Логотерапия Франкла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Логотерапия, как ее называют некоторые авторы, третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Первые две школы – это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
Становление и развитие……………………………………………..5
Терапевтический процесс……………………………………………9
Проведение терапии: техники логотерапии……………………….13
Заключение…………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………….19

Содержимое работы - 1 файл

контрольная.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Российский  государственный социальный университет

Филиал  в г. Чебоксары 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по:

Психологии  религии

на тему:

Логотерапия Франкла 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

заочного  отделения

гр. ЗП2-07

Шмелева А.В.

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Чебоксары 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………...3
  2. Становление и развитие……………………………………………..5
  3. Терапевтический процесс……………………………………………9
  4. Проведение терапии: техники логотерапии……………………….13
  5. Заключение…………………………………………………………..17
  6. Список литературы………………………………………………….19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Логотерапия, как ее называют некоторые авторы, третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Первые две школы – это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера.

    Фрейд сосредоточился на бессознательном, и  прежде всего, на сексуальном инстинкте, Адлер выделил в качестве наиболее значимых факторов волю к власти, стремление к статусу или «социальному интересу». Согласно логотерапии, стремление к  поиску и реализации человеком смысла своей жизни – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе – «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.

    Логотерапия не является лечением, конкурирующим  с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой – поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне неврозов, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений.

    Существует  специфическая и неспецифическая  сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний – это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

    Вопрос  о том, как человек находит  смысл своей жизни, является ключевым для практики логотерапии. Сам процесс  нахождения смысла сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого познания Однако смысловая реальность не сводится к измерениям биологического и психологического существования человека и не может изучаться их традиционными методами.

    Логотерапия связана с ценностями отношения. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными. С принятием решения, с выбором сопряжена ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности – узловая проблема логотерапии: найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет осуществлять смысл в данной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление и  развитие

    Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия. Название «экзистенциальный анализ» также продолжает использоваться, указывая на иной аспект теории и метода Франкла, чем логотерапия.

    Твиди (Tweedie, 1961), пытаясь обобщить подход Франкла, отмечал, что «эти термины практически  синонимичны и относятся к двум аспектам одной теории. Если экзистенциальный анализ больше характеризует антропологическое направление, в котором развивается теория, то логотерапия описывает собственно терапевтическую теорию и метод». Франкл утверждал, что «логотерапия развивается из духовного, в то время как экзистенциальный анализ движется к духовному». Позднее он писал, что «логотерапия... нацелена на осознание бессознательных духовных факторов личности пациента, в то время как экзистенциальный анализ имеет задачей помочь пациенту осознать свою ответственность», и цитировал собственное высказывание: «По определению, экзистенциальный анализ нацелен на "осознание своей ответственности"». Затем он приводит еще одну собственную цитату: «Отдельно от этого стоит задача логотерапевтического вмешательства для стимуляции конкретных осмысленных возможностей; это, в свою очередь, предполагает анализ конкретного человеческого существования (дазайн), личного существования данного пациента, иначе говоря, экзистенциальный анализ». Представляется, что экзистенциальный анализ относится к анализу существования индивида, в то время как логотерапия обозначает собственно вмешательство. Название логотерапия употребляется гораздо чаще, причем под ним подразумеваются оба аспекта.

    Эта философия и терапия, разработанная в процессе клинической практики и преподавательской деятельности, была проверена и укрепилась в скитаниях Франкла по концентрационным лагерям. Он увидел истину, о которой часто говорят поэты и писатели, что любовь есть наивысшая цель людей и что «спасение человека происходит через любовь и в любви». Он убедился в том, что это единственная цель существования.

    Невзирая  на апатию заключенных концентрационных лагерей, вызванную физическими  и психологическими причинами, Франкл обнаружил, что «человек способен сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического стресса». Остается много возможностей для выбора, известны примеры героических поступков с целью помочь другим, а не спасти себя.

    «Тип человека, которым становился заключенный, определялся внутренним решением, а вовсе не был результатом внешних условий. По сути дела, каждый человек способен даже в таких обстоятельствах принять решение о своем выборе – психическом и духовном. Можно сохранить свое человеческое достоинство даже в условиях концентрационного лагеря... Это и есть духовная свобода, которую никто не может отнять, именно она делает жизнь осмысленной и придает ей цель».

    Если  есть смысл жизни, то есть и смысл  страданий, поскольку страдания, как и смерть, являются неотъемлемой частью жизни; без них жизнь была бы неполной.

    Лишь  некоторые заключенные сопротивлялись разрушительному влиянию лагеря, не желая превращаться в жертвы. Отсутствие цели или надежды на будущее  заставило многих пересмотреть существующие возможности позитивных изменений лагерной жизни. Необычайно неблагоприятные внешние обстоятельства также могут предоставить человеку возможность духовного роста. Для этого человек должен обладать верой в будущее. Без такой веры он сдается и утрачивает желание жить. В отсутствие цели, смысла жизни, нет стремления выжить. Франкл спросил своих товарищей по несчастью, которые ничего уже не ждали от жизни: «Действительно ли вопрос в том, ждем ли мы чего-то от жизни или нет? Может быть, лучше спросить, чего ждет от нас жизнь?». Жизнь ставит перед каждым человеком задачи, в решении которых состоит ее смысл. Задачи эти у каждого свои, каждая ситуация уникальна и требует уникальной реакции. Иногда от человека требуется смириться с судьбой и страданиями. Страдания каждого человека уникальны, а возможность для роста зависит от того, как человек их переносит.

