Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:50, реферат
Начало столетия - «серебряный век» русской культуры. В это время Рос¬сия стала родоначальницей многих новых направлений в живописи, архитек¬туре, музыке; бурно развивались просвещение и наука, оригинальная фило¬софская мысль; осуществлялись весьма интенсивно социологические и по¬литологические разработки.
Введение………….…….…….…….…….………….…….…….…….………….3
1. Идейно-политические течения в России начала XX в……………………………..5
2. Идейно-политические течения первой русской эмиграции (20-50е г.XX в.)….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..17
РОССЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ФИЛИАЛ
ФГОУ ВПО СЗАГС
В Г.ТВЕРИ
Кафедра
гуманитарных и естественно-научных дисциплин
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Политология»
Тема:
«Политическая мысль
в России в начале
XX в. и периода первой
русской эмиграции»
Научный руководитель: к.н.ф. доцент
Дата сдачи:
Оценка:
ТВЕРЬ
2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………….…….…….…….…….………….
1. Идейно-политические течения в России начала XX в……………………………..5
2. Идейно-политические
течения первой русской
эмиграции (20-50е г.XX в.)….12
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..17
Введение
Хронологические рамки рассматриваемого периода (первая половина XX в.) включают в себя два этапа: 1) с начала столетия идо конца 1917 г.; 2) с 1918 г. до начала 50-х годов. В этот короткий исторический отрезок времени на Россию выпало так много мощных потрясений и испытаний, что для другой страны их с лихвой хватило бы на несколько столетий: неудачная русско-японская война, первая русская революция 1905 г., последовавшая определенная политическая либерализация, столыпинские реформы и небывалый экономический рост; участие в 1-ой мировой войне; Февральская революция 1917 г. и свержение монархии, либеральная демократизация и разгул сепаратизма; Октябрьская революция и Гражданская война; многомиллионная эмиграция; разруха и создание нового государственного и социально-экономического устройства общества; победа во II-ой мировой войне и превращение СССР во вторую «сверхдержаву» мира.
Начало столетия - «серебряный век» русской культуры. В это время Россия стала родоначальницей многих новых направлений в живописи, архитектуре, музыке; бурно развивались просвещение и наука, оригинальная философская мысль; осуществлялись весьма интенсивно социологические и политологические разработки.
Легализовавшаяся и активизировавшаяся с 1905 г. политическая деятельность как старых, так и многочисленных новых различных объединений, союзов и партий сопровождалась соответствующим идейно-политическим по-, иском и творчеством.
Критическое осмысление опыта первой русской революции, приводившее зачастую к соответствующим идеологическим инновациям, до 1917 г. все-таки в целом не выходило за пределы тех тенденций идейно-политического развития, которые определились еще в XIX в. Идеи самобытничества, отстаивавшиеся славянофилами и близкими им мыслителями, а также в определенном отношении и охранителями, были восприняты и развиты правым крылом политического спектра российских политических объединений и партий.
Западничество
выступало основой идеологии так
называемых «центристских» и «левых»
партий. Поскольку социально-политические
взгляды основных левых партий и движений
(меньшевиков, большевиков, официальная
идеология ВКП(б) и КПСС, анархистов) были
рассмотрены в теме, посвященной анализу
левого радикализма в XX столетии, то в
данной лекции внимание будет уделено
освещению идейно-политических установок
правых и центристских партий в досоветское
время, а в эмиграции - только новым оригинальным
идеологическим системам.
В российском идейно-политическом и партийном спектре начала века можно выделить три основных направления:
«Черносотенство»
как характерное, достаточно массовое
и влиятельное явление
Формальной датой появления на свет черносотенного движения считают 16 января 1901 г.а, когда был утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское собрание». Остальные многочисленные черносотенные организации и союзы стали возникать начиная с 1905 г. в качестве реакции на разраставшуюся в стране революцию. Наиболее крупные из них: Русская монархическая партия, Союз русских людей, Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела1. Отличительной чертой черносотенства была «всесословность». В нем с самого начала принимали прямое участие и родовитейшая аристократия и рабочие (на Путиловском заводе, например, более 1500 рабочих были членами Союза русского народа), и виднейшие деятели культуры, простые крестьяне, купцы и иерархи Православной церкви. Членами различных черносотенных организаций были: правнук декабриста князь М. Н. Волконский, князь Д. Н. Долгоруков, барон Г. Г. Розен, граф Н. Ф. Гейден, братья графы Павел и Петр Шереметевы, князь Д. П. Голицын, граф А. П. Игнатьев, А. А. Нарышкин, князь А. А. Ширинский-Шихматов, сын автора знаменитых «Писем из деревни» Н. А. Энгельгардт, филологи - академики К. Я. Грот и А. И. Соболевский, историк - академик Н. П. Лихачев, византист - академик Н. П. Кондаков, ботаник - академик В. Л. Комаров, медик проф. С. С. Боткин, историк Д. И. Иловайский, Д. И. Менделеев, создатель оркестра народных инструментов В. В. Андреев, живописцы К. Маковский и Н. Рерих, издатели И. Д. Сытин и А. С. Суворин и многие другие. Деятельными участниками движения были многие известные церковные иерархи: митрополит Антоний (Хра-повицкий), будущий патриарх Тихон, протоиереи И. Кронштадтский и И.
