Категориальный анализ психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Формулируя в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытости категориального строя, исследователи получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии, и, таким образом, могут быть построены новые диады: базисная категория — метапсихологическая категория. Так, например, к четырем базисным категориям, впервые введенным М.Г.Ярошевским при характеристике категориального строя психологии, им самим были присоединены две другие — «Переживание» и «Психосоциальное отношение».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СООТНОШЕНИЕ БАЗИСНЫХ И МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
4
1.1 Характеристика базисных и метапсихологических категорий 4
1.1.1 Категории «Образ Сознание» 5
1.1.2 Категории «Мотив Ценность» 6
1.1.3 Категории «Переживание Чувство» 7
1.1.4 Категории «Действие Деятельность» 8
1.1.5 Категории «Взаимоотношения (интеракция) Общение» 9
1.1.6 Категории «Индивид Я» 9
1.2 Категориальная система психологии 10
1.3 Кластеры категорий психологии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ГЛОССАРИЙ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

категории психологии.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

     Третий  уровень кластера — «Действие». Действие («произвольная активность») выступает на передний план тогда, когда свободное протекание рефлекторного акта без дополнительных преобразований обстоятельств невозможно сейчас или потом, и для его обеспечения живое существо должно строить помимо образа среды еще и образ себя во взаимодействии с нею. В этом случае рождается собственно «Я» — действующая самопричинность (еще одно, более высокое проявление свободы).

     Четвертый уровень — «Деятельность». Здесь обеспечивается само существование деятельной способности субъекта, что и составляет конечный ориентир активности, — ее целевую причинность. Заметим, что деятельность объединяет в себе множество действий, субъекты которых могут не быть идентичны. Иными словами, тот, «ради кого» осуществляется деятельность, и тот, «кто» действует, не обязательно одно целое. Таким образом, «целевая причинность» может выступать здесь обособленно от «действующей» и соответственно «формальной» и «материальной» причинности. И наконец, об успешности деятельности говорят лишь в том случае, когда она воспроизводима, а это, в свою очередь, свидетельствует о целевой самопричинности деятельности, — свободе субъекта в ее осуществлении.

     На  пятом, высшем, уровне активности четыре причины выступают совместно, опосредствуя друг друга, содействуя друг другу, принадлежа друг другу и образуя подлинную  цель друг для друга, что и означает: «Свобода».

     5) Кластер когнитивности.

     Синонимы: «идеальность», «запечатленностъ», «репрезентированность», «отраженность», «отображенность». Данный кластер имеет категории «Сигнал» (нулевой уровень), «Ощущение», «Образ», «Сознание», «Разум» (высший уровень). Общим для всех этих категорий является то, что они обозначают факт представленности чего-либо в чем-либо, «бытия вещи пне самой вещи», как об этом говорит философия. Прослеживая путь восхождения от «Сигнала» к «Разуму», мы видим, как все более приоткрывается мир человеку, как освобождается картина мира от гнета сиюминутных нужд, диктата потребностей, пристрастности мотивов, наводки ценностей человека. Видим, как относительно более простая способность организма отзываться на биологически значимое воздействие (уровень сигнала) перерастает в значительно более сложную и загадочную «раздражимость» особи к абиотическим воздействиям (способность ощущения), превращается далее в способность субъекта к перцепции (возникновению образов), приходит далее к способности личности осознавать мир и, наконец, восходит на ступень миропостижения, на котором человеку открываются принципиально разные, принципиально незавершимые в своей распахнутости или потаенности миры.

     6) Кластер субъективности.

     Его синонимы: «значимость», «пристрастность». Перед нами ступени продвижения к истине («ясному и отчетливому», «подлинному», «аутентичному», «всеобщему» или, наоборот, «уникальному» знанию). Термин «субъективность» может рассматриваться как возможное обозначение для родовой категории, объединяющей в себе «Избирательность» (нулевой уровень), «Аффективность», «Переживание», «Чувство» и «Экзистенцию» (высший уровень). В то время как избирательность еще совершенно «безадресна, объективна, образует лишь предпосылку телеологии», «экзистенция» (от лат. existentia — существование) представляет собой осмысленное (осознанное = с-мыслью) индивидом чувство собственного «Я», обладающее для него самоценностью и обусловливающее его сопричастность персоносфере.

