Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Характер трактуется в психологии далеко не однозначно. Характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
ВВЕДЕНИЕ.
ТИП ХАРАКТЕРА.
ОСНОВЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.
ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ.
ВЫВОД.
ЛИТЕРАТУРА.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Характер трактуется в психологии далеко не однозначно. Характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования.
Характер в узком смысле слова – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер его свойства, как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, предельно формальны, во втором они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Характеристика эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле). Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.
Истории известны великие люди с плохим характером. Однако это не помешало им стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же. Для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.
Суть
различий между характером и личностью
заключается в том что черты
характера отражают то, как действует
человек, а черты личности – то, ради
чего он действует. При этом очевидно,
что способы поведения и направленность
личности относительно независимы: применяя
одни и те же способы, можно добиваться
разных целей и, наоборот, устремляться
к одной и той же цели разными способами.
2. ТИП ХАРАКТЕРА.
Все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. На рисунке изображена интенсивность проявлений характеров: зона «нормальных» характеров, выраженных характеров (акцентуаций) и сильных отклонений характеров (психопатии). Первая и вторая зоны относятся к норме, третья – к патологии характера. Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Степени выраженности характера:
I – «средние»
характеры; II – акцентуированные характеры:
а – скрытые акцентуации; б – явные акцентуации;
III – психопатии. Н – норма, П –
патология.
Различение
между патологическими и
Три критерия психопатий Ганнушкина – Кербикова: 1) Характер патологический, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. 2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду, в любых обстоятельствах. Если человек дома один, а «на людях» другой, то он не психопат. 3) социальная дезадаптация – заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем их испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий.
Акцентуации – это крайние варианты нормальных характеров. Отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатий, и никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Он обостряется в подростковом возрасте, с повзрослением сглаживается. Второй признак также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления (или «слабого звена») характера.
Выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянна стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность – с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции.
Циклоидный тип. Типичные циклоиды в субдепрессивные фазы склонны к апатии и раздражительности, людское общество тяготит, компании избегаются, вялые домоседы. Плохой аппетит, нередко наблюдается сонливость, все приобретает пессимистическую окраску, неприятности и неудачи переживают крайне тяжело. Фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще. У циклоидов имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа.
Лабильные циклоиды во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче. "Плохие" дни отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. Нет эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин. Нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, наркотики) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях склонны в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.
Лабильный тип. Главная черта – крайняя изменчивость настроения, поводы перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и глубина. От настроения момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Способны на глубокие чувства, искреннюю привязанность, преданную дружбу, чутки ко знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость. Порицания, осуждения, выговоры, нотации способны вторгнуть в беспросветное уныние, неприятности, утраты, несчастья переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Эмансипации выражена умеренно. Самооценка отличается искренностью хорошо знают свой характер, они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит, предлагают принимать их такими, какие они есть. обнаруживают удивительно хорошую интуицию.
Астено-невротический тип. Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется в умственных занятиях, физические нагрузки переносятся лучше. Раздражительность отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов, сходна с аффективными вспышками лабильного типа. Раздражение, по ничтожному поводу, изливается на окружающих, случайно попавших под горячую руку, и легко сменяется раскаянием и даже слезами, аффект не отличается постепенным накипанием, ни силой, ни продолжительностью. внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и др. нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Самооценка обычно отражает их ипохондрические установки.
Сенситивный тип. С детства пугливость и боязливость, боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, производят впечатление замкнутости, теми, к кому привыкли, они достаточно общительны. Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком". Учатся обычно старательно, чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности. Реакция эмансипации выражена слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке относятся терпимо, охотно ей подчиняются, чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия спортом. Они разборчивы в выборе приятелей, очень привязчивы в дружбе. Ни к алкоголизации, ни к наркотикам, ни к делинквентному поведению не склонны. Самооценка отличается объективностью. Проблемное отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес. Слабым звеном является отношение к ним окружающих.
Психастенический тип. Требованиями к чувству ответственности представляют один из самых чувствительных ударов, условия "повышенной ответственности способствуют становлению психастении. Нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. Их место вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ. Самооценка завышена.
Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко.
Эпилептоидный тип. Склонность к дисфориям, аффективная взрывчатость, напряжение инстинктивной сферы, достигающее аномалии влечений, вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффекты очень сильны и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. Вегетативный аккомпанемент аффекта – в гневе лицо наливается кровью, выступает пот и т. д. Реакция эмансипации протекает очень тяжело, перед начальством готовы на угодничество, если ждут поддержки или выгод для себя. В группе хотят установить свои порядки, выгодные для них самих. Отдают дань азартным играм, любят музыку и пение. Самооценка носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности – крепкий сон и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и даже свою склонность к ревности. Они подмечают свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле.