Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 08:28, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.

Содержимое работы - 1 файл

dorosh.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

    Ярко выражены по всей выборке мотивационные жизнеобеспечивающие тенденции личности: у 60% высокая направленность на жизнеобеспечение, у 80% высокое стремление к собственному комфорту. Таким образом, выражается  взаимосвязь с эмпатией, когда при высоком стремлении к собственному комфорту, высокому социальному статусу, обеспечению своих потребностей, снижены: социальная эмпатия, эмпатические способности, эмоциональный интеллект (как показано выше).

    Данные  исследования показывают, что в юношеском возрасте (студенты) завуалированная жестокость выражена сильнее, чем у лиц старшего возраста: врачей, воспитателей, при сравнении с данными исследования В.В. Бойко. Таким образом, неустойчивые жизненные позиции молодых людей направляют их на поиск идентичности, индивидуальности, жизненной опоры в личностной, социальной и профессиональной сферах. При этом проявляется, по данным исследования, жесткость, негативное оценивание большинства окружающих, неэмпатийность (как способ психологической защиты и адаптации) для достижения собственных целей.

    2. Характер изменений от первого курса к пятому в плане роста и снижения изучаемых показателей.

    Показатели, обнаруживающие тенденции к росту. (Рис. 1)

    Рис. 1. График повышающихся показателей (повышение показано на примере средне-высоких показателей по методикам).

    1. Принятие. По мере профессионального становления студенты становятся в большей степени предрасположены к проявлению дружелюбия и поддержки, проявляемых, как необходимость, ситуативно в студенческой среде, но в высокий уровень показатели все же не перерастают. 2. Сензитивность к отвержению, способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес возрастают. Вместе с тем все же низкие показатели характерны для студентов, требуют к себе внимания, ведь именно адекватное чувство вины, способность корректировать свое поведение, исходя из объективной критики в свой адрес, являются важной стороной эмпатии и регуляторами социальных отношений, важными условиями успешной адаптации личности в обществе. 3. Эмоциональная отзывчивость, как эмоциональный канал эмпатии, от курса к курсу возрастает за счет снижения низких показателей и снижения показателей по рациональному каналу эмпатии как стихийной эмпатии. 4. Стремление к жизнеобеспечению возрастает, достигая своего пика к пятому курсу, что, вероятно, обеспечивается психологическим фоном окончания высшего учебного заведения и необходимостью профессионального трудоустройства, обеспечение чего не гарантированы человеку после окончания высшего учебного заведения ни государством, ни обществом и сопровождается тревогой за дальнейший жизненный путь.             5. Стремление к достижению высокого социального статуса возрастает, что подтверждает взаимосвязь между мотивационными составляющими личности и эмпатией. Такие показатели отражают общественную тенденцию, стремление человека к индивидуализации в большей степени, чем к социализации, то есть потребности эгоистические превосходят потребности альтруистические. Это приводит, с одной стороны, к большей свободе личности, самовыражению, самореализации, но, с другой стороны, снижает способности человека в сочувствии, сопереживании, оказании помощи другому, отражая «закрытость», «замкнутость» «Я» в самом себе. 6. Категоричность или консервативность в оценках людей повышается, когда отношение к другому представляет удобную позицию: общающийся регламентирует проявление индивидуальности партнеров и требует от них предпочтительного для себя однообразия. Вместе с тем, в социальных взаимоотношениях доставляет неудобство, дискомфорт для партнера по общению, так как требует приспособления и вызывает нежелание взаимодействовать. 7. Уровень рефлексии повышается с приобретением жизненного опыта, заставляя человека в большей степени задумываться над своим поведением, планировать и прогнозировать возможные последствия, но все же остается достаточно низким (у студентов пятого курса низкие показатели у 72%). Такие данные требуют понимания необходимости воздействия по развитию рефлексии.

    Показатели, обнаруживающие тенденции к снижению. (Рис. 2)

    1. Социальная эмпатия снижается, вызывает тревогу незначительная выраженность высоких способностей (7%) социальной эмпатии. С этой целью требуется расширение активизации научно-теоретических подходов в образовательном процессе.

    Рис. 2.  График понижающихся показателей (понижение показано на примере средне-низких показателей по методикам).

