Логотерапия Франкла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Логотерапия, как ее называют некоторые авторы, третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Первые две школы – это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
Становление и развитие……………………………………………..5
Терапевтический процесс……………………………………………9
Проведение терапии: техники логотерапии……………………….13
Заключение…………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………….19

Содержимое работы - 1 файл

контрольная.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

    Вместе с тем в реальной практике психотерапия и логотерапия не могут быть разделены, поскольку психологический и философский, или духовный, аспекты индивида неразрывно связаны и могут быть разделены лишь на уровне логики. Тем не менее в принципе они представляют различные сферы. Психотерапия раскрывает психологическую подоплеку идей, в то время как логотерапия обнаруживает изъяны в основах мировоззрения. У некоторых пациентов имеет смысл начинать с духовного уровня, даже если происхождение проблемы связано с низшими уровнями. У других пациентов логотерапия следует после психотерапии психозов или неврозов.

    Логотерапия представляет собой специфическую  терапию при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или фрустрации воли к смыслу. Эти состояния, когда они приводят к невротической симптоматике, называются ноогенными неврозами.

    Логотерапия занимается тем, чтобы люди осознали свою ответственность, поскольку быть ответственным – это важнейшая  основа человеческого существования. Ответственность предполагает обязательства, а обязательства могут быть поняты только в терминах смысла, смысла человеческой жизни. Вопрос смысла – вопрос истинно человеческий, он возникает при работе с пациентами, страдающими от экзистенциальной фрустрации или конфликтов. Следовательно, логотерапия занимается проблемами, включающими смысл в его различных аспектах и проявлениях.

    Цель  логотерапии – помочь пациентам  «найти цель и смысл своего существования», помочь им «достичь наиболее полной активизации» своей жизни. Помимо подведения пациентов к тому, чтобы переживать существование как постоянное усилие по актуализации ценностей, необходимо показать им ценность признания ответственности за задачу, конкретную задачу.

      Логотерапия является специфичной терапией при ноогенных неврозах, поскольку она направлена на первичную проблему – их базовую природу, экзистенциальную фрустрацию или вакуум либо на отсутствие смысла жизни и различные аспекты этого. Терапевтическая цель состоит в устранении фрустрации путем заполнения вакуума, в помощи пациенту в обретении смысла жизни. Это достигается за счет помощи пациенту в понимании и принятии экзистенциальной или духовной природы жизни и принятии ответственности за себя и актуализацию ценностей путем отклика на требования или задачи, которые ставит перед ним жизнь.

    При лечении психогенных невротических  реакций логотерапия направлена не на симптомы или их психогенез, а  на отношение пациента к симптомам. В логотерапии существуют две  специфические техники для работы с неврозами. Кроме того, общая  логотерапия, применимая к ноогенным неврозам, пригодна также для лечения психозов, так как направлена на существующие экзистенциальные или духовные проблемы.

    При работе с невротическими личностями логотерапия не является симптоматическим вмешательством. Напротив, она фокусируется на отношении пациента к своим симптомам. «Поскольку логотерапия не направлена непосредственно на симптом, а скорее представляет собой попытку изменить позицию, личное отношение пациента к своему симптому, это поистине личностная психотерапия». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проведение терапии: техники логотерапии

    Логотерапия делает акцент на отношениях между  пациентом и психотерапевтом. «Эти отношения между двумя людьми есть важнейший аспект психотерапевтического  процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника». С учетом многообразия пациентов и психотерапевтов «психотерапевтический процесс состоит из непрерывной цепочки импровизаций». Отношения требуют равновесия между двумя крайностями, человеческой близостью и научной отстраненностью. «Это значит, что психотерапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам».

    В связи с концентрацией на экзистенциальных, духовных или философских проблемах в логотерапии много времени уделяется обсуждению этих проблем. Однако этот метод нельзя считать интеллектуальным или строго рациональным. «Логотерапия в равной мере далека от того, чтобы быть как процессом «логических» рассуждений, так и обыкновенной нравственной проповедью. Прежде всего психотерапевт, в том числе логотерапевт, не является ни наставником, ни пастором». Может быть использован вспомогательный диалог в сократовском стиле; «в то же время отсутствует необходимость вступать с пациентами в изощренные дискуссии».