    Человек представляет собой единое целое  с тремя аспектами или измерениями: соматическим, или физическим; психическим, или психологическим; и духовным. (Следует подчеркнуть, что под «духовным» Франкл не обязательно подразумевает «религиозный».) Первые два близко взаимосвязаны и вместе составляют «психосоматику». Они включают наследственные и конституциональные факторы, такие как врожденные влечения. Психоанализ благодаря Фрейду, Адлеру и Юнгу внес вклад в понимание этих измерений, в особенности психологического, но практически не уделил внимания духовному, исключительно человеческому измерению.

    Логотерапия делает акцент на третьем, духовном, измерении. Духовность является первой из трех характеристик человеческого существования, которые отличают людей от животных. Духовность выявляется феноменологически непосредственно в самосознании, но проистекает из «духовного бессознательного».

    Второй  особенностью человеческого существования является свобода. «Что представляет собой человек? Это сущность, которая всегда принимает решения. Он снова и снова принимает решение о том, каким ему быть в следующий момент». Свобода означает свободу от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. Хотя люди подвержены влиянию каждого из этих аспектов, они все же имеют свободу принимать или отвергать эти условия. Таким образом, люди не просто существуют, они решают, каким будет их существование. В связи с возможностью подняться над биологическими, психологическими и социологическими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы.

    Третий  фактор в существовании человека – это ответственность. Свобода  – это не только свобода от, но также свобода для чего-либо, что, согласно Франклу, «представляет собой обязанности индивида. Человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом». Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать собственную ответственность, следовательно, ему должно быть предоставлено право выбора: «за что, перед кем или перед чем нести ответственность».

    Экзистенциальный  вакуум и экзистенциальная фрустрация.

    Общей жалобой пациентов является отсутствие смысла жизни. «Они не сознают смысла, ради которого стоит жить. Они охвачены переживаниями своей внутренней пустоты, вакуума внутри себя; они попадают в ситуацию, которую я назвал "экзистенциальным вакуумом"». При отсутствии инстинктов, руководящих их поведением, и исчезновении традиций, определяющих выбор, сталкиваясь с необходимостью делать выбор, люди не знают, что им делать, что они хотят. В действительности скука сейчас причиняет и ставит перед психиатрами больше проблем, чем страдания». Одним из проявлений скуки является «воскресный невроз», представляющий собой «разновидность депрессии, которая поражает людей, осознавших отсутствие содержания в своей жизни, когда дела завершены и внутри дает знать о себе пустота».

    Экзистенциальная  фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной. 
 
 
 

3. Терапевтический процесс

    Пациенты  часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или  духовные проблемы. Эти проблемы могут  быть признаком заболевания или  невроза. Неврозы и психозы, включая  органические психотические процессы, имеют экзистенциальный аспект, а также конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно быть более чем просто медицинским или психологическим, оно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты.

    Логотерапия направлена именно на эти проблемы. Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека.

    Правильный  диагноз является первым шагом в  психотерапии, причем очень важным. Любое эмоциональное нарушение  или психическое заболевание  включает физический, психологический и духовный факторы. Все неврозы смешанные, в каждом из них соматогенный, психогенный или ноогенный компонент выходит на передний план теоретического рассмотрения и соответственно терапевтических задач». Цель диагностики – определить природу каждого фактора и выявить среди них первичный. Если первичным является физический фактор, это психоз; при первичности психологического фактора мы имеем дело с неврозом; первичность духовного фактора определяет ноогенный невроз.

    Терапия затрагивает человека в целом  и может включать физическое (или  медицинское) вмешательство, психотерапию и логотерапию, параллельно или последовательно. «Логотерапия ставит целью не занять место существующей психотерапии, а лишь дополнить ее, формируя таким образом целостную картину человека, включая духовное измерение. Она фокусируется на смыслах и ценностях. Психотерапия, «не уделяющая явного внимания ценностям», на том основании, «что всякая психотерапия так или иначе затрагивает ценности», не подходит для решения этих проблем.

    Если  цель психоанализа – сделать бессознательное  осознанным, а цель индивидуальной психологической терапии (по Адлеру) – заставить страдающего неврозом взять на себя ответственность за собственные симптомы, то цель логотерапии состоит в том, чтобы заставить человека сознательно принять ответственность за себя. «В связи с этим задача психотерапевта – выявить потенциал пациента, обнаружить его латентные ценности». Логотерапия восполняет пробел в психотерапии; она «действует за пределами эдипова комплекса и комплекса неполноценности». Это «форма психотерапии, которая проникает за психическое заболевание невротика к его духовной борьбе».

    Психотерапия  не способна решать философские вопросы. Мировоззрение страдающего неврозом может быть ложным, однако коррекция  его входит скорее в задачи логотерапии, чем психотерапии. Если бы это мировоззрение  было правильным, психотерапия была бы не нужна. Философские вопросы невозможно свести к психологическим терминам. «Психотерапия как таковая превышает свои полномочия, когда пытается решать философские вопросы... Логотерапия должна дополнить психотерапию».

Информация о работе Логотерапия Франкла