    2. Эмоциональная осведомленность снижается, возможность лабильного оперирования своими эмоциями стабилизируется в сторону среднего уровня. Показатели служат свидетельством личностных изменений: повышающейся эмоциональной ригидности, категоричности в оценках других людей, когда непосредственный внутренний эмоциональный отклик, начинает использоваться реже во взаимоотношениях с другими людьми, чем рациональный, интеллектуальный. 3. Управление своими эмоциями, эмоциональная отходчивость, лабильность снижается, личность становится более склонна к «застреванию» и длительному анализу негативных эмоций и переживаний, слабыми способностями переключения. 4. Самомотивация снижается. Результаты свидетельствуют о снижениях способности к произвольному управлению своими эмоциями, то есть стремлением контролировать, управлять эмоциональными состояниями. Так выражается, вероятно, повышение ощущения личностной свободы к самовыражению, повышению личностного роста человека, когда личность чувствует за собой право высказывать свою точку зрения, мнение, активно пропагандирующаяся в современном обществе. 5. Эмоциональная эмпатия снижается от первого курса к пятому, то есть тонкое эмоциональное понимание другого слабо выражено в поведении.        6. Рациональный канал эмпатических способностей, как спонтанный, бытийный интерес к другому снижается от первого курса к пятому за счет открытия шлюзов эмоционального и интуитивного отражения партнера. Прослеживается снижение идентификации в эмпатии (7), таким образом, легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность поставить себя на место другого, подражать, более доступна студентам первого курса и по мере обучения снижается, а не возрастает. Такие показатели показывают снижение легкости, гибкости личности и повышение ригидности.

    Важно, что снижаются показатели негативной коммуникативной установки, такие как: непринятие индивидуальности другого (8), неумение скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства (9), возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров, желание «подогнать» партнера под себя (10), сделать его удобным, неумение прощать другому его ошибки (11), неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Результат показывает, что по мере становления личности появляется большая терпимость по отношению к другому человеку, способность терпеть рядом другого, открыто не проявляя негативных чувств, отдавая право на индивидуальность, но, наряду с этим, тенденция быть эмпатичным, гуманным, сочувствующим не возрастает, а по некоторым показателям даже снижается.

    Анализ  и интерпретация результатов, полученных при применении корреляционного анализа, строились на выявлении значимых связей между составляющими эмпатического профиля:

    Во-первых, значимые связи обнаружены между эмпатией и эмпатико-мотивационной составляющей, включающими в себя: взаимосвязи между социальной эмпатией и социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере: альтруизм-эгоизм (r = 0.30; p<0.000), мотивом власти и социальной эмпатией (r = 0.26; p<0.002), между составляющими эмоционального интеллекта – самомотивацией, произвольным управлением своими эмоциями, принятием (r = 0.34; p<0.000) и стремлением к высокому социальному  статусу (r = 0.34; p<0.000), творческой активностью (r = 0.30; p<0.000), между эмпатической тенденцией к присоединению, способность к проявлению поддержки со стремлением к социальной  полезности (r = 0.32; p<0.000), между частью мотивационной структуры личности – стремлением к комфорту и составляющей коммуникативной установки – желанием «подогнать» партнера под себя, сделать его удобным (r = 0.31; p<0.000) и т.д.

    Во-вторых, зависимость обнаружена между эмпатией и коммуникативной составляющей эмпатического профиля личности, выражающаяся в связях между: социальной эмпатией  и составляющими коммуникативной установки: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них   (r = -0.25; p<0.002), открытая жестокость в отношениях к людям (r = -0.29; p<0.000), эмпатическими тенденциями и завуалированной жестокостью в отношениях с людьми (r= -0.26; p<0.001), между социальной эмпатией и составляющими коммуникативной толерантности, непринятие индивидуальности других людей (r = -0.29; p<0.000), стремление переделать, перевоспитать своего партнера (r = -0.42; p<0.000) и т.д.

    Полученные  результаты свидетельствуют о статистически значимой зависимости между различными составляющими эмпатического профиля личности: собственно эмпатией (социальной, эмоциональной, каналами эмпатии и т.д.), эмпатико-мотивационной (направленностью, стремлениями) и коммуникативно- деятельностной (установками, толерантностью, рефлексией).

    Результаты  сравнительного анализа данных по курсам обучения студентов (Дункан).

