Характер в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Краткое описание

Алексей Николаевич Леонтьев широко известен как признанный лидер советской психологии 40–70-х годов. Его заслуги перед отечественной наукой велики и разносторонни. В Московском университете он создал сначала отделение психологии на философском факультете, а затем и факультет психологии, который возглавлял в течение многих лет, был одним из руководителей Академии педагогических наук РСФСР и СССР, написал множество научных работ, в том числе несколько книг, каждая из которых была переведена на десятки иностранных языков, а одна из них, «Проблемы развития психики», через четыре года после выхода в свет была отмечена Ленинской премией. Почти все университетские психологи среднего и старшего поколения — его непосредственные ученики и сотрудники.

Содержимое работы - 1 файл

Теория личности А.docx

— 26.50 Кб (Скачать файл)

Теория  личности А.Н.Леонтьева

А. Н. ЛЕОНТЬЕВ – ЛИДЕР  СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 

      В начале своей работы хочу напомнить  некоторые фрагменты из автобиографии  А. Н. Леонтьева, а также его заслуги  и научные работы.

      Алексей Николаевич Леонтьев  широко известен как признанный лидер советской  психологии 40–70-х годов. Его заслуги  перед отечественной наукой велики и разносторонни. В Московском университете он создал сначала отделение психологии на философском факультете, а затем и факультет психологии, который возглавлял в течение многих лет, был одним из руководителей Академии педагогических наук РСФСР и СССР, написал множество научных работ, в том числе несколько книг, каждая из которых была переведена на десятки иностранных языков, а одна из них, «Проблемы развития психики», через четыре года после выхода в свет была отмечена Ленинской премией. Почти все университетские психологи среднего и старшего поколения — его непосредственные ученики и сотрудники.

      Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 года в семье служащего. После окончания реального училища  поступил на факультет общественных наук Московского университета, который  по официальной версии закончил в 1924 году. Однако, как о том пишут  сын А.А. Леонтьев и внук Д.А. Леонтьев в комментариях к его биографии, на самом деле окончить университет  ему не удалось, он был исключен. В университете Леонтьев слушал лекции самых разных ученых. Среди них  были философ и психолог Г.Г. Шпет, филолог П.С. Преображенский, историки М.Н. Покровский и Д.М. Петрушевский, историк социализма В.П. Волгин.

      Первоначально Леонтьева привлекала философия. Своим  обращением к психологии он обязан Г.И. Челпанову, по инициативе которого им были написаны первые научные работы — реферат «Учение Джемса об идеомоторных актах» (он сохранился) и несохранившаяся  работа о Спенсере. Самые первые публикации Леонтьева были в русле  исследований Лурия. Эти работы, посвященные аффектам, сопряженной моторной методике и др., были выполнены под руководством Лурия и в соавторстве с ним. 

      Весной 1934 года Выготский предпринял несколько шагов к тому, чтобы собрать всех своих учеников в одной лаборатории во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ). Сам Выготский уже не смог ее возглавить,  так как он умер в начале лета 1934 года и руководителем лаборатории стал Леонтьев. Но работал он там недолго, потому что лабораторию закрыли, а Леонтьева уволили. Докторская диссертация Леонтьева на тему «Развитие психики» была задумана им как грандиозный проект, было написано два объемистых тома. В 1940 году диссертация в двух томах была защищена. Первый ее том составляло теоретическое и экспериментальное исследование возникновения чувствительности, которое практически без изменений вошло во все издания книги «Проблемы развития психики», второй том был посвящен развитию психики в животном мире. Еще одна работа, которая относится примерно к этому же периоду (1938–1942), — это его «Методологические тетради», заметки для себя, которые в довольно полном виде вошли в книгу «Философия психологии». Очень многие вещи были впервые обнародованы спустя десятилетия либо не опубликованы вовсе. Например, первая публикация Леонтьева по проблемам личности относится к 1968 году. В законченном виде его взгляды на личность, образовавшие последнюю главу книги «Деятельность. Сознание. Личность», опубликованы в 1974 году. Но практически все, что вошло в эту главу, прописано и обосновано в «Методологических тетрадях» около 1940 года, то есть одновременно с выходом первых западных обобщающих монографий по проблеме личности К. Левина (1935), Г. Оллпорта (1937), Г. Мюррея (1938). В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности.

      В 1955 году начал выходить журнал «Вопросы психологии». В эти годы Леонтьев много публикуется, а в 1959 году выходят  первым изданием «Проблемы развития психики». С 1954 года началось восстановление международных связей советских  психологов. Впервые после длительного  перерыва в очередном Международном  психологическом конгрессе в  Монреале приняла участие довольно представительная делегация советских  психологов. В нее входили Леонтьев, Теплов, Запорожец, Асратян, Соколов и Костюк. Начиная с этого времени, Леонтьев много сил и времени уделяет международным связям. Кульминацией этой деятельности явился организованный им в 1966 году Международный психологический конгресс в Москве, президентом которого он был.

      Сегодня исторические работы пишутся уже  о нем (например, «Леонтьев и современная  психология», 1983; «Традиции и перспективы  деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева», 1999). Его труды по сей день систематически переиздаются за рубежом, а иногда даже и у нас.  

