Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:37, реферат
В данной работе я попытался разобрать тему "Возникновение человека" и подробнее рассказать о подходе к этому вопросу Кириллом Юрьевичем Еськовым в книге "История земли и жизни на ней: от хаоса до человека". Для начала хотелось бы немного сказать про К.Ю.Еськова и про его труды.
Введение ............................................................................................................... 3
1 Современные антропологические концепции
происхождения и эволюции человека 5
2 Загадка антропосоциогенеза и возникновение
человеческого сообщества 14
2.1 Что такое человек. Загадка антропосоциогенеза 14
2.2 Деятельная сущность человека. Исходное отношение к миру 16
2.3 Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность человека 18
2.4 Человеческое сообщество, его отличительные признаки 20
3 Теория К.Ю.Еськова по вопросу возникновения человека ........................ 23
Заключение ........................................................................................................ 27
Список используемой литературы ..
Однако
даже высшие животные не поднимаются
до вербально-понятийного
2.3. Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность человека
Человека от животного отличает материальное производство как творчество, в котором воплощены его физические и духовные способности. Оно характеризует осмысленную работу. Производство — не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления: жилищ, одежды, утвари, украшений. Существенно меняются старые и возникают новые виды деятельности. Эта деятельность немыслима вне общества, ни один отдельно взятый человек не может ею заниматься. Постепенно складывается первобытный коллектив с уравнительным распределением. Добытая пища —собственность общины. Появляются нормы, правила поведения, обязывающие делиться добытым. Утверждение общей собственности на пищу требовало ликвидации системы доминирования, имеющей место у животных в сфере распределения, а тем самым и доминирования вообще. Обеспечить сплоченность объединения должна была теперь новая сила—возникающая мораль (прамораль), имевшая своей основой формирующиеся отношения собственности. Появляются коммуналистические отношения. Их становление сопровождается появлением первых захоронений, преднамеренных погребений. Возникают представления о душе. Забота о мертвых не могла появиться без заботы о живых. Мертвых боялись. Этим объяснялись могильные ямы, засыпание трупов землей и т. п. Интересна раскопка в местечке Шанидар (Ирак, 60 — 44 тыс. лет), где найдены останки взрослого мужчины-калеки в возрасте 40 — 60 лет. По-видимому, можно предположить, что к тому времени начали складываться сугубо человеческие отношения, проявляющиеся в заботе о слабых. Опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не подпускают их к пище, совершенно не заботятся о них, забивают.
Регулирование брачных отношений становится необходимостью в процессе воспроизводства людей. Утверждение коммуналистических отношений означало установление контроля над пищевым инстинктом. Но кроме него важным индивидуалистическим инстинктом был половой. В стаде предлюдей отношения полов регулировались системой доминирования. Доминирующие самцы имели доступ к самкам. С переходом к праобществу возник новый механизм регулирования, появились запреты—табу, например, запрет половых отношений внутри рода. Нарушителей карали смертной казнью. По-видимому, запреты были связаны с тем, что конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, расстраивали хозяйственную жизнь праобщин, мешали ее сплоченности. Вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты.
От эндогамии (половые связи внутри рода) примитивная община переходит к агамии (исключения близкородственных брачных контактов)- и экзогамии (межродовые связи). Что послужило поводом к установлению агамии и эндогамии, неясно. Возможно, как было отмечено, стремление избежать внутриродовых конфликтов. Возможно, по гипотезе, выдвинутой современными генетиками, мощные мутации под воздействием радиации в зонах обитания ирапредков. Дело в том, что эндогамная группа с относительно ограниченным тенофондом наиболее восприимчива к мутагенным факторам, ведущим к самым пагубным последствиям.
Внутристадийный мир мог быть достигнут лишь в процессе осознания рода в качестве некоторого единого образования. Важную роль здесь сыграло такое явление, как тотемизм. Тотем мыслился как мифический прародитель группы. Чаще всего это было какое-то животное. Внутри общины мифический тотемный прародитель стал олицетворением ничейности самок. Постепенно упорядочивались брачные отношения между родами, приобретая строгую социальную регламентацию. Род — это уже не биологическая, а «протосоциальная» реальность. Только люди знают и классифицируют родственные связи.
2.4. Человеческое сообщество, его отличительные признаки.
Нравственно-социальные запреты касаются всех членов общины — на слабых, и сильных. Они принципиально несводимы к инстинкту самосохранения и имеют характер обязательств, нарушение которых влечет за собой наказание. Наряду с запретом на кровосмесительство возникает абсолютный запрет на убийство соплеменника, а также требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической приспособленности к жизни. С осознанием «права на жизнь» в ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Причисление себя к роду, признание себя родовым (общественным) существом вело и к осознанию себя, своего Я.
Таким образом, человеческое сообщество в отличие от животного характеризуется рядом признаков:
1) умение изготовлять орудия труда с помощью других орудий и использовать их в целях производства;
2) наличие потребностей, чувственного восприятия, умственных навыков, развивающихся исторически;
3) формирование навыков, осуществляемых только в обществе;
4) жизнедеятельность носит не биологически запрограммированный характер, а сознательно-волевой, социально обусловленный;
5) каждый отдельный индивид рода homo sapiens должен пройти этап «социализации» для утверждения своего права принадлежать к общности и т. п.
Тем не менее, человек — существо не только социальное, но и биологическое, природное, ему присущи все биологические закономерности, однако они носят «очеловеченный» характер. Это предполагает выявление конкретно-исторических детерминант его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека.
Бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в особенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме человечества. Биологическое и социальное в человеке реализуется через культуру. Человек творит культуру, но и сам творим ею, ибо в фило- и онтогенезе связь с социумом осуществляется посредством культуры — этого «механизма» социального наследования, дополняющего у человека наследование биологическое. Эта истинно диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной системой из всех существующих в мире.
Человек
— системное целое, т. е. такое, в котором
взаимодействие и взаимовлияние природы,
общества и культуры рождает новые качества.
Поэтому мы сталкиваемся с огромным «разбросом»
индивидуальностей даже в одних и тех
же социальных условиях. Отсюда — проблема
уникальности человеческого существования
и конкретного человеческого бытия, признание
высокой ценности его неповторимости
и незаменимости. Сегодня решительно должна
быть преодолена парадигма ничтожности
бытия отдельного человека, ясности и
простоты его жизни и сознания. Всякая
научно обоснованная программа развития
общества должна базироваться на реалистической
модели человека, учитывающей, что сознательное,
разумное в нем не исключает самопротиворечивости
человеческих поступков, непредсказуемости,
иррациональности его действий.
3 Теория К.Ю.Еськова по вопросу возникновения человека .
Согласно современным взглядам, человек (как биологический вид) возник именно в травяном биоме: наши обезьяньи предки входили в состав гиппарионовой фауны. Первые гоминиды появились в конце миоцена (5-6 млн лет назад) на территории Восточной Африки. В прежние годы полагали, что гоминиды обособились среди прочих человекообразных обезьян много раньше, в среднем миоцене (12-15 млн лет назад), и не в Африке, а в Азии (тогда среди прямых предков человека числили индийского рамапитека). Сейчас, однако, полагают, что многие крупные миоценовые приматы (азиатские рамапитек и сивапитек, африканский кениапитек, южноевропейский оранопитек) приобрели «человеческие черты» строения параллеоьно с гоминидами. Палеоантрополог Р. Фоули (1990) пишет: «Рамапитек, после того как ему было отказано в принадлежности к гоминидам, пополнил ряды избранного общества несостоявшихся предков человека, каждый из членов которого обладал, как поначалу полагали, какой-нибудь уникальной чертой гоминид»; очевидно, мы в очередной раз имем дело с процессом, который – по аналогии – можно назвать гоминизацией приматов.
Первые
гоминиды – австралопитеки – были
небольшими прямоходящими существами
(весом 25-50 кг); самцы их были почти
вдвое крупнее самок – этот
резкий половой диморфизм наводит
на мысль о том, что они, подобно
многим современным приматам, передвигались
стаями, не образуя постоянных семей.
Около 2,5-3 млн лет назад среди
австралопитеков обособились
Итак, человек появился в плиоценовой африканской саванне с ее сухим жарким климатом и с изобилием как копытных и хоботных, так и питающихся ими крупных хищников. От обезьян (и от прочих животных) человека отличает кожа, практически лишенная волосяного покрова, но снабженная огромным количеством потовых желез. Уровень потоотделения у человека во много раз превосходит все, что известно в животном мире, и служит чрезвычайно эффективным механизмом теплосброса (за что, правда, приходится платить жесткой связью с источниками воды). По мнению Р. Фоули (1990), именно этот терморегуляторный механизм плюс прямохождение (вертикально стоящий человек получает на треть меньше энергии от солнечных лучей, чем четвероногое животное) позволили первым людям занять в сообществе саванны совершенно уникальную экологическую нишу «полуденного хищника», выйдя из-под безнадежной конкуренции с крупными кошками, которые активны в сумерках, а днем спят.
Первые
люди были, судя по всему, не столько
охотниками, сколько падалеядами, вроде
гиен. Впервые появившиеся каменные
орудия были наиболее полезны именно
для разделки туш очень крупных
толстокожих млекопитающих. «Такие
звери, обычно неуязвимые для хищников,
часто лежат нетронутыми
Одна
из форм внутривидовой кооперации,
отличающей человека от прочих животных
(включая приматов) – способность
делиться пищей; ее считают одной
из фундаментальных черт человеческого
общества, возникшей (по археологическим
данным) уже у плиоценовых гоминид.
Видимо, это есть результат разделения
труда: вследствие полового диморфизма
самцы и самки порознь
Другая (в некотором смысле зеркальная) черта, отличающая гоминид – категорическая неспособность ужиться со своей «дальней родней»: виды рода Homo сугубо аллопатричны, т.е. не сосуществуют сколь-нибудь продолжительное время. В раннем плейстоцене (1,6 млн. лет назад) на смену «человеку умелому» пришел «человек прямоходящий» – Homo erectus, которого прежде называли питекантропом; именно в это время полностью вымирают австралопитеки. Примерно 1,2-1,0 млн лет назад «человек прямоходящий» вышел за пределы Африки и заселил южную Азию и Европу, а 0,4 млн лет назад исчез, освободив место для «человека разумного» – Homo sapiens. Термином «архаичные» Homo sapiens обозначают людей, живших в интервале 300-40 тыс лет назад; наиболее известны из них европейские неандертальцы (возраст 70-30 тыс лет) – низкорослые, массивного сложения, с выступающей челюстью, но с мозгом даже более объемистым, чем у современного человека. Homo sapiens современного типа (кроманьонец) появился около 100 тыс лет назад – и опять в Восточной Африке; он заселил Европу 30-40 тыс лет назад и вытеснил неандертальца (злые языки бестактно уточняют – «съел»), практически не смешиваясь с ним.