Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Характер трактуется в психологии далеко не однозначно. Характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
ВВЕДЕНИЕ.
ТИП ХАРАКТЕРА.
ОСНОВЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.
ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ.
ВЫВОД.
ЛИТЕРАТУРА.
Истероидный тип. Беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Поведенческие реакции "псевдосуициды", "суицидальном шантаже" "бегство в болезнь", разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и, наконец, жалобы. Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. Эмансипацияпроявляется: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. претензии на лидерство или на исключительное положение в группе, хорошее интуитивное чутьё, всегда "пускает пыль в глаза". Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.
Неустойчивый тип. Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. В поиске развлечений не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики. Эмансипация сопряжена с желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные– лишь источник средств для наслаждений. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять место лидера. Обычно они становятся орудиями в руках и более стеничных членов группы. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.
Конформный тип. Постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию. Свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. конформная личность – полностью продукт своей микросреды. Конформность сочетается с поразительной не критичностью, консерваторы по натуре. Они – неинициативны. Одной из самых тяжелых психических травм, для них – это когда привычная группа почему-либо их изгоняет. Лишенные собственной инициативы конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками. Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени. Самооценка характера конформных подростков может быть неплохой.
Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний.
1. Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
2. Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип следствие наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.
Место наименьшего сопротивления. Описание этих мест применительно к каждому типу – важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п. Ситуации тяжелые для гипертимов те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и т. п. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру.
Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом – значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.
Из
приведенных примеров видно, насколько
различны и. иногда даже качественно противоположны
«слабые звенья» разных типов характера,
как, впрочем, и их сильные стороны. Знание
этих слабых и сильных сторон совершенно
необходимо для осуществления индивидуального
подхода к человеку.
3. ОСНОВЫ И ФОРМИРОЫВАНИЕ ХАРАКТЕРА.
Генетическая и социальная основы характера. В научной литературе много фактов сходства характеров прослеженное в родословных линиях, связи с телесной конституцией, раннее появление и стабильность свойств аномальных характеров в течение жизни, в исследовании нормальных характеров с применением близнецового метода. Генетические и биологические основы характера часто вызывают критику. Упреки сводятся к двум пунктам: происходит биологизация личности и утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.
1. Биологические или генетические «основы» обсуждаются в отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в отношении темперамента. Именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «...стоит в корреляции со строением тела». В характер входят также «...экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции». Точка зрения Э. Кречмера практически ничем не отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым. Биологические свойства организма определяют темперамент, а последний составляет основу характера, то можно рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера, опосредствовануюю условиями жизни, т.е. биологические или генотипические предпосылки характера. Авторы типологий обращают большое внимание на свойства темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут служить эмоциональная теплота циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.).
2. Генетические предпосылки характера не означают утверждение его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь норма реакции, т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.
В
психиатрической литературе описаны
истинные (ядерные) психопатии, в происхождении
которых решающая роль отводится
неблагоприятной
Формирование характера. Каждый тип характера – это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность. С помощью специальной математической процедуры (факторного анализа) на большом числе испытуемых устанавливается, какие черты личности в среднем сильно коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие – слабо. Положительно коррелирующие черты – это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Человек обнаруживает любовь к комфорту, то он будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. А тревожности, как правило, у него не будет: любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Факторный анализ позволяет выделять какие «гроздья» черт, сочетаются между собой часто, а какие – редко или вовсе не встречаются в одном индивиде. Чтобы выявить причины, такого сочетания, нужен качественный анализ жизненных ситуаций и механизмов поведения.
1. Исходная чувствительность и истощаемость астеника постепенно приводят к наслоению целого комплекса дополнительных свойств. Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его деятельности, на фоне повышенной чувствительности тяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше. Сочетание низкой оценки себя и болезненного самолюбия порождают напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он начинает вести себя развязно и заносчиво.
2. Другой пример, касается аутизма шизоида. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида; он формируется и усиливается в процессе жизни. Шизоид время от времени пытается войти в эмоциональные контакты с окружающими, поделиться своими переживаниями. Однако ввиду парадоксальности его эмоциональной сферы (одновременно раздражительности и холодности) он не находит понимания. В результате он замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность», «чопорность» и «сухость» шизоида являются скорее вторичными свойствами — средствами, которые он «наработал», чтобы отдалиться от окружающих и тем самым защитить себя от эмоциональных травм.
3.
Еще один пример своеобразного «заколдованного
круга», в который попадает экстраверт.
Ему свойственна повышенная экспрессия
в выражении эмоций. Однако она обычно
дает обратный эффект: вызывает недоверие
окружающих по отношению к передаваемым
эмоциям и ослабление эмоциональных контактов.
Экстраверт реагирует на такое ослабление
еще большей экзальтацией поведения.