Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:28, реферат
В своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский под этой самой доской подразумевает Евразию. Контроль над нею даёт возможность контролировать мир в целом, а без контроля над ней это невозможно.
В своей же работе «Выбор» Збигнев Бжезинский акцентирует внимание на так называемых Мировых Балканах, которые наиболее вероятно могут стать источником угрозы для национальной безопасности Соединённых Штатов, а также для их глобальной гегемонии.
1) Введение
2) Америка как таковая
3) США и Европа
4) США и Россия
5) США и Китай
Реферат
На
тему: Внешняя политика
США в работах
Збигнева Бжезинского
«Великая шахматная
доска», «Выбор».
Выполнил
студент КГУ 2-го курса
исторического факультета
специальности политология
Пичулист Станислав
Андреевич.
Содержание: 1)
Введение
2) Америка как
таковая
3) США и Европа
4) США и Россия
5) США и Китай
Введение:
В своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский под этой самой доской подразумевает Евразию. Контроль над нею даёт возможность контролировать мир в целом, а без контроля над ней это невозможно.
Испокон веков в мире лидировали Евразийские государства, но в конце XX века впервые в истории неевразийская держава стала самой могущественной державой в мире. Евразия, тем не менее, сохраняет своё значение, и поэтому для США важнее всего сохранять и усиливать своё влияние в Евразии. От того, сможет ли Америка предотвратить появление на международной арене доминирующей евразийской державы, зависит её способность в дальнейшем осуществлять своё мировое господство. Следовательно, американская внешняя политика должна использовать своё влияние в Евразии таким образом, чтобы создать стабильное равновесие на континенте.
Окончательная цель американской политики должна быть доброй и высокой: создать готовое к сотрудничеству мировое сообщество в соответствии с интересами человечества. В то же время жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и этим бросающий вызов Америке.
Поэтому автор формулирует всеобъемлющую и последовательную евразийскую геостратегию.
В своей же
работе «Выбор» Збигнев
Америка как таковая
Последнее десятилетие XX века было обличено тектоническими сдвигами в мировых делах. Впервые неевразийская держава стала самой могущественной в мире. Это нелёгкий труд, ведь с этим званием (должностью) Соединённые Штаты получили задание – формирование новой стратегии мирового господства.
С «холодной войной» закончилась миссия США как лидера «свободного мира», и теперь нужна им новая концепция миропорядка, где слово главы Государственного Департамента США имело силу истины в последней инстанции.
Отсюда следует, что в дополнение к развитию различных новейших сторон могущества (технологии, коммуникации, экономики) американская внешняя политика должна обеспечить полную безопасность американской гегемонии Соединённых Штатов. Создав стабильное равновесие на континенте, связующее по рукам и ногам главных конкурентов в гонке за глобальное господство, в разные периоды уже имевших опыт «вершителей судеб человечества». Это, прежде всего, Россия, Китай, Объединённая Европа, ведомая Германией и Францией.
Сталкивая и ослабляя противников до нужного уровня, как можно дольше следует продлить американское преобладание в Евразии и тем самым продлить американское господство в мире.
Но чтобы мир принял все, даже невыгодные для себя правила игры, США нужно создать привлекательный имидж страны, которая навязывает своим ПАРТНЁРАМ ту или иную политику, руководствуясь лишь высшей целью: создать действительно готовое к сотрудничеству мировое сообщество в соответствии с долговременными тенденциями и фундаментальными интересами человечества.
Уникальное положение Америки в мировой иерархии сегодня широко признано. Первоначальные удивления и даже гнев, с которыми была встречена открытая констатация главенствующей роли Америки, уступили место более сдержанным попыткам обуздать, ограничить, направить в иное русло или подвергнуть осмеянию её гегемонию.
Когда 11 сентября 2001 года Америка подверглась террористическим ударам, значительная часть планеты немедленно присоединилась к объявлению американцами войны против международного терроризма. Прозвучавшие во всех уголках мира заявления были не просто выражениями искреннего сочувствия, они стали ещё и своевременными заверениями в политической лояльности.
Современному миру может не нравиться американское превосходство: он может относиться к нему с недоверием и время от времени даже составлять направленные против него заговоры. Однако прямо оспаривать верховенство Америки в практическом ключе остальному миру не по силам. Предпринимались отдельные попытки сопротивления, но все они потерпели неудачу.
Злоупотребление
своим могуществом со стороны
Соединённых Штатов Америки
Вместе с тем в процессе глобализации, способствующей переплетению американского общества с остальным миром, национальная безопасность Америки оказывается всё менее отделимой от вопросов общего благополучия человечества. Укрепление глобальной безопасности является для Соединённых Штатов Америки принципиально важным компонентом их собственной национальной безопасности.
Чтобы
справиться с новым глобальным
беспорядком, Америка нуждается в более
изощрённой стратегии, чем требовалось
для ведения холодной войны, и в подходе
более многогранном, нежели развёрнутая
антитеррористическая кампания. Борьба
с терроризмом не может являться центральным
принципом американской политики безопасности.
Эта идея слишком узка по направленности,
слишком расплывчата в определении противника,
и она бессильна повлиять на фундаментальные
причины интенсивного политического брожения
как в Евразии в целом, так и на новых Мировых
Балканах, где Америка может незаметно
оказаться втянутой в столкновение с исламским
миром. Именно здесь несовпадение её курса
с политикой Европы рискует расколоть
даже Атлантический Союз. При совпадении
же двух этих перспектив под вопрос может
быть поставлена сама мировая гегемония
Америки.
США
и Европа
Америке остаётся рассчитывать лишь на одного подлинного партнёра – Европу, только которая, постепенно самоорганизующаяся в ЕС и интегрирующаяся в рамках НАТО, обладает надлежащим потенциалом в политической, военной и экономической сферах, чтобы совместно с Америкой взять на себя задачу вовлечения различных Европейских народов на гибкой основе в процесс укрепления региональной стабильности и постепенного раздвижения рамок трансъевразийского сотрудничества.
Сообща Америка и Европа располагают разносторонним опытом и большим спектром материальных преимуществ, которые позволяют им внести определяющий вклад в формирования политического будущего Мировых Балкан. Но сотрудничество с Европой у США не получится, если полагать, что оно должно сводиться к её следованию американским директивам. Война с терроризмом может быть первой вехой перехода к активному вмешательству в дела Мировых Балкан, но никак не может составлять его смысл.
Вместе
США и Европа составляют ядро
глобального пространства
На протяжении почти всего периода холодной войны Европа де-факто являлась американским протекторатом. К тому же она извлекает экономическую выгоду из стабилизирующей роли США в Евразии. Неудивительно, что среднему американцу Европа представляется нахлебницей. Но что, если Европа перестанет ею быть?
С возрождением
военной мощи она может
Политически
мощная Европа, способная конкурировать
с США на экономическом
Очевидно, что серьёзное соперничество между Америкой и Европой было бы пагубно для них обеих. Однако на настоящем этапе у европейцев нет мотивов и сплочённости, необходимых для создания мощной военной державы. А пока это так, стычки между Америкой и Европой вряд ли выльются в масштабное геополитическое состязание.
Европейцам же стоит аккуратнее изливать своё недовольство Америкой. Помимо традиционно присущих европейской элите претензий культурного характера, излюбленной темой для европейских критиков Америки является её усилившееся стремление действовать на международной арене без оглядки на союзников.
К этой
точке зрения добавилось ещё
одно убеждение: Америка
Это были
не единственные причины
Однако дальше этого претензии не идут. Европейцы понимают, что по-настоящему серьёзный разлад в атлантических отношениях был бы гибельным для новой Европы. Он не только повлёк бы возобновление внутриевропейских раздоров и возрождение угроз извне, но и создал бы опасность крушения всей сложившейся европейской архитектуры.
Пока ни мечты, ни кошмары обеих сторон не имеют больших шансов стать явью. Ни одна из них не станет удовлетворять все чаяния другой, но и худшие опасения каждого из партнёров едва ли оправдаются. В течение по меньшей мере десяти лет у Европы не будет достаточного политического единства и стимулов, чтобы пойти на финансовые жертвы, необходимые для превращения в военную державу глобального уровня.
Даже более
могучая в политическом и военном отношении
Европа будет высказывать в международных
делах сдержанность, продиктованную ограничениями,
которые вытекают из сложной природы её
континентального единства и нечёткости
её политического профиля. Лишённая миссионерского
пыла и самоуверенного фанатизма, будущая
Европа могла бы явить вдохновляющий пример
политики ответственного многостороннего
взаимодействия, в которой, в конечном
счёте, и нуждается человечество.
США
и Россия
Стоит вопрос: в какой мере на роль главного стратегического партнёра США в Евразии годится Россия? Нет сомнений, что она располагает средствами и опытом для этого. Хотя Россия уже не является в точном смысле частью региона Мировых Балкан – времена её господства в Центральной Азии миновали. Москва, тем не менее, оказывает большое влияние на примыкающие к южным российским границам страны и имеет тесные связи с Индией и Ираном.
В то
же время Россия с некоторых
пор видит в своих
И всё
же Россия в качестве