     Таковы  лишь полярные категории, репрезентирующие атрибут «субъективности». Специальный  анализ может показать, как при  подъеме вверх по меридиану все  плотнее и нерасторжимее связываются в «субъективности» многообразные проявления бытия человека. По сути речь идет об углублении процессов субъективации при постижении собственной экзистенции.

     7) Кластер событийности.

     Синонимы: «социальность», «общность», «сопричастность». Данный кластер включает в себя категории «Синергия» (нулевой уровень), «Сосуществование», «Интеракция», «Общение», «Соучаствование» (высший уровень). Восхождение по ступеням этого ряда — это переход от идеи функциональной связанности, нерасторжимости двух частей организма или двух существ к идее автономии и в то же время отраженности бытия их друг в друге. Событийность на ступени «Сосуществования» Характеризуется тем, что особи принимают друг друга в расчет только в той мере, в какой их присутствие может нарушить естественные проявления их собственной жизнедеятельности (это существование «рядом», но не «вместе»). Событийность на ступени «Интерак-Пии» означает взаимную поддержку, иначе говоря, реализацию хотя бы одним из субъектов инструментальной функции по отношению к другому (предоставление информации, присоединение собственных усилий, в том числе и физических и т.п.). Общность на ступени общения — это, собственно, «производство общего» (В. А. Петровский) [5]. Подобное «производство» может и не иметь своей подлинной целью достижение отраженности, «присутствия» человека в человеке. Но если признать правоту М.Хайдеггера в том, что «человек есть присутствие», то надо будет признать также и то, что «человеческое в человеке» достижимо лишь на высшей ступени событийности, знаменуемой соучаствованием1 людей.

     8) Кластер действительности.

       Данный кластер включает в себя категории «Среда», «Предметность», «Ситуация», «Персоносфе-ра», «Эйкумена». По мере продвижения вверх по вертикали категории все более богато раскрывают область бытия сущего на каждом из его уровней.

     «Среда» — область физико-химических предпосылок и результатов воспроизводства сущего.

     Следующая категория, «Предметность», центральная  для развертки общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, характеризует среду существования организма как источник удовлетворения его нужд («опредмечивания» потребностей, становления избирательных сигнальных отношений с биологически значимыми агентами окружения, в том числе и себе подобными) [4].

     Термину «Ситуация» соответствуют такие  понятия, как «проблемная ситуация», «проблема» (познавательная, экзистенциальная и т.п.); говоря о ситуации, мы подчеркиваем, что субъект действует, разрешая ее, «поднимаясь на ней».

     Следующая категория — «Персоносфера». Поскольку  термин «персоносфера» (А. В. Петровский) вводится здесь впервые, охарактеризуем его значение подробнее [5]. Категория персоносферы не ограничивает универсум человеческого бытия областью межсубъектных контактов; персоносфера не означает только лишь общение vis-a-vis, хотя и вбирает его в себя. «Человек никогда не производит и не потребляет предметы, которые бы затрагивали лишь его интересы и ничьи более; точно так же не производит и не потребляет предметы, отвечающие интересам других людей и оставляющие вполне равнодушным его самого. Игрушка, взятая одним ребенком, тут же становится особо притягательной для другого ребенка; поэт, делящийся сокровенным, рискует стать объектом пародии; философ, входящий, как ему представляется, в сферу «подлинного», отъединенного от других, бытия, увлекает за собой сонм адептов. Через предметы своей деятельности человек тысячью нитей и уз связан с другими людьми: обогащает или обедняет круг их потребностей, формирует новые взгляды, расширяет или ограничивает их возможности. ...Независимо от того, кому в начале своей деятельности индивид предназначает продукты своей активности — себе или другим людям, в ходе его деятельности осуществляется перестройка как собственной его социальной позиции, так и социальной позиции других людей... социальные позиции образуют связное целое, так, изменение, к примеру, положения хотя бы одной фигуры на шахматной доске перестраивает позиции всех остальных» (В. А. Петровский). Персоносфера — это невидимая сеть актуальных и потенциальных предметных связей, объединяющих всех людей на земле в единое человечество, преодолевающая государственные, религиозные, этнические и иные границы. Множество реальных и возможных пересечений персонализаций людей друг в друге, в том числе людей, живущих вдали друг от друга и в разные эпохи истории2, образуют единое пространство персоносферы (А. В.Петровский).

     Завершающая и высшая категория кластера —  «Эйкумена». Здесь, так же как и  в случае введения нового термина  «персоносфера», требуется пояснение. Слово «эйкумена» («ойкумена») происходит от греческого «oikumene», что означало, с точки зрения древних греков, все то, что заселено человеком. Подобно античному «обжитому пространству», данная категория постепенно «обживается» психологами. Ближе всего к ней подступает категория «Жизненный мир» в интерпретации Ф. В. Василюка. Категория «Эйкумены», однако, шире и в отличие от категории «Жизненный мир», «Онтология» которого хотя и противостоит «онтологии изолированного индивида», сфокусирована все-таки на последнем, охватывает и связывает воедино пространство жизни многих субъектов, множество жизненных миров.

     Применительно к диаде мы можем сравнить эйкумену с эллипсом, заключающем в себе, как известно, два фокуса, в каждом из которых пребывает субъект. Для понимания эйкумены существенно, что она описывает «обжитое пространство» совместного пользования людей, причем пространство это не сводится к объектам и инструментам совместных действий людей. Оно объемнее и представляет собой обстоятельства их жизни, регионы их совместного существования, их соприсутствия, «бытования» (если воспользоваться термином В. И. Слободчикова) [9].

     Эйкумена  шире также и области взаимодействия людей в условиях совместной деятельности, коллективной обработки земли, изготовления орудий труда, предметов материального и духовного потребления и целенаправленного распределения. Эйкумена включает в себя область всего производимого и произведенного человеком, в том числе и существующее за пределами самого производства и прямого обмена, описываемого сакраментальной формулой «ты мне — я тебе». Эйкумена — то же, что и «Мир» в понимании С. Д. Рубинштейна и в последующих версиях. Перед нами «множество миров» (А. Г. Асмолов), можно сказать, — единство качественно своеобразных, но сквозь пространства и времена соприкасающихся друг с другом жизненных пространств индивидов [1].

     Эйкумена, таким образом, есть не только многомерная, но и многомирная целостность. Становление личности есть субъектива-ция индивидом эйкумены. Это значит, что индивид осваивает свой собственный жизненный мир, объединяющий в себе «мир четырех миров»: ими являются Природа, Культура, Общение, «Я сам»; и каждый из них, будучи проекцией эйкумены, весьма специфичен («параметры» пространства и времени в этих мирах могут иметь мало общего друг с другом). 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, выше сделана попытка дать обобщенную характеристику кластеров и плеяд, с помощью которых оказывается возможным описание структуры психосферы.

     Необходимо  отметить, что каждая категория теоретической  психологии является родовой по отношению  к определенному кругу психологических (в широком смысле) понятий. Так, например, категория «Образ» может быть конкретизирована в таких понятиях, как «Восприятие», «Представление», «Воображение», «Память» и т.д. Возьмем, например, категорию «Потребность». Встречаются самые различные способы типологизации потребностей человека: по их предмету (материальные и духовные потребности), по их происхождению (естественные и культурные) и др. В некоторых случаях выделение видовых по отношению к той или иной категории понятий представляет известную сложность. Каковы, например, понятийно-видовые спецификации категории «Сознание»?

     Таким образом, основными принципами взаимосвязи  категорий являются:

     1) восхождение от абстрактного к конкретному посредством синтезирования системообразующих (ядерных) и оформляющих категорий;

     2) сущность как явление и это же явление как сущность;

     3) встречная детерминация психосферы со стороны биосферы И ноосферы (биогенетическая и социокультурная детерминация)

     Категориальная  система психологии не может быть выращена из какого-то одного-единственного «зернышка». Это особенно важно подчеркнуть, потому что для каждой сколько-нибудь значимой и истории психологии теоретической системы (научной школы) были характерны поиски «клеточки», которая могла бы стать отправной точкой для построения общей конфигурации заявляемого учения.

     Первым  на бесперспективность такого подхода  обратил внимание М. Г.Ярошевский в начале 1970-х годов. Для адептов физиологии ВНД такой гипотетической «клеточкой» был «условный рефлекс», для реактологии — «реакция», для «структурной» психологии — «гештальт», для бихевиоризма — «стимул — реакция», для раннего З.Фрейда — «либидо», в общепсихологической теории А.Н.Леонтьева — «деятельность», в учении Д.Н.Узнадзе — «установка», в трудах В.Н.Мясищева — «отношение» и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Категориальный анализ психологической науки