    В результате сравнительного анализа  по курсам обучения студентов выявляются различия в таких показателях. Тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки r = 6,333 у заочного отделения значительно ниже, в сравнении с r = 19,5 у 1 курса, r = 25,1 у 3 курса, r = 24,9 у 5 курса. Сенситивность к отвержению, соответственно способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес более выражена у студентов заочного отделения r = 3,0, в сравнении с r = -9,5 у 1 курса, r = -4,6 у 3 курса, r = -7,7 у 5 курса. Различия выявлены в некоторых устойчивых тенденциях личности, в стремлении к жизнеобеспечению (у заочного отделения r = 12,3, в сравнении с r = 13,9 у 1 курса, r = 14,4 у 3 курса, r = 14,5 у 5 курса), комфорту (у заочного отделения    r = 12,4, в сравнении с r = 16,5 у 1 курса, r = 14,4 у 3 курса, r = 14,5, у 5 курса), социальному статусу (у заочного отделения r = 12,7, в сравнении с r = 20,1 у 1 курса, r = 19,6 у 3 курса, r = 19,0 у 5 курса), общению (у заочного отделения r = 17,5, в сравнении с r = 22,0 у 1 курса, r = 21,7 у 3 курса, r = 21,1 у 5 курса), общей активности (у заочного отделения r = 12,7, в сравнении с r = 15,4 у        1 курса, r = 21,7 у 3 курса, r = 21,1 у 5 курса). Различия, связанные, скорее, с возрастной разницей испытуемых, заключаются часто в большей реализованности, самостоятельности, обустроенности жизни взрослого человека (26–50 лет по выборке заочного отделения), наряду с тем, что студенты очного отделения (17-23 года) часто проживают в общежитиях, находятся на обеспечение родителей и, соответственно, еще не обладают по этой причине самообеспеченностью в жизни, собственным комфортом, высоким социальным статусом и стремятся к их достижению при помощи высокой активности, общения и соперничества. Признаки негативной коммуникативной установки в большей степени присущи студентам очного отделения, такие как: завуалированная и открытая жестокость (у заочного отделения r = 56,6, в сравнении с r = 78,7 у 1 курса, r = 73,7 у 3 курса, r = 77,6 у 5 курса), обоснованный негативизм в суждениях о людях (у заочного отделения r = 36,7, в сравнении с r = 66,2 у         1 курса, r = 57,0 у 3 курса, r = 59,3 у 5 курса), проявляющийся в не принятии индивидуальности другого, категоричности или консервативности в оценках людей, неумении прощать ошибок, плохое приспособление к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других (у заочного отделения          r = 3,5, в сравнении с r = 6,0 у 1 курса, r = 5,5 у 3 курса, r = 6,8 у 5 курса).

    Эти данные подтверждают предположение  некоторых авторов (П. Бланк, П. Массен, Н. Эйзенберг) о том, что эмпатия развивается под влиянием процесса социализации, приобретения жизненного опыта. Невыраженность различий по другим составляющим эмпатического профиля – мотивационном и собственно эмпатическом у студентов позволяют говорить о том, что развивается с приобретением жизненного опыта лишь коммуникативная сторона эмпатического профиля в сторону преодоления открытого проявления жестокости, негативизма в суждениях, категоричности, неумения прощать. Вместе с тем, уровень высокой выраженности негативных установок все же достаточно значителен у студентов.

    Важно заметить, что выявленные в ходе сравнительного анализа различия между курсами студентов отражают, в основном, тенденции, связанные с возрастным и численным аспектом, различия выборок, а не содержательным несовпадением методик по изучению эмпатической, мотивационной и коммуникативной сфер личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмпатический профиль личности является устойчивым личностным образованием и не претерпевает значительных изменений в процессе профессионального становления без специально организованных воздействий.

    Результаты  факторного анализа данных исследования.