    Затрагивание  экзистенциальных или духовных вопросов «чревато сложными проблемами, поскольку  у врача возникает необходимость  занять определенную позицию в отношении  ценностей. Когда врач посвящает себя такой "психотерапии"... неизбежно проявляется его собственная философия, хотя до этого его мировоззрение было скрыто за ролью врача». Логотерапевту следует «остерегаться навязывать свою философию пациенту. Не должен иметь места перенос (или скорее контрперенос) личной философии, личных представлений о ценностях на пациента». Основанием тому служит концепция ответственности пациента за самого себя. Логотерапевт лишь подводит пациента к переживанию этой ответственности; логотерапевт не сообщает пациенту, перед кем или чем – перед совестью, обществом, Богом или другой высшей силой – и за что – за реализацию ценностей, личных задач, за конкретный смысл жизни – пациент ответственен.

    Две логотерапевтические техники, парадоксальная интенция и дерефлексия, специально разработаны для работы с состояниями тревоги, с обсессивно-компульсивными и сексуальными неврозами. Тревожные неврозы и фобические состояния характеризуются предупреждающей тревогой, порождающей именно те обстоятельства, которых пациент боится. Возникновение этих обстоятельств подкрепляет антиципаторную тревогу, создавая порочный круг, существующий до тех пор, пока пациент не начинает избегать или устраняться от ситуаций, в которых можно ожидать возобновления страха. Этот уход является проявлением «ложной пассивности», которая относится к одному из «четырех стереотипов реагирования». Пациент, страдающий обсессивно-компульсивным неврозом, занимается «ложной деятельностью», когда пытается бороться с навязчивыми мыслями и действиями. «Ложная деятельность» также имеет место при сексуальных неврозах, когда пациент, стремясь к сексуальной компетентности, которой, как ему кажется, от него ждут, реагирует неадекватно ситуации. «Чрезмерная интенция» делает невозможным выполнение желаемого действия. В подобных случаях часто наблюдаются «чрезмерное внимание» и навязчивое самонаблюдение.

    В случаях антиципаторной тревоги, обсесивно-компульсивных  и фобических состояний весьма полезной оказывается логотерапевтическая  техника, называемая парадоксальной интенцией. Эта техника, впервые описанная Франклом в 1939 г., требует или поощряет пациента делать то, что вызывает у него страх. Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством пациент перестает сопротивляться навязчивым мыслям и действиям, а страдающий фобией прекращает бороться со страхами, разрывая тем самым порочный круг антиципаторной тревоги. Это полностью меняет отношение пациента к ситуации. Кроме того, «все это делается в максимально шутливой форме. Изменение отношения к симптому позволяет пациенту дистанцироваться от него, отстраниться от своего невроза... Если удается успешно подвести пациента к тому, чтобы он перестал бороться или избегать своих симптомов, а наоборот, стал бы их преувеличивать, можно наблюдать, как симптомы постепенно ослабевают, и пациент более не находится под их властью...

    «Парадоксальная интенция эффективна независимо от этиологии  симптома: другими словами, это действительно  неспецифический метод... Вместе с  тем ее нельзя назвать симптоматической терапией, поскольку логотерапевт, используя парадоксальную интенцию, озабочен не симптомом как таковым, а отношением пациента к неврозу и его симптоматическим проявлениям».

    Парадоксальная  интенция иногда приносит успех даже в очень тяжелых и длительно  существующих случаях. Она особенно эффективна при краткосрочном вмешательстве в случае фобий, которым сопутствует антиципаторная тревога. До семидесяти пяти процентов пациентов полностью излечились от своих фобий или же их состояние заметно улучшилось. Этот метод нельзя назвать поверхностным; он, по-видимому, оказывает воздействие на глубинные уровни. Это «явно больше, чем просто изменение поведенческих стереотипов; скорее это экзистенциальная переориентация (existentielle Umstellung)». Это и есть логотерапия в истинном смысле слова, «основанная на том, что в логотерапевтической терминологии обозначается психоноэтическим антагонизмом... который относится к специфически человеческой способности отстраняться не только от окружающего мира, но и от самого себя».

    Чрезмерно выраженное внимание, интенция и самонаблюдение поддаются воздействию другой логотерапевтической техники, называемой дерефлексией. Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера, что устраняет требования к выполнению действия.

    «Такое  игнорирование, или дерефлексия, однако, достижимо лишь в той степени, в какой сознание пациента направлено на позитивные аспекты. Дерефлексия  сама по себе включает как негативный, так и позитивный аспект. Пациенту необходимо переключение с антиципаторной тревоги на что-либо иное... Благодаря дерефлексии пациент способен игнорировать свой невроз, фокусируя внимание вовне. Он нацеливается на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые апеллируют к его личным возможностям».

