Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:18, курсовая работа
«В кибернетическую эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируется с помощью рекламы и идеологий (…). Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства». (Э. Фромм).
Необходимо появляться на работе каждый день хорошо одетым и причесанным и соблюдать в этом последовательность. Вот что пишет по этому поводу Филиппа Дэвис в книге «Создай себе имидж»: «Например, вы хорошо выглядите три или четыре дня подряд, а потом приходите на работу в неопрятном виде. Коллеги будут вправе сделать вывод, что вы можете так поступить и в других отношениях; возможно, они сочтут вас ненадежным человеком. Часто случается, что именно в тот день, когда вы не почистили ботинки или накануне отложили визит к парикмахеру, начальник вызовет вас к себе «для беседы» или придется обедать вместе с важным клиентом. Помните, что наши привычки по уходу за собой все время на виду. Мы часто уделяем много времени покупке наряда, который будем надевать раз в неделю, и забываем о том, что нужно ежедневно причесываться.
1.2 Психологический фактор формирования имиджа
Экстраверты и интроверты
На имидж влияет соотношение экстраверсии и интроверсии в личности. Не существует «чистых» экстравертов или интровертов. Личность большинства людей представляет собой смесь этих тенденций с доминированием одной из них.
Экстраверты обращены во внешнюю реальность. Им нравится быть в компании, помногу общаться с другими, они предпочитают созерцанию действие, стремятся нравиться окружающим и подлаживаются под них. Самоимидж экстраверта часто подразумевает высокую оценку его «знания людей».
У интровертов
сильна внутренняя реальность. Они
с большим удовольствием
Таким образом,
экстраверты в целом испытывают
более сильную потребность в
принадлежности и отождествлении с
другими, тогда как интроверты больше
стремятся отстаивать независимость.
Экстраверты часто легко
Экстраверт в своем стремлении стимулировать окружающих для того, чтобы добиться их реакции и достичь большей сопричастности, часто прибегает к следующим приемам:
- пользуется
выразительным, экспансивным
- носит одежду ярких цветов, вызывающую реакцию окружающих;
- принимает дружелюбный
вид с целью понравиться
- много говорит,
стремясь привлечь внимание
- помногу и
возбужденно говорит с целью
непрерывного стимулирования
- рассказывая о событиях, драматизирует их описание;
- заполняет свое
окружение массой
Интроверт предпочитает избегать стимулирования, занимаясь обдумыванием собственных идей. Он проявляет свое стремление к индивидуальности следующими способами:
- использует
сдержанный язык тела, не ищет
стимулирования со стороны
- носит одежду,
не вызывающую активной
- не видит
особой необходимости в
- говорит спокойно,
давая себе время на
- выражает тщательно продуманные взгляды и мнения, не стремится вызвать реакцию окружающих;
- интересуется больше идеями, нежели чувствами;
- равнодушен к окружающей обстановке, не смущается беспорядочностью рабочей среды, либо выбирает минималистскую обстановку, свободную от чрезмерного стимулирования извне.
Каждый человек создает собственный вариант реальности. Для того чтобы добиться успеха во взаимодействии с другими людьми (к чему, собственно, должен стремиться каждый руководитель), следует принимать к сведению, что реальности окружающих могут сильно отличаться от собственной. Если руководитель является экстравертом, он может попытаться углубить смысл своей «внутренней реальности», найдя время для спокойной, вдумчивой деятельности в одиночестве. Интроверт, напротив, может заняться совершенствованием навыков в знании людей - сосредоточиться на внешнем мире и стать сопричастным с другими людьми.
Темперамент
Одна из теорий темперамента связывает его типы с деятельностью центральной нервной системы. Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех видов высшей нервной деятельности:
- сильный, уравновешенный, подвижный;
- сильный, уравновешенный, инертный;
- сильный, неуравновешенный;
- слабый.
Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму флегматика, третьему - холерика, четвертому - меланхолика.
Ниже представлено описание различных темпераментов, как с бытовой, так и с сугубо научной точек зрения.
Каждый основной вид темперамента имеет индивидную и личностную направленность. Основной темперамент человека в течение жизни остается неизменным, но на его формирование могут оказывать влияние обстоятельства.
На схемах показаны
основные из возможных путей формирования
темперамента. Психологами доказано,
что для каждого темперамента
могут формироваться два
Сангвиник - человек
деятельный, веселый, адаптирующийся к
мгновенно изменяющейся обстановке.
Про таких иногда говорят: «Он
и в игольное ушко пролезет». Сангвиник
полон инициативы, постоянно работоспособен,
энергичен, но не любит однообразной
работы. Рутинную работу сангвинику поручать
не рекомендуется. Он быстро осваивает
новые требования и быстро входит
в контакт с незнакомыми
Холерик - человек
с непредсказуемыми эмоциональными
проявлениями, легко нарывается на
конфликт. Холерику нельзя выполнять
работы, которые требуют выдержки.
Ему не свойственны глубокое обдумывание
решения и основательное
Меланхолик - очень чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.
Флегматик - человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые впечатления реакция более медленная, чем у представителей других темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они смешаны, но проявляют определенную тенденцию.
Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. Человек может стать руководителем независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки.
Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия. Возможно, больше всего усилий должен прилагать представитель меланхолического темперамента. Однако именно такие люди редко стремятся, быть руководителями. Наиболее благоприятной базой для формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и его обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию имиджа.
Темперамент изменить
невозможно, но можно замаскировать
слабые и подчеркнуть сильные
стороны личности. В различных
видах деятельности одни и те же
стороны личности могут выступать
как в качестве сильных, так и
в качестве слабых. Важно правильно
выбрать профессию, область деятельности.
Большинство людей делает правильный
выбор интуитивно, руководствуясь природными
склонностями. Если эти склонности
недостаточно ярко выражены, и человек
испытывает затруднения при выборе
области деятельности, для него целесообразно
воспользоваться помощью
Генезис массового сознания
В осмыслении массовой
культуры первостепенное значение имеют
не столько эмпирические исследования,
сколько теоретическая традиция
– совокупность программных текстов,
анализ которых не сводится к пересказу
авторитетных мнений. Задача заключается
в том, чтобы выявить тенденцию
в анализе массовости и массового
поведения. Здесь обнаруживается последовательное
смещение познавательного интереса,
обусловленное практикой
При обращении к истокам интересно выявить не причины интереса к феномену массовости, а средства, которыми исследователи пытались обработать новый культурный опыт. Здесь и приоткрывается потаенное. Интерес Г.Тарда [1], Г.Лебона [2] и других к образованию толпы, выделение приоритетов в их описании и объяснении не случайны. Если использовать язык постмодерна, то можно сказать, что толпа выступает излишком, опасным добавлением к выработанной классикой парадигме понимания сущности человеческого поведения. Согласно классической парадигме, толпы просто не должно быть. Внимание сосредоточено на стирании индивидуального, интеллектуального в толпе, на непосредственности ее реакций. Примечателен анализ механизмов реакции – заражения, внушения, подражания. Истолкование этих механизмов проводится в позитивистском духе, который, в свою очередь, опирается на парадигму новоевропейского философствования. Это идея представления – результат воздействия вещей на способность восприятия. Это принцип страдания и удовольствия как основополагающие критерии отбора представлений и идея разума как средство правильной организации чувственности. В соответствии с идеями эпохи Просвещения основной социальной задачей, как и целью истории, считается правильная организация человеческой жизни посредством совершенствования разума. Поэтому венцом культуры считается свободный союз творческих индивидуальностей или связь посредством целей, поставленных разумом или “пропущенных” через него. Здесь лежат основания для деления общества на воспитателей и воспитуемых, а более широко – представление о человеке как объекте воздействия внешних раздражителей. Нетрудно заметить здесь истоки позднейших учений о центрах информационного господства и концепций манипуляции сознанием. В этой картине достаточно подвергнуть критике учение о прогрессе как законе истории или полагание любой мировой сущности, но сохранить принцип первичности чувственного опыта или идею представления, чтобы получить модификации, позволяющие интерпретировать феномен массовости. Ясно, что слепое влечение остается фундаментом, а разум – следствием его действия. Теперь легко осуществить переход к идее разума не в качестве условия правильной организации, а как контроля над слепой чувственностью, затем – как ее подавления, а позже – придания продуктам разума облика символов, маскирующих влечение. А так как на “схватывание” вещи в себе разум теперь не способен, то становится затруднительным различить гуманистическое и репрессивное в культурной норме и следует полагать увеличение вероятности сбоев в действии социальной структуры. Теперь понятно, почему первоначально масса осознается как толпа, а толпа понимается как прорыв иррационального, то есть чистого влечения. Нетрудно понять также причину этической оценки толпы и двойственность этой оценки. Внимание закономерно обращается к анализу источников раздражения (пресса, вожди).
Информация о работе Теория политического манипулирования в современной России