ЛИЧНОСТЬ КАК ОСОБАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

       «В обычном, житейском понимании,  — пишет А.Н.Леонтьев в «Методологических  тетрадях» (1994, с. 194), — это то, что управляет отдельными процессами  деятельности, поведения. Это —  «хозяин» процессов». Леонтьев подчеркивает, что речь идет об обыденном  понимании. На самом деле это  не так: личность — не особое  качество или взаимосвязь психических  процессов, она имеет иную природу:  «проблема личности есть проблема  единства, взаимосвязи отдельных  деятельностей» (Леонтьев, 1994, с. 194; выделено  нами – Д.Л.). Различие между  этими формулировками очень существенно.  Взаимосвязь психических процессов  – это то, что относится к  психической реальности. Тем самым  мы подводим личность под общую  категорию психики; личность оказывается  одной из структур психики.  А.Н.Леонтьев, напротив, принципиально  выводит понятие личности за  пределы понятия психики в  плоскость отношений с миром;  как он сформулировал позднее,  «проблема личности образует  новое психологическое измерение:  иное, чем измерение, в котором  ведутся исследования тех или  иных психических процессов» (Леонтьев, 1983, с.385). Это положение, идущее  от Выготского, коренным образом отличает подход А.Н.Леонтьева от взглядов А.Ф.Лазурского, С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно представлениям А.Н.Леонтьева, личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни» (1994, с.195).

      Леонтьев, таким образом, определяет личность как связь, иерархию деятельностей, а не психических процессов. «Индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии» (Леонтьев, 1994, с. 196). Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни! Личность есть результат  «кристаллизации» биографии. Это первый тезис А.Н.Леонтьева.

      Второй  тезис: личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения  к развитию психических процессов.

           Третий тезис – личность имеет  строение. С самого начала вводится  разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой  некое биологическое единство, связь  естественных органов и их  функций, то личность — небиологическое  единство. Она постепенно возникает,  формируется в ходе жизни, поэтому  есть строение индивида, и есть  независимое от него строение  личности. Фактически то-же общее представление, хоть и несколько другими словами, воспроизводится три с лишним десятилетия спустя в книге «Деятельность. Сознание. Личность.».  Анализ личности Леонтьев начинает с констатации важного тезиса о том, что личность есть не все в человеке. Есть и то, что к личности отношения не имеет, есть то, что имеет, но заранее это не известно. «Одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности» (Леонтьев, 1975, с.165). Наша задача, пишет А.Н.Леонтьев, «требует понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида». Все остальное — природное и социальное — есть предпосылки развития личности, из которых само развитие не выводимо. Личность впервые возникает, когда человек вступает в историю, и он становится личностью лишь как субъект общественных отношений.

           Положение А.Н.Леонтьева о личности  как «внутреннем моменте» деятельности  вызвало много критики, в которой  его упрекали за то, что он  якобы сводит личность к деятельности, лишая ее своей специфики. Однако  Леонтьев нигде не говорил,  что личность есть только момент  деятельности. Смысл этого тезиса  в том, что деятельность имеет  структуру «субъект—объект», она  не может осуществляться без  субъекта, который является личностью.  Деятельность конституируются мотивами, а мотивы связаны с личностью,  но не с индивидом. 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ И БИОГРАФИЯ.  

      Индивид – это связь естественных органов  и их функций, которая возникает  на основе дифференциации и одновременно интеграции живых схем. Это связь  естественных потребностей, определяющая естественную иерархию деятельности. Личность, напротив, есть «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» (Леонтьев, 1994, с. 196). Она  определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.

      В этом тезисе четко прослеживается преемственность  с линией Выготского. Согласно его воззрениям, наряду с натуральными, естественными функциями есть высшие человеческие функции. Они возникают при жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства в интраличностное пространство. Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.

        «Первоначально возникающая личность…,  — пишет Леонтьев, — еще не  индивидуальная личность. Люди при  первобытно-родовом обществе… не  оторвались еще… от пуповины  первобытного общества». Они образуют  некоторую единую цельность. Исторически  личность развивается как выделение  и автономизация индивидов из первичной совокупной личности. Изначально общность, социальная группа представляет собой единую личность, потом постепенно из нее выкристаллизовывается автономный индивид (см. Леонтьев Д.А., 1989). Следующий принципиальный тезис характеризует направление развития личности: «От «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения» к «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель» (Леонтьев, 1994, с. 198). Причинно-следственная структура оборачивается: сначала действия ради потребностей, затем потребности ради действий. А.Н.Леонтьев говорит о задатках как условиях и предпосылках развития личности, которые влияют на то, что стало, но не предопределяют это. Сами задатки меняются в течении жизни, на основе задатков формируются и способности, но создаются способности по-настоящему только в деятельности, а пока нет деятельности, они остаются задатками.

      Что же определяет личность человека, —  спрашивает себя А.Н.Леонтьев, — и  пишет: «не внутренние условия, взятые сами по себе, как и не внешние  условия, как и не просто совокупность тех и других. Личность является тем процессом, который «соединит» их между собой» (Леонтьев, 1994, с.200). И совсем кратко: «Личность определяется жизнью».

      Хорошо  известна метафора А.Н.Леонтьева о  двух рождениях личности. Личность «рождается дважды: первый раз —  когда у ребенка проявляется  в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз — когда возникает его сознательная личность». Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархизация и соподчинение действий, отсрочка удовлетворения. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование. Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался (Леонтьев Д.А., 2002).

        А.Н.Леонтьев вводит принципиально  важное представление о внутренней  работе личности. «На каждом повороте  жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии». Тем самым он делает существенный шаг вперед по сравнению с тем, что он писал в 1940 году. Личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние»  

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 

      В «Методологических тетрадях» есть и все то, что в 1970-е годы получило известность как концепция структуры  личности А.Н.Леонтьева, правда Леонтьев пока больше говорит не об иерархии мотивов, а об иерархии деятельностей. Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, характеризует, во-первых, «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его  жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности» (Леонтьев, 1994, с.201). Вторая характеристика — «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархизации, ее генетическая характеристика. Таким образом, вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания. Эта идея перекликается с теориями личности целого ряда авторов, таких как Г.Олпорт, С.Л.Рубинштейн, К.Левин, К.Г.Юнг. И третья характеристика – это тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности.

Информация о работе Характер в структуре личности