласия, тестировали прямо на больничной койке и, несмотря на сильные послеоперационные боли, полиграф зафиксировал четкие реакции, позволившие снять с бойца подозрение в предполагаемой измене.

       Рассматривая проблему тестирования  беременных женщин, приведем пример из практики известного московского специалиста-полиграфолога, которому несколько лет назад пришлось обследовать на полиграфе молодую женщину, находящуюся на девятом (!) месяце беременности. На исследовании упорно настаивала сама женщина, а специалист долгое время отказывался, пока доводы будущей матери не перевесили обоснованную в данном случае осторожность. Дело в том, что ревнивый муж был глубоко убежден, что не является отцом ожидаемого ребенка, постоянно устраивал сцены ревности и семья находилась на грани развала. Уговоры жены дождаться рождения ребенка и провести генетическую экспертизу, оказывались безрезультатными. Семья рушилась прямо на глазах. За полиграф, как за последнюю соломинку, ухватилась жена, услышав из уст мужа случайно оброненную фразу: «Ну разве только детектор лжи докажет мне твою невиновность».

       Полиграфное исследование было  проведено со всей тщательностью  и осторожностью, чтобы, по  возможности, меньше травмировать  беременную женщину. С помощью  умело подобранных тестов удалось убедить ревнивца, что у него нет никаких оснований для обвинения жены в супружеской неверности и отцом будущего ребенка может быть он и только он. Семья была спасена, а копилка опыта полиграфологических исследований пополнилась еще одним нестандартным случаем. Пожалуй, наибольший стресс перенес сам полиграфолог, находившийся все два часа в состоянии повышенного напряжения и ежесекундного ожидания любых осложнений в самочувствии клиентки.

       И все же, на взгляд большинства  специалистов в области полиграфных проверок, такие эксперименты находятся за гранью целесообразности и этической допустимости. Поэтому запреты на тестирование беременных женщин с большим сроком и лиц, испытывающих сильные физические страдания, на наш взгляд справедливы и оправданы.

       Рассмотрев практически все случаи невозможности проведения тестирования на полиграфе, можно констатировать, что остальные лица, разумеется, при их добровольном согласии, могут быть подвергнуты процедуре полиграфного опроса.

       Приведем перечень основных сфер  применения полиграфа. Это:

      - кадровое обеспечение: тестирование  нанимаемого на службу персонала  и комплектование коллективов  с учетом совместимости;

      - профилактическое обеспечение:  периодическое обследование персонала  организации на выявление нелояльности  к руководству, передачи конфиденциальной информации, состояния здоровья, наличия вредных привычек, скрываемых преступлений и должностных нарушений;

      - специальное обеспечение: применение  полиграфа при проведении служебных  расследований в целях выявления  скрываемой информации должностными лицами;

      - психологическое обеспечение: выявление  конфликтных зон в коллективе  и индивидуальных уровней тревожности.

       Большой интерес, безусловно, вызывает  вопрос о правовых основах  полиграфного опроса. На сегодняшний  день использование полиграфа законодательно закреплено только в отдельных штатах США и в Японии. В Российской Федерации, например, существуют лишь ведомственные приказы, регламентирующие использование полиграфа при опросе граждан в качестве оперативно-розыскного мероприятия (ФСБ и МВД РФ), либо при подборе и проверке кадров (бывшая Служба налоговой полиции и Министерство обороны).

     Полиграфная проверка во всем мире – это не унизительная процедура тотального недоверия, а  лишь один из методов комплектования организации действительно профессиональными сотрудниками, могущими принести ей наибольший экономический эффект. В демократических странах давно поняли, что общество должно всегда балансировать между правом человека на неприкосновенность личной жизни и правом работодателя нанимать лучших, наиболее честных и продуктивных работников.

     Полиграфолог, задавая вопросы, проверяющие достоверность  сообщенных работником сведений о полученном им образовании и приобретенной  квалификации, а также, устанавливая истинные причины увольнения работника с последнего места работы, выявляя его вредные привычки, пагубные пристрастия и связи с криминалитетом, как раз и определяет с высокой степенью достоверности деловые качества, квалификацию и соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом полиграфная проверка осуществляется оперативно и с большим коэффициентом полезного действия15.

       Применительно к процессу доказывания,  информация, получаемая путем полиграфологического  исследования, имеет ориентирующую,  то есть вспомогательную роль и может использоваться в оперативно-розыскной и следственной деятельности:

      - для определения направлений  расследования и конструирования  версий о личности вероятного  преступника;

      - в установлении очередности  и характера следственных действий;

      - в обосновании решения о проведении  конкретных следственных действий  – задержания с поличным, обыска  и др.;

      - для достижения психологического  превосходства над противостоящим  лицом;

      - в качестве компоненты следственной  ситуации при ее оценке и принятия тактического решения.

       Мировой юридической практикой  выработано немало способов придания  процессуальной силы результатам  полиграфологических исследований. В России широко применяется  проведение психофизиологической  экспертизы («Заключение эксперта» по ее результатам является доказательством), допрос полиграфолога как специалиста в суде (Протокол допроса специалиста также признается в качестве одного из доказательств) и другие способы ввода полиграфной информации в правовое процессуальное поле.

       Однако, в подавляющем большинстве случаев, информация, полученная или проверенная путем полиграфного опроса, является непроцессуальной и может использоваться только в ориентирующих целях.

       Тем более, ни в коем случае  не является такая информация  доказательством вины опрашиваемого. Специалист может сделать лишь вывод об осведомленности лица о том или ином событии, в какой степени последний владеет интересующей информацией, откуда она была им получена и т.д.

       Недопустимо обвинять человека  в совершении того или иного проступка только из-за того, что он отказывается пройти полиграфную проверку. Ведь причин для отказа может быть множество и они не обязательно связаны со страхом быть разоблаченным в реальном преступлении. Приходится сталкиваться с людьми, которые просто опасаются возможного воздействия электрическим током (которого, правда, в полиграфных датчиках вообще нет), либо уверены, что датчики будут намертво стянуты с обнаженным телом (на самом деле, датчики лишь слегка касаются одежды опрашиваемого). Необходимо последовательно и терпеливо разъяснять населению, что полиграфная проверка не является каким-то инквизиционным процессом, а, напротив, служит интересам гуманизма и человеколюбия.

       Кстати, сами преступники обычно  никогда не отказываются от  прохождения полиграфной проверки. Большая часть из них уверена, что без труда сможет обмануть «железку» и запутать следствие. К счастью, это совсем не так. Обмануть полиграф невозможно в принципе. Достоверность результатов, полученных с помощью современных моделей компьютерных полиграфов (таких, как «Барьер-14», «Крис», «РИФ» и др.) достигает 99 %. Такая невероятная точность складывается только при выполнении трех обязательных условий, так называемых «трех китов» криминалистической полиграфологии:

      1. Работа производится на одном из современных полиграфов, получившим международное признание.

      2. Работу на полиграфе выполняет  опытный специалист, имеющий соответствующие  сертификаты на право проведения  обследований на полиграфе, выданные  одним из научно-учебных центров,  осуществляющих подготовку и переподготовку полиграфологов.

      3. В своей работе специалист  использует только научно обоснованные, прошедшие практическую апробацию,  тестовые методики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Метод специальных психофизиологических исследований