Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:51, контрольная работа
Достаточно значительное место в нашем восприятии человека играют и небиологические признаки, связанные с поведением человека, его социальной и общественной организацией, культурой и многими другими «сугубо человеческими» свойствами, теми же психическими свойствами.
В науке установилось двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой.
Введение
Основная часть
1. Взаимосвязь антропологии и психологии
2. Психологическая антропология
Заключение
Список литературы
Интегративный характер психологической антропологии выражается в попытках сблизить социально-психологический аспект анализа личности с подходами, существующими в биологических науках о человеке, что на практике реализуется следующих направлениях: использование понятийного аппарата, проблемных областей; частично методов исследования поведенческой биологии - этологии человека и разработка и межкультурное изучение проблемы соотношения культуры, биологии, особенностей личности, душевных заболеваний и измененных состояний сознания.
Общая формулировка предмета
указанной области знания - межкультурный
анализ того, как мыслит, действует
и эмоционально реагирует
В качестве основных подходов, существующих в психологической антропологии, можно выделить следующие теоретические ориентации:
1. Психоаналитический подход.
2. Когнитивистскую ориентацию.
3. Этологический подход (этология человека).
4. Интеракционистскую ориентацию.
По предмету (области исследований)
необходимо выделить такие
1. Анализ этнической идентичности в различных ее исторических формах.
2. Культура и мышление. Особенности восприятия и познания в различных культурах.
3. Культура, личность, экология.
4. Психоантропология религии. Анализ ритуалов.
5. Антропология (этнология) детства.
6. Анализ моделей нормы и патологии в различных культурах. Этнопсихиатрия. Изучение форм народной терапии.
7. Измененные состояния сознания: проблема классификации функции в современном и традиционном обществах.
8. Культура и биология. Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур.
9. Личность и экономическое развитие. Психологические основы различных типов экономики. Проблема адаптации личности к изменениям.
Психологическая антропология (до 1960 г. «культура-и-личность») возникла в 1920-1930-х годах ХХ в.
Психологическая антропология есть продолжение определенной научной традиции, присутствовавшей в философии и культурной антропологии XIX в., состоявшей в пристальном внимании к психологическому аспекту развития и функционирования культур и известной как изучение психологии народов, духа народов.
Франц Боас в своих исследованиях отводил психологии центральное место. Боас говорил «об изучении человеческого ума» и «бесконечного разнообразия его форм» как «одной из целей антропологии».
Культура, в понимании Боаса, имеет свой собственный уникальный путь развития, это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли.
Боас утверждал, что не только наш язык, знания и верования, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим. Все эти тезисы стали основополагающими для последующей антропологии.
Наиболее значительное воздействие на психологическую антропологию оказали исследования В. Вундта и направление исследований, известное как «групповая социальная психология» (Г. Тард, Г. Лебок и др.).
Основной предмет психологии народов - это конкретно-исторические формы объективации духа в виде традиций, обычаев, ритуалов, мифов и различных видов искусства в их особенной для каждой культуры форме. Важнейшим предметом исследований психологических антропологов является воздействие объективированных форм духовной культуры на особенности поведения личности и содержание ее внутренних переживаний. Особо ценным в этом плане является наличие в каждой культуре совокупности представлений об особенной идеальной личности, служащей образцом для подражания, недостижимым идеалом, к которому должны стремиться члены общества.
В то же время в поле зрения исследователей остается еще один весьма существенный аспект: благодаря единству происхождения и среды обитания «все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе», при этом «воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов».
Основной для общетеоретического понимания соотношения идей и деятельности человека в пространственно-временном континууме культуры (в единстве ее материально-вещественной и идеальной, духовной сторон) является логико-методологическая схема Г.В.Ф. Гегеля.
Речь идет об опредмечивании (объективизации) идеальных образований, распредмечивании их и соответственно об особенностях данных трансформаций для конкретной культуры.
Данные положения Гегеля легли в основу «Психологии народов» В. Вундта. Он сделал первую попытку разработать методологию культурно-исторического познания особенностей духа различных этнокультурных общностей. Аналогичные идеи получили дальнейшее развитие у В. Дильтея, Дж.Г. Мида («интернализация»).
Одновременно с изучением социально-психологических механизмов функционирования общностей людей Г. Лебон и А. Фулье предложили свои версии «психологии народов».
