Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 12:53, реферат
В данном реферате мы не ставим цель изложить основные идеи экзистенциализма в целом, а лишь приблизиться вместе с классиками экзистенциальной философии к пониманию человека. И показать, как идеи экзистенциальной философии нашли отражение в современной экзистенциальной психологии и психотерапии.
Проблема
человека в экзистенциальной
философии
Введение
Тема
реферата выбрана мною неслучайно.
История становления
Почему в начале ХХI века экзистенциальная психология получает всё более и более широкое распространение в России? «Ситуация перехода от советской системы к западному пути развития вызвала у большинства людей огромные социальные и идеологические потрясения, связанные с лишением чувства принадлежности к могучему государству, потерей консолидирующей и возвышающей идеи, девальвацией нравственных ценностей и т.д. Круг внимания экзистенциальной психологии как раз и составляет проблематика человека, поставленного перед необходимостью самостоятельно, в смятении и сомнениях, определить свою идентичность и ценности, ради которых он живёт. Развитие собственной индивидуальности становится одновременно и задачей, и способом справиться с новой социальной реальностью»1.
В данном реферате мы не ставим цель изложить основные идеи экзистенциализма в целом, а лишь приблизиться вместе с классиками экзистенциальной философии к пониманию человека. И показать, как идеи экзистенциальной философии нашли отражение в современной экзистенциальной психологии и психотерапии.
Глава 1. Сёрен Кьеркегор: экзистенция – специфический, присущий только человеку способ бытия.
Основателем экзистенциальной философии принято считать датского философа первой половины XIX века Сёрена Кьеркегора.2 Именно благодаря его работам понятие «экзистенция» стало применяться исключительно к человеку и обозначать специфический, присущий только человеку, способ бытия.
Полемизируя с концепцией Г.В.Ф.Гегеля, в которой специфика человеческого существования в качестве философской проблемы не находила себе места и отдельный человек полагался лишь ничего не значащим моментом в саморазвертывании абсолютного духа, С.Кьеркегор в центр своей философии в качестве первичного фактора поставил единичного человека и постоянно критиковал растворение индивидуальности в коллективности и универсальности. По его мнению, абстракции, отвлеченные понятия и умозрительные спекуляции неизбежно приводят к игнорированию ценности жизни отдельного человека. Тем самым С.Кьеркегором была сформулирована основная установка экзистенциальной философии – установка на субъективность, на конкретный человеческий опыт, на его личное переживание, на стремление соединить непосредственность опыта с философской рефлексией.
Согласно
С.Кьеркегору, экзистенция состоит
из синтеза конечного и
С.Кьеркегор говорит о том, что есть нечто, что принуждает человека прийти к экзистенции – а именно, страх и отчаяние. Решившись пережить страх и отчаяние, человек познает себя как дух и свободу. И оказывается, что только его внешняя жизнь подчинена необходимости, а экзистенция, внутренняя жизнь человека свободна и принадлежит только ему одному. Однако она требует выбора своего подлинного Я, тогда как большинство людей просто пассивно отдаётся воле волн жизни. В этой связи С.Кьеркегор приводит пример с пьяным крестьянином, который, заснув в своей повозке, позволяет лошадям бежать как им вздумается. Так как вожжи находятся в его руках, то может создаться впечатление, что он правит повозкой. Однако на самом деле лошади бегут сами по себе, и поэтому много тех, кто существует, но в то же время не «экзистирует».
Таким
образом, С.Кьеркегор заложил основы
описания трудно формализуемого понятия
экзистенции как самобытия
Глава 2. Карл Ясперс: от экзистенциальной психологии к экзистенциальной философии.
