Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:58, дипломная работа
Сам термин "дифференциальная психология" был введен В. Штерном (Германия) в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями и обозначил эту область, как “дифференциальная психология”.
Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Как самостоятельная наука сложилась недавно. Дифференциальная психология – это раздел психологии, который изучает психологические различия между людьми.
Введение……………………………………………………………….3
Аспекты половой дифференциации ………………………………6
Исследования гендерных различий……………………………….12
Способности и индивидуальные различия людей……………...14
Мужское и женское сознание……………………………………….19
Мужская и женская психология……………………………………. 23
Законы полового притяжения……………………………………… 49
Половые искажения…………………………………………………. 55
Практическая часть…………………………………………………...60
Заключение……………………………............................................61
Список используемой литературы…………………………………62
Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности. В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других — нет.
Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру, электроэнцефалограммы. Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда.
Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.
Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.
Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включающих владение речью. Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло- ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально- культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.
Принадлежность человека к биологическому виду "Ноmо sаріеns" обобщается в понятии индивид. Эта принадлежность закреплена на уровне генетической памяти вида и характеризуется своеобразным строением тела (конституцией). Этот уровень индивидных отличий называется конституциональным уровнем. Так, на конституциональном уровне мы говорим о половых отличиях, разделяя вид "Ноmо sаріеns" на мужской и женский пол. В границах как мужского, так и женского пола существуют конституциональные отличия по весу, росту и определенным геометрическим соотношениям разных частей тела. Можно дополнить эти отличия цветом кожи и другими конституциональными атрибутами в строении тела, или его частей, которые определяют расовую принадлежность Индивида.
Каждый индивид, начиная с момента рождения, испытывает действия раздражителей внешней среды. Эти раздражители преломляются на уровне сенсорной системы, которая характеризуется индивидуальной чувствительностью. Чувствительность считается фундаментальной составной психики индивида. Поэтому говорят о психическом уровне индивидуальных отличий. На любое действие внешних раздражителей возникает соответствующая реакция, которая прежде всего проявляется в моторике (в движениях). Каждая реакция характеризуется латентным периодом, то есть промежутком времени между началом действия раздражителя и началом соответствующего движения. Для описания отличий в сенсомоторных связях разных индивидов вводится понятие реактивность. Таким образом, чувствительность и реактивность говорят про качественные и количественные отличия в составе организации психики каждого отдельного индивида. Они говорят о динамических отличиях в психическом составе индивидов.
Человеческий индивид рождается готовым к взаимодействию с окружающим миром благодаря чувствительности и реактивности.
Но на протяжении определенного периода жизни в психике индивида возникает качественно и количественно новый уровень организации - сознание. Сознательный индивид становится личностью. Поэтому в границах общей и в границах дифференциальной психологии исследователей интересуют отличия индивидного и личностного уровней организации психики субъекта. Если чувствительность и реактивность являются составными психики индивида, то есть обусловлены самой природой (чувствительность и реактивность - фундаментальные свойства всех носителей психики), то сознание у индивида возникает в результате взаимодействия с социальным (человеческим) окружением. Личность отличается от индивида именно сознанием, как высшей формой психического отражения. Личность, как сознательный индивид, отображает окружающий мир в знаниях о нем, отображает себя, свои действия и поступки в этом мире, познает самого себя и осознает свою уникальность. Объединение индивидных составных психики с личностными чертами создает уникальное образование - индивидуальность. Человеческая индивидуальность неповторима. В границах общей и в границах дифференциальной психологии возник очень важный вопрос о взаимосвязи разных уровней организации психики человека. Так как человек рождается индивидом, а становится личностью, то прежде всего психологов интересует вопрос о влиянии одних составных психики на другие. Это вопросы о роли биологического и социального в возникновении индивидуальных отличий.
В дифференциальной психологии важным является вопрос о соотношении наследственного и приобретенного в психике индивида и личности. На сегодняшний день некоторые исследователи считают, что наследственное важно на 100% и приобретенное важно на 100%. Конечно, такой ответ вряд ли кого-то удовлетворит, так как, исходя из взглядов отечественных исследователей С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова необходимо рассматривать соотношение между наследственным, врожденным и приобретенным в организации психики индивида и личности. В соответствии с взглядами С. Л. Рубинштейна приобретенное в психике личности возникает благодаря преломлению внешнего через внутреннее. Внутреннее, в соответствии с взглядами Б. М. Теплова, обусловлено врожденными свойствами психики, а не наследственными (генетическими) механизмами. Благодаря усилиям этих ученых еще раз было подтверждено положение о том, что все наследственное есть врожденное, но не все врожденное есть наследственное. Это последнее дало ключ к пониманию индивидных отличий в психике людей в границах дифференциальной психологии.