    Парадоксальная  интенция заменяет «ложную пассивность» «правильной пассивностью». Дерефлексия  замещает «ложную деятельность»  «правильной деятельностью».

    Терапия начинается с выяснения анамнеза, описания симптоматики и т. п., следует разъяснение пациенту основных принципов парадоксальной интенции с обсуждением случаев из собственной практики, а также некоторых типичных случаев. Это обычно занимает от полутора до двух часов. У такого обсуждения две цели: пациент понимает, чем именно он будет заниматься, а также обретает уверенность в эффективности терапии. Весьма полезно организовывать встречи пациентов, только приступающих к лечению данного типа, с уже излеченными пациентами, как в условиях больницы, так и в частной практике. Это можно делать в индивидуальном формате, а также в условиях психотерапевтической группы.  
 
 
 
 

Заключение 

    Логотерапия представляет собой экзистенциальный подход, направленный на помощь индивиду в решении проблем философской или духовной природы. Это проблемы смысла жизни – смысла смерти, страдания, работы и любви. Проблемы в этих сферах приводят к экзистенциальной фрустрации или ощущению бессмысленности жизни.

    Экзистенциальная  фрустрация может проявляться и без невроза или психоза, однако она может привести к неврозу, а неврозы и психозы всегда имеют экзистенциальные аспекты. Логотерапия направлена на экзистенциальную фрустрацию и эти экзистенциальные аспекты невроза и психоза. Следовательно, она не столько заменяет, сколько дополняет психотерапию.

    Логотерапия не уделяет внимания психодинамике  или психогенезу, она направлена на философские и духовные проблемы пациента. Ее цель состоит в предоставлении пациенту новых возможностей, в реализации его скрытых ценностей, а не в обнаружении глубинных тайн. Самоактуализация не считается конечной задачей. Реализация себя возможна лишь в той степени, в какой человек реализует конкретный смысл своего личного существования. Самоактуализация, таким образом, является побочным продуктом.

    Логотерапия призвана заниматься этими философскими или духовными проблемами. Однако описание методов не позволяет составить  о них точного представления. Логотерапию часто комбинируют  с общей психотерапией, при этом используются традиционные техники.

    Высказывается мнение о том, что логотерапия  – это скорее вера, философия  жизни, светская религия, чем наука  или школа психотерапии в обычном  смысле слова.

    Наибольшая ценность логотерапии состоит в открытом и искреннем принятии психотерапевтом философских проблем, связанных с целями и ценностями. Накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что современный человек озабочен проблемами ценностей и целей, смысла существования, а также вопросами свободы и ответственности. Если другие психотерапевты выказывают минимальное внимание к этой сфере человеческих переживаний, Франкл помещает ее в центр своего подхода. Хотя подход логотерапии довольно туманен, а его теория и техники не были систематически разработаны и описаны, он представляет определенную ценность для студента как свидетельство растущего интереса к тем аспектам жизни, которым не уделяется пристального внимания в других подходах в психотерапии. Вполне возможно, что эти аспекты, связанные с ценностями, целями и смыслом жизни, в настоящее время чаще служат источником проблем и так называемых неврозов, чем это было в прошлом. Современная цивилизация и общество привели к изменению свойственной людям проблематики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Франкл В. «Человек в поисках смысла». Научное издание. Сборник: Перевод с английского и немецкого/Общ. Ред.: Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева.-М.:Прогресс/ 2007г.
  2. Франкл В. «Десять тезисов о личности». Перевод Е.Патяевой под ред. Д.Леонтьева. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005 г., №2, с.4-13
  3. Романин А. Н. Основы психотерапии. — М.: КНОРУС, 2006. — 469 с.
  4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования: уч. пособие.- М: Академ. проект, 2008.
  5. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс, 2009.
  7. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под редакцией д-ра психолог. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной, 3-е издание, СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2008.
  8. Глединг С. Основы психологического консультирования, СПб, 2007.
  9. Братченко С.Л. «Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения». Уроки Джеймса Бюджентала, Москва: изд. "Смысл", 2008
  10. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия - СПб: Речь, 2009.
  11. Мерсиянова А.П., Франкл В. «Стоическая линия», вестник КАСУ №1-2007
  12. Леонтьев Д.А. «Случай» Виктора Франкла, Психологический журнал Т.26 – 2008
  13. Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до середины XX века», Академия, 2008г.

Информация о работе Логотерапия Франкла