Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:37, реферат
XX век стал целым этапом в истории человечества: с одной стороны, небывалые достижения во многих сферах человеческой жизнедеятельности, с другой —нарастание нестабильности в мире, и как результат — возникновение ряда глобальных проблем. Налицо проявления возрастающей роли личности в истории — от одного к другому уровню — как результату волнообразного повышения ее социальной активности. Тем самым назревает вопрос: кто или что является двигателем истории, какова роль отдельного индивида в ходе развития общества?
Введение.
XX век стал целым этапом в истории человечества: с одной стороны, небывалые достижения во многих сферах человеческой жизнедеятельности, с другой —нарастание нестабильности в мире, и как результат — возникновение ряда глобальных проблем. Налицо проявления возрастающей роли личности в истории — от одного к другому уровню — как результату волнообразного повышения ее социальной активности. Тем самым назревает вопрос: кто или что является двигателем истории, какова роль отдельного индивида в ходе развития общества?
Разрешить
эту проблему в пользу человека попытался
Г. В. Плеханов. В своих работах
«К вопросу о роли личности в истории»,
«О материалистическом понимании истории»,
он рассматривал человека как непосредственного
вершителя истории, причем внимание
его было обращено не только на «великих
мира сего», но и на непосредственных
производителей материальных благ, на
народные массы.
Глава 1
1.1Развитие синергетики.
Мир не
может восприниматься как нечто
пассивное, но должен рассматриваться
как нечто характеризуемое
1.2 Синергетический подход к изложению истории.
Синергетический подход предполагает иной, чем сложившийся в историографии, порядок изложения имеющегося исторического материала с определенным привлечением нового. Нелинейный порядок, который уже сам по себе создает интригу, вызывает интерес и активизирует мысль. Стимулированное таким образом мышление открывает возможность приобретения нового знания и обеспечивает его получение.
Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, то есть самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и механизмы саморазрушения упорядоченных структур. Эти механизмы не зависят от характера элементов системы или подсистем: они присущи как миру природы, так и миру человека. В соответствии с этим историческая эволюция общества характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой, с новым уровнем организации элементов и самоорганизацией. При этом формирование каждого нового уровня системы сопровождается прохождением ее через точки разветвления, где даже малые колебания могут вызвать серьезные последствия и привести к появлению новых структур.2
Действительно, такой подход меняет привычное для нас представление об истории: она уже не мыслится столь однозначной. Человек — уже не просто марионетка, поведением которой руководят высшие силы. Становится очевидным, что в особых состояниях неустойчивости социальной системы действия каждого отдельного индивида могут повлиять на состояние системы в целом.3
Это, с одной стороны, создает благоприятную обстановку для проявления социальной и индивидуальной активности обычных людей во всех сферах жизни общества; с другой — меняет отношение человека к своим поступкам. Тем самым разрешается «извечный вопрос», кто или что является двигателем истории, какова роль отдельного индивида в ходе развития общества.
Одним
из первых разрешить эту проблему в пользу
человека попытался Г. В. Плеханов — политический
и общественный деятель, теоретик марксизма,
поддержавший Февральскую революцию,
но не признавший Октябрьскую. В своих
работах «К вопросу о роли личности в истории»,
«О материалистическом понимании истории»,
которые являлись передовыми для своего
времени, Г. В. Плеханов рассматривал человека
как непосредственного вершителя истории,
причем внимание его было обращено не
только на «великих мира сего», но и на
непосредственных производителей материальных
благ, на народные массы. Однако в данном
случае речь идет не о том, что каждый индивид
может оказывать влияние на ход истории,
определять судьбы мира. Предполагается,
что деятельность индивида происходит
в рамках, определяемых общественно-экономическим
развитием. Тем самым Г. В. Плеханов отрицал
роль случайности (субъективного фактора)
в истории, детерминируя ее объективными
условиями: «случайность является лишь
в точке пересечения необходимых процессов»4.
Глава 2
2.1 Роль отдельного индивида в ходе развития общества.
Ряд положений относительно роли личности в классическом для марксизма виде был сформулирован Энгельсом, но наиболее систематически изложен в работе Г. В. Плеханова «К вопросу о роли личности в истории». Марксисты считали, что личность может придать историческим событиям некоторое своеобразие или, по выражению Плеханова, личность может лишь наложить индивидуальный отпечаток на неизбежный ход событий, ускорить или замедлить реализацию исторического закона, но не в состоянии ни при каких обстоятельствах изменить запрограммированный ход истории. И если бы не было одной личности, то ее непременно заменила бы другая, которая выполнила бы ровно ту же историческую роль. «Влиятельные личности, благодаря особенностям своего ума и характера могут изменять индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами». 5 Он ссылался на личность Наполеона I, сила которого, по его мнению, изрядно преувеличена, так как не берутся в расчет все те общественные силы, которые выдвинули и поддержали его. Его влияние кажется столь значительным потому, что влияние других не перешло из разряда возможного в разряд действительного.