Фулье в книге «Психология французского народа» показал себя сторонником полифакторного объяснения национальных психологических особенностей. Он отводил значительное место культурно-историческим факторами развития «духа» французов и разрабатывал «психологию народов» на конкретно-историческом примере.
Г. Лебон занял позицию, прямо противоположную позиции Вундта, развивая учение о «психологических свойствах рас», и показал себя сторонником биологического детерминизма (в форме социал-дарвинизма) и точных антропометрических методов изучения данной проблемы. «Душа расы» обладает «известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки. Как и эти последние, психологические особенности воспроизводятся наследственностью с правильностью и постоянством». При этом, по мнению Лебона, «устойчивая психическая организация находится в зависимости от устройства мозга».
Для развития антропологии огромное значение имеет культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.
В книге «История развития высших психических функций» Выготским дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.
Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека.
Дополнительные штрихи в общую картину исследований психологической антропологии вносит использование различных моделей личности, а также доминирование той или иной детерминанты. Большое внимание этому аспекту уделил В. Барнов в книге «Культура и личность» (1985). Он полагает, что наиболее активно в межкультурных исследованиях используются три модели личности:
1. Динамическая - З. Фрейда
Модель динамической личности - это универсальный способ, посредством которого «мышление и поведение детей и взрослых, нормальных и сумасшедших, дикарей и цивилизованных, объединено и объяснено общими принципами, ведущую роль в которых играет конфликт между структурными составляющими личности».
2. Завершенная - Маслоу-Фромма-Оппорта
Маслоу рассматривает человека в качестве творческого, разносторонне развитого индивида.
3. Согласованная (гармоничная) - Келли.
Модель доминирует в когнитивном направлении психологии культуры, но почти не используется в других направлениях исследований.
Свой вклад в общую картину исследований вносят и другие подходы к определению личности - Уотсона (совокупность поведенческих актов и реакций С-Р), Кардинера (совокупность неврозов, тревог и защит) и модель психокультурных исследований Дж. и Б. Уайтингов.
Середина 1980-х годов ознаменовалась для психологической антропологии концентрацией усилий вокруг проблем, связанных с изучением личности в межкультурной и исторической перспективе. Выделились две тенденции. Одна тяготеет к целостному межкультурному изучению и продолжает традиции классического психокультурного подхода [психологические типы культур (модальная личность) - национальный характер - этническая идентичность - национально-особенное ядро личности]. Наиболее последовательно такой подход представлен в коллективном труде, изданном под редакцией Хсю, Де Воса и Марселлы.
Общекогнивистский подход к анализу личности в основном состоит в тесном взаимодействии с исследованием роли эмоции в жизнедеятельности человека. Обе эти тенденции взаимодополняют друг друга и делают изучение указанной проблемы более разносторонним.
Проблема впервые была сформулирована Д. Дьюи в 1890 г. Впоследствии она получила разработку в концепциях Ч. Кули и Дж. Г. Мида. Большое внимание ей уделяли А.И. Халлоуэлл и Г. Мерфи, посвятивший раздел в книге «Личность» (1947).
Возросшее количество публикаций в антропологии
в целом, в психологической антропологии,
в психологии в последнее двадцатилетие
ХХ в. объясняется поиском новых форм психокультурных
исследований.
Заключение
В настоящее время теоретическое и практическое человекознание становится одним из главнейших центров научного развития.
Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.
Связь психологии и антропологии обусловлена
двойственной природой человека как социального
и одновременно биологического существа.
Таким образом, современная психология
тесно связана с различными областями
науки и практики, и с полным основанием
можно утверждать, что везде, где задействован
человек, есть место психологической науке.
Поэтому не случайно психология с каждым
годом приобретает все большую популярность
и распространение.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996.
2. Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. Антропология (хрестоматия). М., 1997.
3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. - Вопросы психологии № 5/1988.
4.Крысько В.Г. Этническая психология. М.,
2007.
5. Лурье С.В. Психологическая
антропология: история, современное состояние,
перспективы. Учебное пособие для вузов.
- СПб., 2005.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.
7. Обухов В.Л. Основы человековедения. Учебное пособие. - М., СПб., 2010.
Информация о работе Место психологии в антропологических исследованиях