Учение о душе и сознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:36, реферат

Краткое описание

Как можно объяснить данные свидетельства людей? Доказывают ли эти факты, что существует бессмертная душа?
Опыт смерти в книге «Раймонд Моуди Жизнь после жизни». За последние несколько лет я встретился с большим количеством людей, которые претерпели то, что я буду называть «предсмертным опытом»… Обратимся к рассмотрению тех событий, которые, насколько мне удалось установить, могут происходить, когда человек умирает.

Содержимое работы - 1 файл

УЧЕНИЕ О ДУШЕ И СОЗНАНИИ.docx

— 53.88 Кб (Скачать файл)

   УЧЕНИЕ  О ДУШЕ И СОЗНАНИИ

 

   №1. Как можно объяснить  данные свидетельства  людей? Доказывают ли эти факты, что  существует бессмертная  душа?

   Опыт  смерти  в книге  «Раймонд Моуди Жизнь после жизни». За последние несколько лет я встретился с большим количеством людей, которые претерпели то, что я буду называть «предсмертным опытом»… Обратимся к рассмотрению тех событий, которые, насколько мне удалось установить, могут происходить, когда человек умирает.

   Невыразимость. Многие подчеркивают это. «Просто нет слов, чтобы выразить то, что я хочу сказать» или «Да, конечно, наш мир тот совершенно определенно, в котором мы живем сейчас, - трехмерный, но мир иной не трехмерен. И именно поэтому так трудно рассказать вам об этом».

   Способность слышать происходящее.  Молодой человек, которого сочли мертвым после автомобильной катастрофы, рассказывает: «Я слышал, как одна женщина, находившаяся там, говорила: «Он мертв», и кто-то еще ответил: «Да, он мертв».

   Ощущение  мира и покоя. Женщина, которую вернули к жизни после сердечного приступа отмечает: «Я начала испытывать совершенно необычные ощущения. Я не чувствовала ничего, кроме мира, облегчения, именно покоя. Я обнаружила, что все мои тревоги исчезли, и я подумала про себя: «Как покойно и хорошо и нет никакой боли».

   Шум. Во многих сообщениях упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях в момент смерти или перед этим. Иногда они крайне неприятны. Вот описание, данное человеком, который 20 минут был «мертв» во время полостной операции. «Очень неприятный жужжащий звук, шедший изнутри моей головы, он очень раздражал  меня…Я никогда не забуду этого шума».

   Темный  тоннель. Часто, одновременно с шумовым эффектом, у людей возникает ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то темное пространство. Это пространство описывается по-разному. Женщина, болевшая перитонитом сообщила: «Медсестра сделала мне укол, чтобы облегчить мою смерть. Предметы в больничной палате стали все больше и больше отдаляться от меня. Когда они исчезли, я вошла вперед головой в узкий и очень, очень темный коридор. Казалось,  он был как раз по мне. Я начала скользить вниз, вниз, вниз». Еще один человек, находившийся на грани смерти, воспользовался другим сравнением, основанным на его религиозных представлениях. Он говорит: «Внезапно я очутился в очень темной, очень глубокой долине. Было похоже, что там была тропа, можно сказать, дорога, и я шел по этой тропе… Позднее, когда я выздоровел, у меня возникла мысль, что имеется в виду в Библии под выражением «долина тени смертной», потому что я был там».

   Вне тела.  Умирающий бывает изумлен после того, как пройдет темный тоннель, потому что в этот момент он обнаруживает, что смотрит на свое  физическое тело извне, будто он посторонний наблюдатель, «третье лицо», потому что видит людей и события, происходящими как бы на сцене или в кино. У меня прекратилось дыхание и перестало биться сердце… Я сразу услыхала, что сестры что-то закричали. И в этот момент я почувствовала, что я отделилась от своего тела, проскользнула между матрацем и перилами с одной стороны кровати – в действительности было даже похоже, что я прошла сквозь перила – вниз, на пол. Затем я стала подниматься вверх…Мой врач как раз в это время делал обход, и сестры позвали его, и я видела также, как он входил. Я подумала: «Интересно, что он здесь делает?» Я переместилась за осветитель, и там остановилась, паря под самым потолком и глядя вниз. Мне казалось, что я листок бумаги, взлетевший к потолку от чьего-то дуновения. Я видела как меня старались врачи вернуть к жизни. Мое тело было распростерто на кровати прямо перед моим взором, и все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестер воскликнула: «О боже! Она скончалась!», в то время как друга склонилась надо мной и делала мне искусственное дыхание в рот в рот. Я смотрела на ее затылок в то время, как она это делала. Я никогда не забуду, как выглядели ее волосы, они были коротко пострижены… я смотрела, как они массируют мне грудь, трут мои руки и ноги, и думала: «Почему они волнуются? Ведь мне сейчас очень хорошо».

   Встреча с другими. Несколько человек рассказали мне, что в тот момент, когда они умирали…они начинали осознавать близкое присутствие других духовных существ. Эти существа. очевидно, присутствовали рядом с ними с тем, чтобы помочь совершить умирающим переход в новое состояние. В двух случаях их присутствие имело цель сообщить умирающему, что время его смерти еще не наступило и что он должен вернуться в свое физическое тело... Одному человеку такой дух сказал: «Я должен помочь тебе пройти эту стадию твоего бытия, но сейчас я собираюсь вернуть тебя обратно к другим».

   Светящееся  существо. Наиболее невероятным и в то же время наиболее обычным элементом во всех изученных мною случаях и вместе с тем оказывавшим наиболее глубокое впечатление на людей, была встреча с очень ярким светом… люди, неверующие и прежде далекие от религиозной жизни, просто говорили, что видели «светящееся существо»… Светящееся существо почти тотчас же передает некоторую определенную мысль…Обычно люди, с которыми я говорил, пытаются сформулировать эту мысль в форме вопроса. Я слышал такие варианты его интерпретации, например: «Готов ли к смерти?», «Готов ли ты умереть?», «Что ты сделал в этой жизни, что можешь показать мне?», «Что доброго и хорошего сделано в твоей жизни?» Сначала, когда возник свет, я не совсем понимал, что происходит. Но потом он спросил меня, как бы задал мне вопрос: «Готов ли ты умереть?»…Теперь я думаю, что голос, говоривший со мной, действительно понимал, что я не готов умереть. Видите ли, для меня это была своего рода проверка, самая замечательная за всю мою жизнь. Я чувствовал себя по-настоящему хорошо, в безопасности и окруженным любовью. Любовь исходила от него, эта любовь – что-то невообразимое, неописуемое.

   Картины прошлого.  Все, передающие этот предсмертный опыт, показывают, что этот обзор прошлого совершился лишь за одно мгновение земного времени…Молодой ветеран так описывает то, что он пережил: «С момента ранения передо мной стали проноситься картины моей жизни. Мне показалось, что я вернулся обратно в то время, когда я был ребенком, и картины сменяли одна другую, показывая всю мою жизнь…Больше всего это было похоже на серию картин, наподобие слайдов».. 

   №2. Определите, какие  высказывания являются аргументами в пользу бессмертия души, а какие аргументами против бессмертия души. Какие более основательны и почему?

   1. Артур Шопенгауэр. Кто видит в своем существовании простую случайность, тот, конечно, должен бояться, что он со смертью потеряет его. Напротив, кто хотя бы в самых общих чертах усматривает, что его бытие зиждется на какой-то изначальной необходимости, - тот не поверит, чтобы последняя, создавшая столько дивного на свете, была ограничена столь коротким промежутком времени: нет, он будет убежден, что она действует во все времена. Познает же свое бытие как необходимое тот, кто сообразит, что до настоящего момента, в котором он существует, протекло уже бесконечное время, а с ним и целая бесконечность изменений, - и он, несмотря на это, все же остается в живых: другими словами, вся возможность всех состояний уже исчерпалась, но не могла уничтожить его существование. Если бы он мог когда-нибудь не быть, то его не было бы уже теперь. Ибо бесконечность времени, уже протекшего, вместе с исчерпанной в нем возможностью его событий, ручается за то, что все, что существует, существует по необходимости.

   2. Поль Анри Гольбах. Элементарнейшее размышление о природе нашей души должно было бы убедить нас, что мысль о ее бессмертии является простой иллюзией. Действительно, что такое наша душа, как не принцип чувствительности? Что значит мыслить, наслаждаться, страдать, как не чувствовать? Что такое жизнь, как не совокупность модификаций и движений, свойственных организованному существу? Поэтому, как только тело перестает жить, чувствительность не может больше функционировать, вследствие чего идеи, а значит, и мысли более не могут возникать в мозгу. Идеи, как уже было доказано, являются к нам через посредство органов чувств; но как сможем мы, будучи лишены этих органов, иметь восприятия, ощущения, идеи?… Разве не очевидно, что душа зависит от размещения частей тела и от порядка, в котором совместно функционируют эти части? Поэтому раз уничтожена органическая структура, то, несомненно, уничтожена и душа.

   3. Артур Шопенгауэр. То глубокое убеждение нашей неприкосновенности для разрушительной смерти, которое всякий носит в глубине души, как об этом свидетельствуют и неизбежные тревоги совести при приближении смертного часа, - это убеждение безусловно связано с сознанием нашей изначальности и вечности; оттого Спиноза так выражает его: чувствуем и воочию убеждаемся, что мы вечны. Ибо непреходящим разумный человек может мыслить себя лишь постольку, поскольку он мыслит себя не имеющим начала, т. е. вечным, - вернее, безвременным. Тот же, кто считает себя происшедшим из ничего, должен думать, что он снова обратится в ничто: ибо думать, что прошла бесконечность, в течение которой нас не было, а затем начнется другая, в течение которой мы не перестанем быть, - это чудовищная мысль. Поистине, наиболее прочным основанием для нашей неуничтожаемости служит старое положение: из ничего не возникает ничего, и в [это] ничто не может ничто возвратиться. Очень хорошо поэтому говорит Теофраст Парацельс: «Душа во мне сделалась из чего-то, поэтому она и не обратится в ничто, ибо она произошла из чего-то».

   4. Поль Анри Гольбах. Нет ничего более общепринятого, чем догмат о бессмертии души, и ничего более распространенного, чем ожидание загробной жизни. Так как природа вдохнула во всех людей страстную любовь к жизни, то необходимым следствием этого явилось желание, чтобы жизнь длилась вечно. Это желание скоро превратилось в уверенность, а внушенное природой людям стремление к вечному существованию сделали аргументом в пользу того, что человек никогда не перестанет существовать. Наша душа, говорит Аббади, не имеет бесполезных желаний, она естественным образом желает вечной жизни. Руководствуясь какой-то странной логикой, он заключает отсюда, что это желание не может не быть удовлетворено…  Однако не будем считать чем-то сверхъестественным желание существовать, которое всегда было и будет свойственно человеку. Не станем поражаться тому, что человек с таким восторгом принял приятную для него гипотезу, обещавшую ему удовлетворение его желаний, но остережемся заключать, будто это желание является несомненным доказательством реальности загробной жизни, которой люди занимаются слишком много и в ущерб своему земному счастью. Любовь к жизни является у нас лишь естественным стремлением одаренного чувствительностью существа, которому свойственно желать самосохранения.

   5. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). У всех живых существ постоянно присутствует такое пожелание самому себе: «Да не перестану я быть! Да буду я [вечно]!» И это пожелание [никогда] не возникает у того, кто не испытал состояния смерти. Тем самым устанавливается достоверность опыта прошлых рождений. И этот аффект - жажда жизни - самосущен  даже у только что появившегося червя. Страх смерти, который по своей сути есть проницание [будущего] уничтожения и который не может быть объяснен ни посредством восприятия [как источника истинного знания], ни посредством логического вывода или авторитетного свидетельства, позволяет заключить, что страдание, вызываемое смертью, испытывалось в предшествующих рождениях.

   6. Лев Михайлович Лопатин «Понятие о душе по данным внутреннего опыта». Как мы можем вообще сознавать время! Почему наша мысль относится к прошлому и будущему как к чему-то бесспорно реальному? Если в нашем сознании содержится только то, что дано теперь, то как мы сознаем то, чего теперь никоим образом не дано, а что или уже прошло, или еще не наступило! Как для сознания может оказаться действительным то, что недействительно по всему своему составу? а таково, как мы знаем, время... сознание реальности времени есть самое очевидное, самое точное, самое бесспорное доказательство сверхвременной природы нашего я… Для нас, далее, должно быть ясно, что если, при отрицательной природе времени, все в нем данное непрерывно исчезает, то само время для этого в нем данного не может представить реального объекта восприятия, как некоторое целое, растянутое в прошлом и будущем. А это значит, что время не может быть сознано и понято тем, что само временно. Для сознания времени нужно, чтобы во временном процессе стояло нечто такое, что им не поглощается и в нем не исчезает и что поэтому может находиться в положительном отношении к его различным моментам. Если можно так выразиться, сознание времени есть субстанциальная функция души. 

   №3. Как связано, по мысли  авторов текстов, признание бессмертия души с вопросами  ценности человека и  смысла его жизни? Насколько мнение авторов соответствует  истине?

   Александр Иванович Введенский «Судьба веры в  Бога в борьбе с  атеизмом». Атеист всегда отрицает бессмертие души. Но если в человеке нет бессмертной пуши, то чем же он отличается от животных? Ровно ничем. Он только самое умное животное, обращаться с которым надо с особой осторожностью и с особым тактом. Но по существу, в нем нет ничего священного сравнительно с животными. А если так, то нет ни малейших нравственных оснований относиться к людям иначе, чем к животным; нужно только быть с ними осмотрительнее, чем с животными. Но с нравственной точки зрения тогда все позволено относительно людей. Позволительно всякого человека эксплуатировать с такой же бесцеремонностью, как и любое животное; позволительно усыпить его насмерть, когда он слишком стар или безнадежно болен, как это часто делают для своего удобства с собаками; позволительно даже употреблять в пищу его мясо; поэтому позволительно издать декрет, который предоставил бы право населению голодающих мест - впредь до подвоза хлеба - безнаказанно питаться мясом маленьких детей и всех тех, кто по своему возрасту или состоянию здоровья уже бесполезен для государства. Но чуткая совесть бунтуется против такого приравнивания человека к животному. Поэтому она бунтуется и против атеизма с его отрицанием бессмертия души.

Информация о работе Учение о душе и сознании