Мужское и женское сознание
Раньше чем подойти
вплотную к главному различию физической
жизни полов, поскольку это различие заключает
в себе явления внешнего и внутреннего
мира, необходимо предпринять некоторый
анализ и установить некоторые понятия.
Так как взгляды и принципы господствующей
психологии развились вне зависимости,
от нашей специальной темы, то неудивительно,
если теории ее мало применимы к нашей
области. К тому же до сих пор не существует
единой психологии, а существуют только
отдельные психологи.
...Доктор Герман Свобода, в Вене, установил
путем самонаблюдения следующее практическое
правило: изучая что-либо (будет ли это
музыкальный этюд или история философии),
должно посвятить себя этой работе с перерывами,
причем необходимо повторение отдельных
частей материала по несколько раз. Является
вопрос: каковы по времени должны быть
целесообразные перерывы? Выяснилось,
что к повторению нужно приступить тогда,
когда интерес к работе пропадает, но человек
еще помнит то, что изучал раньше. Когда
же предмет настолько исчез из нашей памяти,
что снова возбуждает любопытство, результаты
первых упражнений уже стерлись, и вторые
не усиливают тогда их, так что приходится
снова заняться работой выяснения сначала.
...Чтобы совершенно ознакомиться с новым
понятием, его объемом и содержанием, необходимо
было раскрыть процесс просветления во
всем его развитии. Для последующего изложения
важна только начальная стадия, исходный
пункт этого процесса. Содержание, которое
наполняет процесс просветления в первый
его момент, даже Авенариусом не определяется
для разграничения между элементом и характером.
Поэтому тот, кто принимает это разделение
для всех явлений развитой душевной жизни,
будет вынужден ввести новое название
для той стадии, когда такая двойственность
еще неразличима в ней. Предлагаю для психических
явлений этого элементарного детского
состояния слово «генида», так как в этих
состояниях нельзя еще обнаружить ни ощущения,
ни чувства как двух аналитических моментов,
отделимых друг от друга абстракцией,
нельзя найти никакой двойственности.
На абсолютную гениду надо смотреть, как
на ограничивающее понятие. ...В общем,
генидой можно назвать то, что случается
во время разговора: у человека совершенно
определенное чувство, он хочет что-то
вполне определенное сказать, но вдруг
его перебивают, это "что-то" испаряется,
делается неуловимым. Спустя некоторое
время, путем ассоциации снова что-то восстает
в его сознании, и это «что-то» признается
за то же самое, что раньше никак не удавалось
уловить: доказательство, что это и есть
то самое, только в другой стадии развития.
Самое понятие гениды обрисовывает ее,
как нечто смутное.
...Рассматривать, наблюдать или описать
гениду невозможно, можно только знать,
что она была. Нужно допустить, однако,
с принципиальной точки зрения, что "генидами»
можно наравне с «характерами» и «элементами"
жить и мыслить. Каждая генида отличается
одна от другой и представляет собой отдельный
индивидуум.
Переживания раннего детства — для первых
14 месяцев это применимо ко всем — составляют
гениды, хотя и не в абсолютном значении
этого слова. Психологические события
раннего детства близки к состоянию гениды,
в то время как у взрослых многие явления
душевной жизни уже переросли эту ступень.
Генида представляет, по-видимому, форму
ощущений низших существ и, возможно, многих
растений и животных. От гениды человеку
открывается дорога к совершенно дифференцированному
пластическому ощущению и мышлению, хотя
это остается для него навсегда недостижимым
полностью идеалом.
...При этом теория гениды основывается
на факте наблюдения, что лишь с выделением
"элементов» последние становятся отличными
от "характеров". Человек ночью более
склонен к "сентиментальностям» и "настроениям»,
нежели днем, потому что ночью веща лишены
определенных очертаний. Когда же наступает
день, отношение человека изменяется.