Восторгов и др. Черносотенная
идеология «являлась
Идеологическая направленность черносотенства выражалась прежде всего в бескомпромиссном отстаивании традиционного триединого принципа -«православие, самодержавие, народность» (т. е. самобытные отношения и формы русской жизни). Во имя этой триады они вели непримиримую войну с революцией в России, нередко подвергая резкой критике государственных чиновников, правительство за приспособленчество к революционным, или хотя бы к сугубо либеральным тенденциям. Сами черносотенцы провозглашали себя наследниками славянофилов и охранителей XIX в., что сказывалось на многих их доктринальных установках.
Прежде всего они отстаивали тезис о самобытном пути развития России: «...русский народ есть единственный в мире безусловно самобытный», и «...после тысячелетнего существования, когда он сложился в самую большую Империю в мире...», России не «...нужно учиться и брать пример с какой-нибудь Польши или Финляндии, не сумевших отстоять своей самостоятельности, или с Англии и Франции, доказавших свою несостоятельность в борьбе с незначительными народностями...»3. Противопоставляя Россию Западу, они критиковали его за бездуховность, разобщенность людей, индивидуальный эгоизм и господство материального интереса.
Неотъемлемым атрибутом самобытности является исконно русское царское самодержавие. «Самодержавие, как основное начало русской государственности, сложилось в течение тысячелетнего существования русского народа, ...оно глубоко укоренено в сердце каждого русского..."4. «Можно быть республиканцем, но исторические факты обязательны и для республиканцев. История не знает республиканской России, а знает лишь Россию-Монархию, и тем, кому Россия монархическая ненавистна, им ненавистна вообще Россия, ...живая, ...им люба Россия воображаемая, Россия мнимая». Черносотенцы были убеждены, «что, если в России не будет Монархии, то не будет и самой России»5.
Отстаивание традиционного унитарного государственного устройства страны, сохранения ее единства и неделимости («Никакие попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом, не должны быть допускаемы: Россия едина и неделима»6), подчинения интересов всех населяющих империю народов интересам государства сочеталось у черносотенцев с установками на развитие широкого местного самоуправления и инициативы при использовании традиционных для России форм - земства и др7.
В сфере межнациональных отношений провозглашалось, что «племенные вопросы должны разрешаться сообразно степени готовности отдельной народности служить России и русскому народу в достижении общегосударственных задач»', отстаивалось положение о первенствующей роли русской нации (как державной, государствообразующей) и государственного русского языка. Вместе с тем черносотенцы не были расистами. Термин «русский народ» толковался ими весьма расширительно. Принадлежность к господствующей нации (совсем в духе М. Н. Каткова) определялась не столько этническим происхождением или даже религией, сколько степенью преданности престолу и России, а список «истинно русских» вождей пестрил немецкими, молдавскими, греческими, грузинскими, татарскими и т. п. фамилиями8. В то же время черносотенцы делили все нации на «дружественные» и «враждебные». Были распространены среди части правых и антисемитские настроения. Но необходимо учитывать, что в числе видных правых деятелей были и лица еврейской национальности - основатель Русской монархической партии В. А. Грингмут, известный публицист Г. В. Буши де Кацман, известный общественный деятель Б. А. Пеликан, проф. И. С. Продан, редактор газеты «Россия» И. Я. Гурлянд и др. ((что позволяет некоторым исследователям утверждать, что «...факт остается фактом: евреи... играли исключительно существенную роль в «черносотенном» движении»).
Для большинства программ ведущих правых партий было характерно стремление к усилению роли государства в экономике, социальной и иных сферах. Предполагалась активная поддержка сельского хозяйства, гарантировавшая его экономическую стабильность, в частности, передача части казенных земель крестьянам, поддержка столыпинской аграрной реформы (с заявлениями правомонархистов дубровинского толка, направленными против форсированного разрушения общины, как определенного гаранта стабильного положения и основы национальной самобытности). В промышленности - поддержка среднего, мелкого и кустарного производства и критическое отношение к синдикатам, трестам и капиталистическим монополиям. Ставилась задача ликвидации неравноправных экономических отношений с другими странами, устранения зависимости России от иностранных рынков и международного кредита, активного протекционизма в земледелии и промышленности и необходимости»... содействовать производительному труду русских предпринимателей во всех его отраслях».
Во внешней политике черносотенцы проявляли сдержанность по отношению к экспансионистским планам и «вплоть до первой мировой войны они настаивали на оборонительной тактике». Не были им свойственны и панславистские устремления (в данном отношении они были последователями не столько славянофилов и Н. Я. Данилевского, сколько К. Н. Леонтьева).
Информация о работе Политическая мысль в России в начале XX в. и периода первой русской эмиграции