Карла
Ясперса3 считают родоначальником
как экзистенциальной философии, так и
экзистенциальной психологии. По сути,
своим творчеством он доказал их неразделимость,
а выражаясь более точно, намеренно их
сблизил, стер грани между ними, что как
раз и отвечало духу нового феноменологическо-
В 1909 году К.Ясперс получил степень доктора медицины, его интересовали уникальные и патологические случаи из психиатрии. Предметом особого интереса доктора была dementia praecox, то что в 1911 году Блейер4 впервые назовёт шизофренией. Во всех этих случаях Ясперса интересовали не причины возникновения болезни, а мир больного, поэтому он подробнейшим образом описывал течение болезни. В духе понимающего метода пытался понять уникальность и специфику самого наблюдаемого явления.5
В 1915 году К.Ясперс завершил написание «Всеобщей психопатологии», труда, который считал делом всей своей жизни. К.Ясперс показал, что современная ему психология озабочена лишь объективными, регистрируемыми внешним наблюдателем, симптомами. Это «объективная психология», «психология без душевного», это психология, которая работает только с последствиями, без понимания сути заболевания. Описывая самым тщательным образом многие и многие истории болезни, Ясперс пришел к выводу, что огромное количество симптомов вызывается именно переживаниями самого субъекта. В этой работе был создан весь категориальный аппарат новой феноменологической психологии.
Изучая отдельные случаи психопатологии великих личностей, Ясперс пришел к убеждению, что существуют сходные жизненные сценарии в судьбах этих людей. И хотя каждая судьба уникальна и переживания каждого субъекта обладают своей спецификой, присутствуют общие закономерности в генезисе и последовательности этих переживаний. В 1919 году К.Ясперс издал свою последнюю психологическую книгу, которая стала и его первой философской книгой, - «Психология мировоззрений». Именно с неё, по утверждению ряда исследователей, началась экзистенциальная философия. Сами философы-профессионалы отнеслись к книге со скепсисом. Учитель и коллега К.Ясперса, известный немецкий философ-неокантианец Г.Риккерт, назвал подход Ясперса «дилетантским», а всю экзистенциальную философию заклеймил как «психологизацию предмета и метода философии».
Дело в том, что не только психология, но и философия того времени была в значительной мере нацелена на «объективное познание человека». Субъективизм Ясперса, его нацеленность на постижение уникального оказалась не по душе академической философии. Экзистенция – новое слово, которым теперь оперирует Ясперс, слово, давшее название целому течению, призванное для того, чтобы подчеркнуть, что в каждой личности есть нечто несводимое к объективным процессам, нечто, ускользающее от всякого объяснения, нечто таинственное и принципиально непознаваемое объективными методами.
К.Ясперс ввел понятие «пограничная ситуация». В жизни человека бывают моменты, когда судьба «сама стучится к человеку». Это и есть пограничная ситуация. Человек может ощутить это в результате резких изменений в жизненных обстоятельствах, в результате какого-либо открытия, наконец, в результате известия о страшной болезни. Ужас перед смертью, понимание однократности жизни, её уникальности выводят его из привычного равновесия.
Человек ощущает, что он существует (отсюда и слово «экзистенция», что в переводе с латинского «существование»), и понимает, что он не вещь в мире наряду с другими вещами, не объект и не предмет, а нечто координальным образом отличающееся от них. Этого до сих пор не поняла современная психология, считает К.Ясперс, и поэтому подвергает лечению тело, а болезнь отдельного человека рассматривает лишь как частный случай определенного заболевания. Все классификации болезней весьма условны. По сути, мы можем сказать: сколько больных, столько и болезней. Поэтому мы должны не вписывать больного в существующую схему, а исходить из уникального случая.
Если внимательно присмотреться к тому, что сделал К.Ясперс в «Психологии мировоззрений», то мы увидим, что речь здесь уже не идет о феноменологии как методе. Совет рассматривать уникальность – не методологический совет. Уникальность – это характеристика, присущая самому человеку, а не способ видения теоретика. Причем такая структура, как уникальность, присуща каждому и совершенно необходима. Люди различаются тем, что знают об этой своей сущности, либо не знают. Если знают, то эта уникальность становится основой их личности, своеобразным «смыслом жизни». Как только экзистенция пробуждается, человек обретает свободу. На основе экзистенции человек строит себя сам, но это не значит, что открытием экзистенции всё заканчивается.