Признавая развитие производительных сил главной, наиболее общей исторической причиной, Плеханов пишет: «Рядом с этой общей причиной действуют особенные причины, то есть историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил данного народа», а «влияние особенных причин дополняется действием причин единичных, то есть личных особенностей общественных деятелей и их “случайностей”, благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию».
Но «единичные
причины не могут произвести коренных
изменений в действии общих и
особенных причин, которыми к тому
же обусловливаются направление
и пределы влияния единичных
причин».
По мнению
Г. В. Плеханова, значимость человека для
истории определяется не его талантом
придавать индивидуально-
Г. В. Плеханов исходит не просто из линейности исторического процесса, но из всегда и везде полной соподчиненности и иерархии причин. Между тем в истории множество случаев поворотных, «бифуркационных», судьбоносных, когда именно «малые» причины влияют на возможность реализации тенденции, когда сталкиваются разные силы. Именно в таких ситуациях роль личности становится очень важной и даже решающей. Огромное количество исторических ситуаций и явлений также связано с наличием определенной силы, системы, само существование которых зависит от массы причин разного ранга, включая и качества и возможности (удачи) личностей. Самая крупная кочевая империя сложилась только однажды в истории (хотя потенций было немало), и возможность ее появления, так же как и удача дальнейших завоеваний, в огромной степени зависела от конкретной личности – Чингисхана.
Между тем Чингисхан еще до провозглашения его верховным ханом трижды чудом избегал смерти, причем один раз его искали триста погнавшихся за ним всадников. Погибни он – и гигантской империи бы не возникло.
Ведь
история кочевников показывает, что
порой проходили многие сотни
лет, пока появлялся деятель, способный
до такой степени сплотить их. А
Монгольскую империю и вовсе
нужно рассматривать как
В
итоге Г. В. Плеханов находил
только одну возможность
В итоге
роль личности и границы ее деятельности
определяются организацией общества,
и «характер личности является “фактором”
такого развития лишь там, лишь тогда
и лишь постольку, где, когда и
поскольку ей позволяют это общественные
отношения».8
Синергетика свободна в толковании роли человека в истории. Ее мировидение содержит модель саморазвития человека в самоорганизующемся мире.9
Это позволяет человеку в отношении к миру избегать двух крайностей:
1) не являться марионеткой в руках надличностных сил
2) не являться вездесущим творцом мира. Человек рассматривается как творец своего собственного бытия, но по законам, универсальным для мирового порядка.
Очевидной является подчиненность индивида структуре социума, однако, верным следует признать и обратное утверждение: именно индивидуумы поддерживают существование структуры.10 Социализация личности в рамках этой структуры обеспечивается на основе обмена между личностью и обществом, который происходит в режиме синергии и оппонентности. Революциям и войнам всегда предшествует фаза дестабилизации, характерной чертой которой является отсутствие желания широких слоев населения сотрудничать с существующей системой. Баланс между синергией и оппонентностью сдвигается в пользу последней.
Погружаясь в войну или революцию общество приходит в броуновское движение, усиливается социальный метаболизм (межсистемный и внутрисистемный обмен энергией), обостряются социальные конфликты. Тысячи людей (главным образом из беднейших слоев населения), стремятся проявить и показать себя, прежде всего, в политической деятельности.
Вместе
с тем в подобном состоянии
коллективного возбуждения
Примером
может служить обстановка в России
к осени 1917 г., когда выдвинутый большевиками
лозунг «Земли, хлеба, мира!» (не важно,
насколько он мог быть осуществим)
стал силой, которая содействовала
успеху большевиков. Именно такая обстановка
хаоса способствует выходу на арену
истории отдельных личностей, способных
изменить судьбы миллионов (в Великой
французской революции —
Глава 3
3. 1 Роль личности в динамике изменений общественного устройства.
Как известно, проявление любых, даже самых общих, законов истории многообразно и многовариантно. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. Способов организации общества много, а следовательно, много будет и вариантов проявления личности, причем их амплитуда может быть огромной. Следовательно, в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей.12