Русская философия в лице В.В.Розанова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:16, доклад

Краткое описание

Одним из наиболее ярких представителей русской религиозной философии является Василий Васильевич Розанов(1856-1919). Даже на фоне общей литературной гениальности деятелей русской культуры «серебряного века» творчество Розанова - явление яркое. Как бы критически ни оценивали многие современники его личность и идеи, но в признании литературного дара Розанова они были на редкость единодушны. Таким образом Розанова- писателя признавали почти все, Розанова- мыслителя-очень немногие.

Содержимое работы - 1 файл

Розанов.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 

Еврейская тема в творчестве Розанова

 

Еврейская тема в творчестве Василия  Розанова занимала важное место. Это было связано с основами мироощущения Розанова — мистическим пансексуализмом, религиозным поклонением животворящей силе пола, утверждением святости брака и деторождения. Отрицая христианский аскетизм, монашество и безбрачие, Розанов находил религиозное освящение пола, семьи, зачатия и рождения в Ветхом завете[12]. Но его антихристианский бунт смирялся его органическим консерватизмом, искренней любовью к русскому «бытовому исповедничеству», к семейным добродетелям православного духовенства, к освященным традицией формам русской государственности. Отсюда проистекали и элементы откровенного антисемитизма Розанова, столь смущавшего и возмущавшего многих современников[12].

 

По оценкам Электронной еврейской  энциклопедии[12] высказывания Розанова иногда носили откровенно антисемитский характер[12]. Так, в сочинении Розанова «Иудейская тайнопись» (1913) присутствует следующий фрагмент:

 

«Да вы всмотритесь в походку: идёт еврей по улице, сутуловат, стар, грязен. Лапсердак, пейсы; ни на кого в мире не похож! Всем не хочется подать ему руку. „Чесноком пахнет“, да и не одним чесноком. Жид вообще „скверно пахнет“. Какое-то всемирное „неприличное место“… Идёт какою-то не прямою, не открытою походкою… Трус, робок… Христианин смотрит вслед, и у него вырывается: — Фу, гадость, и зачем я не могу обойтись без тебя? Всемирное: „зачем не могу обойтись“…»

 

Однако при оценке взглядов Розанова следует учитывать и его нарочитое  тяготение к крайностям, и характерную  амбивалентность его мышления[6]. Ему удалось прослыть одновременно юдофилом и юдофобом[6].

 

Розанов сам отрицает антисемитизм в своём творчестве. В письме М. О. Гершензону[13] он пишет: «Анти-семитизмом, я, батюшка, не страдаю… Что касается евреев, то, … я как-то и почему-то „жида в пейсах“ и физиологически (почти половым образом) и художественно люблю, и, втайне, в обществе всегда за ними подглядываю и любуюсь.»

 

Во время дела Бейлиса Розанов  опубликовал многочисленные статьи «Андрюша Ющинский» (1913), «Испуг и волнение евреев» (1913), «Открытое письмо С. К. Эфрону» (1913) «Об одном приёме защиты еврейства» (1913) "Недоконченность суда около дела Ющинского (1913), пр. По оценке Электронной еврейской энциклопедии[12] Розанов в них пытается доказать справедливость обвинения евреев в ритуальном убийстве, мотивируя его тем, что в основе еврейского культа лежит пролитие крови.

 

Соединение восторженных гимнов библейскому  иудаизму с яростной проповедью антисемитизма  навлекло на Розанова обвинения в  двурушничестве и беспринципности. За свои статьи о деле Бейлиса Розанов был исключен из Религиозно-философского общества (1913)


Информация о работе Русская философия в лице В.В.Розанова