Экзистенция представляет собой необъективируемое бытие, уникальную тайну человека. Иными словами, сколько бы мы ни объективировали человека, сколько бы его ни объясняли, он всегда убегает от этих объяснений, подобно тому, как линия горизонта удаляется по мере нашего приближения к ней. А всё дело в том, что человек как экзистенция всегда свободен, он всегда имеет возможность выйти из заданной схемы, возвыситься над ситуацией и над самим собой. Это возвышение, преодоление, перешагивание по-латыни называется трансцендированием. «Поскольку я постиг себя, исходя из свободы, я тем самым постиг свою трансценденцию, исчезающим явлением которой как раз и оказываюсь я в самой моей свободе»6. Без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви «демоническим упрямством».
Трансценденция – тайна бытия, к которой каждый человек уникальным образом причастен. Она есть то, что даёт осмысленность каждой экзистенции, каждому человеческому существованию. Каждый человек есть знак трансценденции, и каждый способен уникальным образом донести трансценденцию до других экзистенций. Каждая экзистенция потому и уникальна, что она даёт свою серсию, свою расшифровку единой тайны бытия – трансценденции. Смысл существования каждого человека, здорового или больного (в случае с больным это способ лечения), - дать уникальную расшифровку тайны бытия и донести её до других в коммуникации. Для позднего Ясперса (а прожил он, несмотря на прогнозы врачей, 86 лет) коммуникация становится главной темой размышлений. Собственно лечение должно быть общением двух уникальных личностей, каждая из которых даёт другой понять, что ценит её уникальность. Здоровое состояние общества существует и поддерживается благодаря коммуникации, донесению друг до друга уникальных смыслов и умению услышать эти смыслы.
Эти
идеи К.Ясперса нашли живое
Глава 3. Мартин Хайдеггер: задача человека – встретить судьбу и дать ей слово.
В истории экзистенциальной философии фигура Мартина Хайдеггера7 особенная. Его считают не только главным классическим экзистенциальным философом, но и вообще одним из выдающихся философов ХХ века. Практически невозможно указать ни одного философского направления , ни одного философа современности, которые бы так или иначе не находились под его влиянием.
В 1927 году М.Хайдеггер пишет и публикует своё главное произведение – «Бытие и время», в котором основные идеи феноменологии и экзистенциализма приобрели новаторское и масштабное звучание. В данной работе мы остановимся лишь на некоторых идеях философа.
Важнейшее положение М.Хайдеггера состоит в том, что он даёт новое понимание человеческого бытия. Он называет бытие человека как «Dasein» - вот бытие. Что это значит? Человек не определяется больше из сущего (как, например, в старом определении «разумное животное», где человек берётся как животное, а потом к этому добавляется «надстройка» в виде «разума»). Человек не определяется больше из отношения к сущему (как, например, в декартовском определении «субъект», где человек противопоставляется всему сущему как познающий, как его потенциальный или реальный хозяин). Человек определяется М.Хайдеггером исключительно из его отношения к бытию: это единственное из сущих, которому бытие открыто, человек – единственное из сущих имеет непосредственное отношение к бытию («вот»). Немецкая частица Da («вот») и призвана выразить это непосредственное отношение. Человек живет всегда так, что как-то непосредственно понимает бытие. Действительно, можно спросить любого с улицы: «Что есть бытие?» и в ответ получить пожимание плечами, которое, если передать словами, будет означать: бытие – оно и есть бытие. Человек имеет отношение к сущему и даже является одним из сущих, однако это не является его сущностным определением. Прежде всего, и это главное в нём, он есть «имеющий отношение к бытию» - Dasein. Человек не есть объект и предмет в мире, который можно изучать, как дерево или стол. Это прекрасно понимал Ясперс. Но Хайдеггер идет ещё дальше: человек не сводится к субъекту или объекту.
Человек есть Dasein, он имеет отношение к бытию. Характер этого отношения таков, что человек выступает навстречу бытию. «Выстутапь» по-латыни и значит «эк-зистировать». Переводить «экзистенцию» просто как «существование» - значит переводить, не понимая смысла. «Фраза “человек эк-зистирует” отвечает не на вопрос, существует ли человек в действительности или нет, она отвечает на вопрос о “существе” человека… Эк-зистенция означает содержательно выступление в истину бытия».8
Информация о работе Проблема человека в экзистенциальной философии