Но какое отношение имеет это исследование
к психологии полов? В чем заключается
разница между «М» и "Ж» в отношении
отдельных стадий просветления? Ответ
таков:
- Мужчина обладает одинаковым с женщиной
психическим содержанием, но только в
более расчлененной форме. Там, где женщина
мыслит более или менее генидами, у мужчины
имеются ясные отчетливые представления,
с ясно выраженными и всегда независимыми
от вещей чувствами. У «Ж» «мышление» и
«чувствование" представляют единое,
нераздельное целое, у «М» существует
различие. Следовательно, у «Ж» многие
переживания остаются в форме гениды,
в то время как у мужчины уже наступило
просветление*). Вот чем объясняются сентиментальность
женщины и то обстоятельство, что женщину
можно только растрогать, но не потрясти.
Лучшей расчлененности психических данных
у мужчины соответствует большая определенность
в строении его тела, тогда как более слабая
расчлененность психических
-----
*) Конечно, здесь не может быть речи об
абсолютных генидах у женщины и об абсолютном
просветлении у мужчин.
данных женщины
гармонирует с нежностью, округленностью
и расплывчатостью женского тела
и лица. С этим выводом совпадают
результаты сравнительной чувственности
у обоих полов, показавшие, вопреки
ходячему мнению, что чувствительность
мужчин тоньше, даже если остановиться
на средних типах.
Исключение здесь представляет только
чувство осязания, которое у женщин оказывается
тоньше, чем у мужчин. Более точное изложение
этого факта будет сделано немного ниже.
Однако болевые ощущения мужчины намного
выше, чем у женщин. Этот факт оказывается
не без значения для физиологического
изыскания «болевого чувства» и его отличия
от осязания. Более слабая, сравнительно,
чувствительность, разумеется, должна
способствовать пребыванию внутренней
жизни в состоянии такой гениды, но нельзя
принять малую степень просветления за
неизбежное последствие близости с состоянием
гениды, хотя между этим, бесспорно, существует
связь. Точным доказательством меньшей
расчлененности представлений у женщин
служит большая решительность в суждениях,
присущая мужчине. Тот, кто пребывает в
стадии гениды, всегда знает только, какими
свойствами не обладает предмет, и это
узнается гораздо раньше, чем то, какими
свойствами он действительно обладает.
То, что у Маха называется «инстинктивным
опытом», представляет известные состояния
сознания у людей и дается нам в форме
гениды. Чем ближе мы к стадии гениды, тем
больше кружимся мы вокруг предмета и
восклицаем при тщетных попытках описать
его: «Нет, это не то слово!». Этим-то и обусловлена
нерешительность в суждении. Когда процесс
просветления завершен, только тогда суждение
приобретает определенность и прочность.
Акт суждения, вообще, представляет собой
удаление от стадии генид, даже если им
высказывается нечто аналитическое, не
увеличивающее духовного содержания человека.
«Ж» всегда ожидает от «М» прояснения
своих темных представлений, ожидает истолкования
генид (где нужно высказать суждение, а
не повторять сентенцию), и это - лучшее
доказательство правильности взгляда,
что генида — свойство «Ж», а дифференцированное
внутреннее содержание — свойство «М».
Это и есть основная противоположность
полов. Расчлененность мысли в речи мужчины
ожидается женщиной, как третичный половой
признак, и действует на нее в таком смысле.
Многие девушки говорят, что могли бы полюбить
мужчину только более умного, чем они.
В качестве признака мужественности женщина
ощущает тот факт, что мужчина сильнее
ее в духовном отношении, и только такой
мужчина привлекает ее. Сама этого не сознавая,
женщина подает решающий голос против
всех теорий равенства полов.
"М» живет сознательно, «Ж» - бессознательно.
Слова наши относятся к крайним типам.
«Ж» получает свое сознание от «М». Половая
функция типичного мужчины по отношению
к типичной женщине - это превращать бессознательное
в сознательное.
Этим изложением мы придвинулись к проблеме
дарования. В настоящее время теоретический
спор о женщине сводится к одному: кто
именно -- мужчина или женщина - обладает
высшими духовными качествами? Обыкновенная
постановка вопроса не касается типов.
Здесь же была изложена теория типов, которая
не может остаться без влияния при выработке
требуемого ответа. И теперь остается
выяснить, в чем заключается связь между
поставленным вопросом и этой теорией.