Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:22, реферат
Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Цель этой работы - с исследования любви как нравственного чувства, структуры любви и ее разновидностей.
Введение 3
Волшебное чувство - любовь 4
Составные части любви 7
Любовь как нравственное чувство 13
Заключение 15
Список литературы 18
Министерство образования и науки РФ
ГОУВПО
«Тверской Государственный
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Специальность
050703 «Дошкольная педагогика и психология»
Реферат по дисциплине: «Общая психология»
Тема: «Любовь
как нравственное чувство»
Выполнила студентка 13 группы
Быкова Ю.С.
Зачетная книжка №105221
Преподаватель:
Косякова О. О.
Тверь,
2011
Содержание
Введение 3
Волшебное чувство - любовь 4
Составные части любви 7
Любовь как нравственное чувство 13
Заключение 15
Список
литературы 18
Введение
Любовь – более сложное чувство, чем привязанность, а в связи с этим, её труднее измерять и изучать. Люди мечтают о любви, во имя любви живут и жертвуют жизнью. Не смотря на это, психологи серьёзно занялись её изучением лишь несколько лет тому назад.
Многие исследователи изучали то, что легче всего поддается изучению, – как реагируют друг на друга два незнакомых человека во время кратковременного общения. То, что влияет на возникновение нашей симпатии к другому человеку – территориальная близость, физическая привлекательность, духовное родство, его симпатия к нам и другие вознаграждения, которые приносят нам отношения с ним, – влияет и на наши продолжительные, близкие отношения. А это значит, что впечатления друг о друге, которые быстро формируются у молодых людей во время свиданий, дают определенное представление об их отдаленном будущем[5, c.87].
Осознание любви в качестве нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к ближнему, бескорыстие в поступках.
Все выше указанные качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Цель этой работы - с исследования любви как нравственного чувства, структуры любви и ее разновидностей.
Любовь - самое загадочное и волшебное из чувств, и недаром, наверное, символом ее выбрана луна - с ее переменчивостью, с ее постоянным убыванием и прибыванием - и с ее обратной стороной, скрытой от нашего взгляда.
Множество философов задумывались над природой этого чувства, многие поэты воспевали красоту этого явления, но никто не может дать конкретного определения любви потому, что каждый человек любит по-своему и каждая любовь хотя и похожа на остальные, но все-таки не похожа на них. И если верно, что любовь - сфинкс, то многие ее загадки еще ждут своих эдипов.
С древних времен существует множество мифов и легенд о происхождении любви, героями которых были Эрот и Афродита, Амур и Венера...
В одном из диалогов Платона, мы можем увидеть с целую теорию появления романтической природы любви: когда-то люди были не такими, как ныне, она были двойными - имели по четыре руки, по четыре ноги, по два лица, по две пары ушей и т.д. Это делало их столь сильными, что они осмеливались угрожать самим богам, отчего устрашенный Зевс вынужден был разделить каждое из таких чудищ вдоль пополам.
Теперь
скитаются разделенные
Романтично, но все же, что действительно существует всего лишь один человек на всем белом свете, которого мне дано любить? А если я его никогда не встречу? Что, бесцельно прожитые годы, вся жизнь зря?
Согласно Э. Фромму , дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви.
Что существует только один человек во всем мире, которого вы можете полюбить, что найти этого человека - величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей… "Любовь такого рода, - пишет Фромм, - которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность..." Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь приводится в действие определенным объектом. Исключительная любовь лишь к одному человеку внутренне противоречива. Конечно же, не случайно, что "объектом" явной любви становится определенная личность. Факторы, определяющие выбор в каждом отдельном случае, слишком многочисленны и слишком сложны, чтобы обсуждать их здесь, главное, что любовь к определенному человеку является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека[5, c. 70].
Согласно выше сказанному, любовь - это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Возникает вопрос: может ли человек любить других людей, не способный любить себя? "Любить людей не значит исключать себя, говорится в древнем китайском трактате "Мо цзы", - Нужно одинаково любить себя и других людей". "Никто не может любить другого, - говорил Эразм Роттердамский, - если до этого он не полюбил себя - но только праведно. Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя". Любовь человека к самому себе есть предпосылка его существования как личности и, значит, является условием всякой иной его любви. Любовь к себе - это начальная школа любви, без овладения элементарной грамотностью в которой остаются недоступными "высокие университеты" любви. Фромм пишет: "Любовь основана на утверждении и уважении, и если человек не испытывает этих чувств в отношении самого себя, то их и вовсе не существует". Тот, кто пренебрежительно относится к самому себе, не способен ни любить, ни ценить другого. Нужно научиться понимать себя, чтобы обрести способность понимать других.
Но любовь к себе противоположна эгоизму, с которым ее все же неправомерно отождествляют. Эгоизм - это жадное внимание к самому себе, предпочтение собственных интересов интересам всех других людей. Эгоист никогда не бывает удовлетворен, хотя он всегда усиленно занят собой. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и утверждения. Поскольку у него нет ни удовлетворенности, ни уверенности, он должен доказывать себе, что он не хуже остальных! Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. В сущности, эгоизм, делающий человека некритичным, тщеславным и одиноким, унижает и ослабляет его, в то время как любовь сообщает ему большую независимость - прежде всего независимость от собственных его слабостей[3, c.49-52].
Иногда
и любовь к другому может приобретать
форму эгоизма. Бывает так, что любящие
друг друга люди начинают соревноваться
в том, кто больше для кого сделает, считая
"очки" и упрекая друг друга в меньшей
заботе, меньшем внимании, меньшем подтверждении
любви... и всегда хочется большего для
себя. Эгоистичный в любви человек желает
всего того, что он должен отдавать другому,
только для себя самого. Но ведь именно
любя, человек находит радость в радости
другого. И количество этой радости определяется
тем, в какой степени ему удалось преодолеть
свой эгоизм. В любви мы принимаем человека
в целом, и бессмысленно разделять его
на свойства, черты и качества, из-за которых
мы его любим. Я тебя люблю только за то,
что ты есть на земле, за то, что ты существуешь
- это высшая форма любви; так мать любит
ребенка независимо от того, хорош он или
плох, какую оценку он получил в школе,
съел он сегодня кашу или вылил ее в цветок.
Такая любовь называется экзистенциальной,
она жизнеутверждающая. Без этой любви
человек не может развить нормальную самооценку.
Эта беспричинная любовь лежит в основе
уверенности, веры в то, что он - сверхценное,
любимое существо.[4, c.23-26]
Составные
части любви
Из чего же состоит настоящая, полноценная, живая, созидательная любовь? Наверное, брать на себя ответственность жёстко и однозначно структурировать это чувство - слишком смелый и неразумный поступок. Но попытаться выделить основные компоненты все же можно. Альфонсо Лопес Кинтас рассматривает следующие: сексуальность, дружбу, общественную проекцию любви и релевантность (значимость) любви.
По его словам, в сексуальных отношениях непосредственно соединяются два тела, происходит обмен чувствами. Это телесные отношения. Но если человек рассматривает своё тело как предмет, который имеет и которым владеет, тогда логично думать, что он может располагать им, чтобы получить удовольствие. Тело, рассматриваемое таким образом, не выражает человека как творческое существо, но лишь как эгоистическое «я», которое, как ребёнок, желает всего для себя. « Связь двух тел при таком «заниженном» понимании не представляет собой встречу, не оставляет места творческому действию, являющемуся источником экстаза, радости, энтузиазма, праздничного веселья, мира, счастья, полноты. Это лишь интенсивное, волнующее, опьяняющее, возбуждающее, наполненное особым очарованием взаимодействие»[1, с.159]. Все эти качества временны и приводят к разочарованию, так как вводят человека в головокружение и лишают встречи. Под встречей Альфонсо Лопес Кинтас понимает поле взаимодействия, взаимообогащения двух людей, возникающее в процессе общения. Встреча, по его мнению, это такое смешение двух реальностей, которое их взаимно обогащает.
«В
акте чисто чувственного единения вступают
в связь два тела, оставленные
на произвол судьбы или отданные бесконтрольной
энергии инстинктивных
По мнению Кинтаса сексуальность не является чем-то пагубным и низким. Наоборот, он подчёркивает её важную роль и достоинство, считая её неотъемлемой частью любви. Так же он призывает нас не унижать её значение, сводя к средству получения приятных ощущений и отделяя от контекста любви. Сексуальность, оторванная от любви, названа Кинтасом «эротизм» . Определяя это понятие, он ссылается на Герберта Меркузе: «…эротизм есть грубое и поверхностное ограничение полного развития подлинной человеческой сексуальности, которую надо понимать как способность цельной личности вступить в открытую, спокойную, радостную и конструктивную связь с другой личностью».В другой главе нам встречается оценка самого Альфонсо: « Если нет желания личной отдачи и творчества внутри общей жизни, любовный сексуальный акт, как бы приятен он ни был, всегда будет фальшивым, поскольку неполным, не имеющим абсолютного смысла»[1, с. 173].
По его словам, физическая близость, должна быть выражением близости духовной. Для наглядности Альфонсо Лопес приводит такое сравнение:
«Представьте себе, какой опасности подвергается пилот, когда прерывает взлёт. Самолёт бежит по взлётной дорожке с очень высокой скоростью. Нормально, что в определённый момент он поднимется и преодолеет все земные препятствия. Резко затормозить это мощное движение вместо того, чтобы взлететь, значит подвергнуться опасности: взлётная полоса кончится и произойдёт резкий удар»[1, c 176].
По мнению Соловьева: «внешнее соединение, житейское и в особенности физиологическое, не имеет определённого отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви не как её непременное условие и самостоятельная цель, а только как её окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель сама по себе прежде идеального дела любви, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе есть ничто, определяется их отношением к тому, что составляет самое любовь и её дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится прежде него, то во столько же уменьшает или раздробляет его, отнимает у него характер целого числа, превращая его в десятичную дробь; и чем больше этих нулей, предпосланных целому, тем мельче дробь, тем ближе она сама становится к нулю» [2, с.390-с.391].
Как гласит афоризм, - « Любовь - это соединение души, ума и тела. Следите за очерёдностью».
Мы чувствуем окрыляющее волнение, общаясь с любимым человеком. Не стоит останавливаться на приятности этого чувства. Нужно думать о том, что в человеческой жизни всё является знаком чего-то более высокого, « мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолётным и загадочным проблеском какой-то тайны» [2, с. 388]. К какой реальности отсылает нас это волнение? - К личной дружбе супружества.