    Процедура факторного анализа применялась нами с целью выявления латентных переменных, с помощью которых можно было бы объяснить сходство полученных по разным шкалам оценок. В результате этого стало возможным выявить семь факторов, являющихся значимыми для студентов. Ложно-эмпатический фактор – отражает формирование линии развития, которая характеризуется у большой части испытуемых внешним эмпатическим профилем в сочетании с ложным (это сочетание наиболее часто встречаемое по выборке). Внешне-эмпатический фактор – выявляет личность со сформированной эмпатией, на основе высокого эмоционального интеллекта, проявляющийся в ситуации столкновения с трудностями других, как правило близких людей, не только как проявление сочувствия, но и возможности оказания помощи, в силу способности к принятию решений. Дефицитарно-эмпатический фактор – в меньшей степени выражен по выборке и отражает человека с ярко выраженной негативной коммуникативной установкой по отношению к другому человеку, в силу дефицитарности эмпатических способностей, открытой жестокостью и негативным личным опытом взаимодействия. Истинно-эмпатический фактор – выявляет личность с высокими эмпатическими способностями, развитой социальной эмпатией, непосредственно проявляющийся во взаимоотношениях с другими людьми. Основание этому высокая эмоциональная чувствительность к внутреннему миру другого человека, на уровне генетической обусловленности, задатков, способностей тонко сочувствовать, сопереживать и разделять как негативные, так и радостные эмоции и чувства других людей, а так же на сформированных и подкрепляемых эмпатических установках. Внутренне-эмпатический фактор выявляет человека с эмпатическими способностями. Способность испытывать эмпатические тенденции и оказывать помощь, сочувствие, содействие не только близким людям, но незнакомым и малознакомым, что подкрепляется высоким уровнем поликоммуникативной эмпатии, в силу внутренней «глубинной перфекционистской потребности» полезности другому, через которую приходит ощущение «значимости» и «нужности». Компенсаторно-эмпатический фактор выражает тенденцию к налаживанию социальных взаимоотношений через стремление к социальной полезности, высокой творческой и общей социальной активности, эмпатия к детям. Выявляется особенность таких людей находить более легким для себя общение с детьми, в силу их открытости и способности откликаться на добрые чувства и отношения, в общении с детьми такой человек в полной мере компенсирует неумение и неудачи, проявляющиеся во взаимоотношениях со взрослыми людьми. Дезинтеграционно-эмпатический фактор отражает личность с очень высокими эмпатическими способностями, основанными на высокой интуитивной чувствительности к внутреннему миру другого человека, высокими способностями идентифицироваться, проникать, вовлекаться, вживаться в чувства, мысли и жизнь другого человека. Но важно, что такой человек часто неадекватно ощущает меру и необходимость эмпатии во взаимодействии с другими людьми, что вызывает ответные негативные чувства и действия со стороны окружающих и не позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

    По  данным процедуры факторного анализа  можно сделать вывод о том, что выявленные в ходе теоретического анализа типы эмпатического профиля  определяют сочетание личностных характеристик и наделяют эмпатию мотивирующей силой личностного и профессионального становления.

    Результаты  исследования эмпатического  профиля в личностном и профессиональном становлении.

    В результате обработки и анализа данных исследования эмпатического профиля личности получены такие показатели. Для 60% студентов характерен внешний эмпатический профиль личности. Таким образом, большинство испытуемых люди, у которых эмпатический профиль личности проявляется в виде сознательного поведения, в виде сочувствия и сопереживания, подстройки к другим людям, следуя пониманию необходимости проявления эмпатии в общении. Доминирующий профиль личности, основанный на ложной эмпатии, зафиксирован у 19% студентов и, как сопутствующий – у 22%. Высокие показатели  говорят о доминировании таких составляющих личности, которые основаны на реакции приспособления, такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным, но наряду с этим его поведение не всегда искренне и адекватно, такой индивид, как правило, испытывает злость, обиду и раздражение за то, что ему приходится сочувствовать, которые не выносятся во внешний мир и «гримируются» (хотя не всегда удачно) под сочувствие, сопереживание. Значимые показатели получены по дефицитарному эмпатическому профилю (11% выборки). Показатели свидетельствуют о большом количестве студентов, обладающих слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций и других составляющих эмпатического профиля (толерантности, рефлексии, альтруистической тенденции и т.д.). Жесткость, иногда переходящая в жестокость, агрессия влияют на трудности установления контакта и взаимопонимания, вследствие чего переживание одиночества, отстраненности, что усиливает дефицитарные эмпатические тенденции. Другие типы эмпатического профиля представлены в выборке незначительно: внутренний эмпатический профиль у 3%, компенсаторный эмпатический профиль личности представлен так же у 3%, истинный эмпатический профиль проявляется у 3%, дезинтеграционный эмпатический профиль у 1 % студентов.

    Выяснилось, что 64% студентов обладают желательными видами эмпатического профиля, включающими в себя истинный, внешний, внутренний и компенсаторный эмпатические профили. Желательными считаются такие типы, которые в большей степени соответствуют требованиям, предъявляемым к личности человека, овладевающего профессиональными психологическими знаниями, анализ которых проведен в теоретической главе исследования. Соответственно, менее желательными обладают 33% выборки (ложный, дефицитарный, дезинтеграционный эмпатические профили), содержание которых говорит о личностной некомпетентности во взаимодействии с другими людьми, преобладанием скрытых, патогенных личностных мотивов, негативно влияющих на становление личности.

Информация о работе Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности