Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексный анализ системы рекрутирования политической элиты Казахстана.
Задачи исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- рассмотрение концепций политической элиты, конкретизация термина «политическая элита»;
- изучение существующих систем рекрутирования элит;
- выделение этапов развития политической элиты Казахстана;
- выявление способов формирования казахстанской политической элиты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы анализа политических элит в контексте проблем элитообразования
1.1 Возникновение понятия элита. Теории элит
1.2 Система рекрутирования элит

2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КАЗАХСТАНА
2.1 Этапы развития политической элиты Казахстана
2.2 Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Данный этап характеризуется приходом к власти бизнес-элиты, началом трений и конфронтации между старой номенклатурой и новой политической элитой. Нарушение баланса между элитными группировками привело к расколу политической элиты.

Таким образом, третий этап является переломным моментом в процессе формирования казахстанской политической элиты. Именно на данном этапе возникают первые острые разногласия между элитными группировками.

4 этап: 2003 - 2005 гг.

На четвертом этапе важное место занимают действия президента республики Назарбаева Н.А. направленные на восстановление внутреэлитного равновесия.

Для политической элиты данного этапа было характерно наличие двух ярко выраженных флангов. Один ориентирован на закрепление уже сложившихся традиций в формировании и функционировании истеблишмента. Представители этого фланга утверждают, что Казахстан добился несомненного успеха в экономическом развитии, следовательно, нет смысла осуществлять модернизацию политической системы. Другой фланг, не отрицая наличия прогресса, указывает на изъяны: существенную долю теневой экономики, неразвитость перерабатывающих отраслей, бедственное положение в социальной сфере.

Необходимо отметить, что руководство страны предпринимало меры по структуризации элиты. Так, были созданы Конгресс предпринимателей Казахстана, Республиканский союз работодателей, Форум предпринимателей Казахстана. Эти организации играли положительную роль, однако недостаточность полномочий не способствовала отстаиванию интересов бизнес-элиты.

Несколько лучше дела обстояли с консолидацией политической элиты. После серии экспериментов с проведением «круглых столов» и созданием общественно-политических объединений, по инициативе руководства страны было образовано так называемое Постоянно действующее Совещание (ПДС). Суть идеи - обсуждение ведущими политическими силами актуальных для страны законопроектов и внесение в них поправок [16. с. 278].

Таким образом, в преддверии президентских выборов, главная задача президента заключалась в восстановлении баланса сил внутри политической элиты. Президентом были созданы ряд организации, которые сыграли положительную роль в консолидации политической элиты.

5 этап: 2006 - 2010 гг.

Данный этап характеризуется наличием линии разлома после выборов не только между властью и оппозицией, но и внутри политической элиты.

Элита данного периода характеризовалась закрытостью и огромной дистанцированностью (экономической, политической, информационной и ментальной) от населения. Правящая элита не являлась монолитной, наоборот, она пребывала в состоянии перманентных противоречий, вследствие чего внутри нее образовывались разнообразные блоки на основе совпадающих интересов и текущей конъюнктуры. Основная борьба в среде элиты шла не за право распространить свои идеалы на государственное и общественное развитие, а за право распространить свое влияние на главу государства и остальные элитные группировки, и уже посредством этого – на государственное и общественное развитие.

Таким образом, в данных условиях гарантом стабильности внутри политической элиты являлся лишь президент страны.

6 этап: 2011 - 2012 гг.

Главное событие данного этапа связано с внеочередными выборами президента, которые состоялись 3 апреля 2011 г.

Ряд оппозиционных партий и политических деятелей в Казахстане призвали к бойкоту досрочных президентских выборов. Так, секретарь Коммунистической партии Казахстана Газиз Алдамжаров призвал всех своих сторонников не принимать участия в выборах, так как, по его мнению, «смысла в выборах нет». Незарегистрированная Народная партия «Алга!» создала комитет «Защитим Конституцию», который исполнял роль штаба по бойкоту досрочных президентских выборов. Комитет занимался пропагандой граждан за то, чтобы они не ходили на выборы и таким образом выразили свой протест, размещением в Интернете видеороликов с призывами к бойкоту.

Однако, не смотря на это выборы состоялись. 5 апреля ЦИК РК объявила окончательные итоги выборов, согласно которым действующий президент Нурсултан Назарбаев набрал 95,55 % голосов избирателей.

Как считают многие политические деятели, не последнее место занимает роль оппозиции в событиях в Жанаозене 16 декабря 2011 г.  Так советник президента Назарбаева Ермухамед Ертысбаев не исключает, что «беспорядки в Жанаозене были тщательно продуманы оппозицией» [17]. Алексей Власов, аналитик из Москвы, считает, что конфликт в Мангистауской области существовал давно, однако ничто не предвещало его переход к резким формам протеста. Ситуацию использовали оппоненты власти, пытающиеся манипулировать протестными настроениями. «За этим стоят попытки дискредитировать власть, возможно, намеренно пролить кровь» [18], — указывает эксперт.

Эту точку зрения разделяет директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов. Он считает, «что волнения спровоцированы извне радикальными оппонентами президента Назарбаева. Тот факт, что это произошло в день празднования 20-летия независимости Казахстана, весьма показателен. Цель этой очевидной провокации – если не дестабилизировать ситуацию в стране целом, то хотя бы подвергнуть сомнению стабильность Казахстана» [18].

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что «нефтяники Жанаозена оказались разменной картой в руках противников власти, инструментом для расшатывания стабильности». По его мнению, «методы погромщиков характерны для любой тщательно продуманной провокации, ориентированной на внешнюю медиаподдержку» [17].

Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о причастности оппозиции к событиям 16 декабря.

Следующим важным событием данного этапа стали выборы в парламент 15 января 2012 г. По результатам выборов в Казахстане в мажилис прошли три партии - правящая «Нур Отан» (80,74%,), проправительственная партия «Ак Жол» (7,46%,) и «Коммунистическая народная партия Казахстана» (7,2%) [19].

Миссии СНГ и ШОС положительно оценили и подготовку к выборам, и ход голосования. Они заявили что, выборы были открытыми, прозрачными, конкурентными и обеспечили свободное волеизъявление гражданам страны. Глава миссии наблюдателей СНГ, первый заместитель исполнительного секретаря СНГ Владимир Гаркун заявил, что «миссия в ходе наблюдения не зафиксировала нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результаты выборов» [20]. Однако оппозиция в лице Общенациональной социал-демократической партии Казахстана (ОСДП) объявила выборы нелегитимными.

Таким образом, сегодня четко прослеживается раздробленности и разобщенности казахстанской элиты. У нее отсутствуют общие цели и интересы, она распадается на кланы, сформированные по региональному или отраслевому признаку. Объединяет только фигура «лидера нации», т.е. президента республики Нурсултана Назарбаева которому доверено право формулировать цели национального развития и поддерживать баланс сил между группировками.

 

 

 

 


2.2. Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту

 

Характер деятельности любой политической элиты напрямую зависит от системы ее рекрутирования. Следует отметить, что современным странам присущи различные системы рекрутирования политической элиты, которые определяют конкретные механизмы и каналы элитообразования. Механизмы рекрутирования политической элиты - это принципы выдвижения в ее состав новых представителей. Такими принципами, в зависимости от политической системы, типа политического режима, могут быть наследование, кровное родство, владение собственностью, профессиональная компетентность, образование, партийная принадлежность, личная преданность, выслуга лет и т. д. Каналы рекрутирования - это институциональные пути продвижения вверх в политической иерархии. К числу основных каналов рекрутирования элиты относят следующие: государственный аппарат, политические партии, армию, религиозные организации, органы местного самоуправления, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политической культуры, политического режима [5,  с. 100 - 101]. Таким образом, именно система рекрутирования элиты непосредственно определяет качественный состав и особенности деятельности ее представителей. Механизмы и каналы рекрутирования элиты не существуют статично, они подвержены изменениям и динамике.

Кроме того, исследования таких ученых как П. Блау и М. Крозье показали, что в процессе элитообразования большую роль играют и неофициальные отношения между представителями политической элиты. Следовательно в процессе рекрутирования элиты может быть доминирование нелегитимных, неформальных механизмов элитообразования [21, с. 156]. В этом случае ключевыми принципами формирования и функционирования элиты становятся неофициальные, персональные связи и отношения. Подобная ситуация может привести к серьезному разрыву между публичной системой отбора политической элиты и действительным способом формирования власти. В результате вместо политических взаимоотношений «правящая элита - оппозиция» складываются формы межкомандной, межкорпоративной конкуренции, когда место политических партий, других политических посредников занимают группировки и кланы, которые в качестве механизмов взаимодействия используют принципы этнической солидарности, земляческие и родственные связи. Подобная ситуация серьезно деформирует элитообразование и не позволяет правящей элите эффективно решать стоящие перед обществом проблемы.

В Казахстане главным источником кадров для формирования политических элит стала советская номенклатура. Данные по динамике социального состава правящей элиты Казахстана в 90-е гг. показывают, что формирование новых политических элит шло под контролем номенклатуры и почти 70 % представителей новых элит в стране до этого входили в состав советской номенклатуры.

Одни из главных способов рекрутирования в казахстанскую политическую элиту был закреплен еще в середине 90-х гг. в законе «О государственной службе» Республики Казахстан. Данный закон закрепил административный принцип формирования политической элиты. Таким образом, в Казахстане бюрократические элиты контролируют государственный аппарат и обладают наибольшим ресурсным потенциалом.

Постепенное преобразование партийной системы Казахстана в систему с доминирующей партией подтверждает ключевое положение именно бюрократической элиты в политической системе. В августе 2007 г. в Казахстане прошли внеочередные парламентские выборы, по результатам которых партия «Нур Отан», возглавляемая Н. Назарбаевым, набрала более 88 % голосов и стала единственной в составе Мажилиса 22, с. 383]. В январе 2012 г. по результатам выборов в Казахстане в Мажилис прошли три партии - «Нур Отан», «Ак Жол» и «Коммунистическая народная партия Казахстана». Однако подавляющее большинство голосов было отдано за партию «Нур Отан» - 80,74%  [20].

Таким образом, данная ситуация свидетельствует о том, что членство в «партии власти» становится необходимым условием подтверждения своего статуса и места как в политической, так и в административной элите страны.

Еще одной характерной чертой для формирования политической элиты Казахстана является сохранение неразделенности между бюрократической элитой и бизнес-элитой. Появление новых демократических институтов не привело к отделению власти от собственности. Изменился только формальный способ распоряжения собственностью, в рамках которого представители административных структур либо сами владеют экономическими ресурсами, либо контролируют собственников. Сращиванию власти и собственности в значительной мере способствовало номенклатурное происхождение бизнес-элиты. Казахстанский исследователь Р. Кадыржанов отмечает, что «бизнес-элита Казахстана зарождается в начале 90-х гг. ... когда в нее вливаются как представители номенклатуры (прежде всего те партийные функционеры, кто к августу 1991 г. и последовавшему за ним Указу Президента о роспуске компартии не успел перейти в органы исполнительной власти), так и уполномоченные номенклатурой на занятие бизнесом лица. В появлении бизнес-элиты и укреплении ее позиций решающую роль сыграли экономические привилегии: создание совместных предприятий, свободное обналичивание денег, льготные кредиты, операции с недвижимостью и множество других» [8, с. 60 ].

Таким образом, бюрократизация правящих элит, слияние власти и собственности приводят к господству неформальных механизмов рекрутирования элиты. Основными субъектами политической элиты Казахстана стали специфические неформальные социальные образования: «кланы», «команды», «клики», которые связаны отношениями личной зависимости, преданности. Клановые (жузовые) принципы формирования элиты проявляются когда руководитель создает свою команду, исходя из родоплеменной общности индивидов, где преобладают патрон-клиентелистские отношения, основанные на личной преданности и закрытости [24, с. 362]. С помощью многочисленных неформальных связей между данными закрытыми группами, теневого согласования позиций происходит перераспределение властных ресурсов, распределение должностей, избрание представительных органов власти.

По мнению российского политолога В. Пастухова, «клановость» — это «дополитическое состояние власти, которая еще не способна выразить общий (т.е. «публичный») интерес, которая не интегрирует внутри себя этот публичный интерес путем «перегонки» частных интересов посредством политических институтов» [25, с. 129]. Пример большинства постсоветских государств, в том числе и Казахстана, показывает, что «клановость», являясь основным принципом элитообразования, приводит к формированию моноцентричной, неконкурентной правящей элиты, в которой персонифицированные, неформальные отношения доминируют над институциональными. Однако нужно отметить, что подобная система формирования и функционирования элиты в переходных условиях может играть стабилизирующую роль, но одновременно с этим ведет к коррупции и деградации правовых механизмов формирования элиты.

Информация о работе Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту