Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:19, реферат
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) - выдающийся мыслитель XIX века, философ, юрист, русский правовед, знаток естествознания и к тому же блестящий публицист, историк, автор многих фундаментальных трудов, охватывающих едва ли не все сферы обществоведческого знания. Его интересы как мыслителя охватывают столь многообразные сферы научного и теоретического мышления, что, в определенном смысле, его можно назвать ученым-энциклопедистом.
Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.
Биография.
Философия Б. Н. Чичерина.
Русская история.
Заключение.
Список литературы.
Московский энергетический институт
(технический
университет)
Кафедра экономики промышленности и организации
предприятий
РЕФЕРАТ
по курсу «Философия»
на тему:
«Русская
история по Б. Н. Чичерину»
Москва
План.
Русская история по Б. Чичерину.
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) - выдающийся мыслитель XIX века, философ, юрист, русский правовед, знаток естествознания и к тому же блестящий публицист, историк, автор многих фундаментальных трудов, охватывающих едва ли не все сферы обществоведческого знания. Его интересы как мыслителя охватывают столь многообразные сферы научного и теоретического мышления, что, в определенном смысле, его можно назвать ученым-энциклопедистом.
Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.
В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.
В конце 1840-х — начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.
В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.
В 1857 году познакомился
с Л. Н. Толстым, с которым у
него на несколько лет установились
близкие отношения. В 1858—61 годах
Чичерин совершил заграничное путешествие,
во время которого знакомился с европейскими
политическими учениями. В 1858 году в
Лондоне встречается с А. И. Герценом,
который опубликовал «
В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе "О народном представительстве" (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: "Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству". В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.
После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1—2, 1869—1872), «Наука и религия» (1879).
В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.
В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».
Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.
В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.
Будучи одним из видных представителей «государственной школы» в русской историографии и сторонником конституционной монархии, он был убежден, что именно в последней может быть достигнута гармоническое единство прочной государственности и общественной жизни, основанной на либеральной идее суверенных прав и свобод личности. Основные философские идеи Чичерина содержатся в его трудах «Наука и религия» (1879), «Мистицизм в науке» (1880), «Основание логики и метафизике» (1894) и других. Пережив в молодости глубокое увлечение гегелевской философией, он и в дальнейшем руководствовался прежде всего ее фундаментальными принципами. В трактовке русского мыслителя подлинно философский подход к действительности «состоит в сочетании противоположностей», основными из которых являются мир материальный и «мир мыслящих субъектов». Деятельность последних в истории определяет универсально-онтологический характер процесса, поскольку в конечном счете эта деятельность коренится в абсолютном духе, который направляет диалектический процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет свое значение, так как человек изначально причастен Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяется в первую очередь его разумом как реальный формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, история, а точнее – метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, которая и выражает суть данного процесса. Поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.
Чичерин,
унаследовав традиционные западнические
воззрения на особенности русской истории
(четкое различение характера русской
и западноевропейской истории, роли государства
и личности в этих крупнейших регионах
и др.,), все же всегда был склонен к утверждению
общечеловеческого принципа в истории
человечества.
Носителем общечеловеческих
начал для Чичерина является Народность,
и когда она отрывается от этих начал,
то становится "врагом человечества".
Принадлежа к известной народности, он
живет жизнью человечества
. Это чрезвычайно
важный принцип, который является органической
частью мировоззрения русского мыслителя.
Но этот общий взгляд отнюдь не мешает ему анализировать особенности истории того или иного народа: он просто не придает им глобального, самодовлеющего значения. В конечном счете, все возможные специфические черты народного характера несут в
себе дух общечеловеческого
принципа.
Чичерин уделяет чрезвычайно
важное значение роли государства в историческом
процессе. Это особенно заметно, когда
он обращается собственно к отечественной
истории. Сравнивая историю России с западноевропейской,
он подмечает, что в России
многое учреждалось государственными
мерами, тогда как на Западе те же процессы
совершались сами собою.
С деятельностью государства
Чичерин связывает практически все явления
и процессы общественной жизни России:
от оседлости народонаселения до придания
общинам некоторой юридической определенности.
Он считает, что государство было исходною
точкою всего общественного развития
России с ХV веке.
Главная задача - устройство
государства, которое организовалось
сверху, а не снизу: нужно было устроить
общий союз, а частные должны были служить
ему орудием". Собственно говоря, в этом
и состоит смысл основного постулата "государственной
школы в русской историографии" (или
"цивилистской" школы, по терминологии
тех лет), одним из основателей которой
общепризнанно считается Чичерин.
В человеческом общежитии
он выделяет четыре типа союзов, в которых
человек, будучи их членом, является одновременно
субъектом прав и обязанностей:
семейство (союз естественный), гражданское
общество (союз юридический), церковь
(союз нравственный) и государство (союз
абсолютный). Последнее представляет высшее
сочетание противоположных начал общежития,
личного и общего. Отсюда ясно видно
сколь велика роль государства в теоретических
построениях Чичерина.
Итак, по мнению Чичерина,
окончательное установление государственного
порядка в России произошло только
при Петре I. Основная идея Чичерина –
это установление главенствующей
роли государства в истории России. Он
пишет: "Дух русского народа выразился
преимущественно в создании государства;
отсюда истекают основные начала его общественной
жизни".
Чичерин имеет свое особое представление о роли личности на Западе и в России: "На Западе мы видим личность рыцаря, личность гражданина, личность ученого. У нас же одинокое, блуждающее лицо не было в состоянии развить ни науку, ни искусство, ни
прочную гражданственность.
Затерянное в необозримом, едва заселенном
пространстве, оно более подлежало
влиянию природных стихий, нежели общественных
начал". Именно поэтому, в нашей
древней и средневековой истории повсюду
видна одна характерная черта - господство
личной воли, неопределенность и шаткость
всех гражданских отношений, которые позже
определяются государством.
Очень важно заметить,
что Чичерин очень четко проводит разделительную
черту между правом государственным
и гражданским: "...государственное
право и гражданское представляют нам
две противоположные области: исходною
точкою одного есть лицо с его частными
отношениями, исходною точкою другого
- общество, как единое целое".
Совершенно ясно, что доминирующее
положение имеет государственное право,
при почти полной неразвитости права гражданского.
Как же Чичерин реально представлял себе ход русской истории? В нем он видит параллель с историей Запада. И здесь, и там общественное развитие начинается с появления германских дружин. И здесь, и там за дружинным периодом наступает эпоха развития вотчинного начала. А затем и здесь, и там вотчины и вольные общины уступают
место единодержавию.
Чичерин указывает на сходство, проявляющееся
в прохождении периода земских соборов,
за которым следует полное владычество
самодержавия. Основываясь на этих постулатах,
он доказывает, что "Россия - страна
европейская, которая не вырабатывает
неведомых миру начал, а развивается,
как и другие, под влиянием сил, владычествующих
в новом человечестве". Он подчеркивает,
что сближение России с Европой при Петре
Великом было "жизненной необходимостью".
В своей работе "Собственность и государство " Чичерин ясно выделял, что мы должны не отрекаться от всемирной истории, как от чего-то нам чуждого, не отвращаться от ясной
области разума, возлагая все свои надежды на темные инстинкты масс, а напротив, устремлять свои взоры на то, что добыто мировым развитием духа, а потому составляет достояние всего человечества. Только в живом взаимодействии с общечеловеческими
началами, проникая ими свои особенности, и возводя свои особенности на степень
общечеловеческих начал, мы можем не только стать в уровень с другими, но и принести свою дань общему делу человечества. Преобразование минувшего царствования окончательно поставило нас на общеевропейскую почву, перестроив весь наш общественный быт на началах свободы.