Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:00, контрольная работа
Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие.
Введение.......................................................................................................3
Жизнь и сочинения Эпикура .....................................................................3 Задача философии.......................................................................................5
1.Гедонизм и радость жизни...............................................................7
2.Внешние удовольствия....................................................................8
3.Средства для счастья.......................................................................10
Этика Эпикура............................................................................................11
Заключение ................................................................................................16
Список литературы...................................................................................18
Радость жизни является главным элементом счастья, но не единственным. Кроме этой внутренней радости, существуют удовольствия, вызываемые внешними причинами. Они (единственные, на которые Аристипп обратил внимание) в целом иного рода, чем это стихийное удовольствие от жизни. Требуется воздействие позитивных причин, если для них достаточно отсутствия страдания (они могут быть названы "позитивными" в отличие от "негативных"), несмотря на то, что любые чувства являются положительными. "Позитивные" мы носим в себе, а "негативные" зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; в силу этого они не постоянны. Для достижения положительных удовольствий должны быть выполнены два условия: необходимо иметь потребности и необходимо, чтобы они были удовлетворены. В то же время радость жизни проявляется не через потребности и их удовлетворение. Причем, одни удовольствия проявляются при отсутствии потребности, а другие же - при их удовлетворении. Негативное удовольствие испытывает тот, чье спокойствие не требует стимула и измениться не может, позитивные же удовольствия может получить только тот, кто подвергается воздействию и изменению.
Названные выше два вида удовольствия не равны между собой. Только при отрицании удовольствия, при отсутствии потребностей человек неизменно свободен от страдания. Там, где есть потребности, там всегда существует угроза их неудовлетворения; однако и само удовлетворение связано со страданием. "Больше всего удовольствия испытывает тот, кто имеет меньше всего потребностей". Следовательно, отрицание удовольствия является более значимым. В таком случае оно составляет, собственно говоря, цель жизни. Для того, чтобы этой цели достигнуть, не нужно беспокоиться об удовольствии, необходимо лишь избегать страдания; не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Позитивное удовольствие является не целью, а лишь средством, именно средством для приглушения страданий, когда они беспокоят человека. Необходимо порвать с исходным инстинктом, предписывающим то, что необходимо избегать любого удовольствия, которое можно получить; необходимо выработать в себе искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те из них, которые не влекут за собой страданий.
Позитивные удовольствия бывают двоякого рода: либо физические, либо духовные. Соотношение их таково, что физические удовольствия более значимы, поскольку духовные не могут существовать без них; еда (как удовольствие насыщения) связана с поддержанием жизни, жизнь же - первое условие счастья. Эпикур говорил, что "удовольствие желудка является основой и источником любого блага". В то же время духовные блага являются высшими, ибо доставляют больше удовольствия; и это происходит благодаря тому, что душа содержит в себе не только современность, а присущая ей сила воображения в одинаковой степени как прошлое, так и будущее.
Эпикур не признавал качественных различий
между удовольствиями. Не существует более
или менее значимых удовольствий, есть
только более или менее приемлемые. Он
понимал, что если бы он допустил качественные
различия между ними, то последовательный
гедонизм не удалось бы провести. "Если
не нарушать закона, не нарушать хороших
обычаев, не обижать ближнего, не повреждать
тело, то не потеряешь необходимых средств
для жизни и можешь удовлетворять свои
желания". Однако он признавал определенный
стиль жизни: стремился к удовлетворению
духовных радостей, возвышая культ удовольствия
и изысканности жизни (собственно говоря,
эту изысканность жизни и называют сейчас
эпикуреизмом). "Не игры и праздники,
роскошь любви и роскошь аппетита при
уставленных яствами столах делают жизнь
сладкой, а трезвый разум, который... отбрасывает
ошибочные мнения и более всего беспокоит
деятельную душу". Наиболее скромные
удовольствия - круг друзей и цветы в саду
- были для эпикурейцев высшими удовольствиями.
Существует два основных способа быть счастливым: быть добродетельным и быть разумным. "Нет приятной жизни, которая не была бы разумной, морально совершенной и справедливой, но также нет разумной жизни, морально совершенной и справедливой, которая не была бы приятной". Жизненные примеры, которые приводил гедонист Эпикур, были, кроме крайне отличающегося исходного пункта, идентичными с определениями идеалистов. В то же время обоснование их Эпикуром было другим. Согласно его мнению, к добродетели следует стремиться, потому что добродетель есть средство к счастью. В то же время было бы нонсенсом воспринимать ее как ценность саму по себе, и нонсенсом было бы что-либо для нее как таковой делать.
Дружба также ценна, но нельзя жить беспечно и спокойно, не будучи в дружбе с людьми, и нельзя, в свою очередь, жить достойно, не живя спокойно и беспечно. Тем не менее, дружба есть только средство, а цель - всегда и исключительно - удовольствие. И только личное (индивидуальное удовольствие). Все возвышенные эпикурейские предписания опираются на эгоизм. И тот же альтруизм никому и ни для чего, согласно Эпикуру, не нужен. Обществу не требуются незаинтересованные граждане, наилучшими гражданами являются заинтересованные эгоисты, если они, естественно, являются разумными. Эпикур стремился к трезвой философии, на основаниях которой он думал построить человеческие поступки, мораль и право, общественное устройство и хорошие отношения между людьми.
Разум необходим для счастья, однако лишь
для того, чтобы удачно выбирать между
удовольствиями, а также управлять мыслями.
Мысли часто ошибочны и вызывают заблуждения
и страхи, которые больше всего нарушают
покой человека и делают его счастье невозможным.
Нет худшего страха, чем тот, который вызывает
мысль о всемогущих богах и неизбежной
смерти. Но, может быть, этот страх необоснован?
Может быть, мы боимся напрасно? Для того,
чтобы в этом убедиться, необходимо исследовать
природу вещей, и с этой целью Эпикур занимался
физикой. Для того, чтобы дисциплинировать
разум, он занимался логикой. Таким образом,
эти два раздела вошли в его философию.
ЭТИКА ЭПИКУРА
Этика Эпикура основывается на положении, что “наслаждение есть начало и конец блаженной жизни” (Диоген Лаэртский ). Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог (атараксии).
Аристипп определял удовольствие как положительное состояние наслаждения, порождаемого ровным движением. Эпикур, по крайней мере в дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицательным признаком — как отсутствие страдания. «Предел величины удовольствия, — пояснял Эпикур Менекею, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого». Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. «Когда мы говорим, — пояснял Эпикур Менекею, — что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Именно посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни — здоровье тела и безмятежность души (атараксия).
Эпикур различал при этом два вида удовольствий:
- удовольствие покоя и
- удовольствие движения.
Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела).
В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения человека. «С него начинаем мы, — писал он Менекею, — всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о всяком благе» Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, — большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».На этих положениях строится у Эпикура его классификация удовольствий.
Он делит желания на:
- естественные
- вздорные (пустые).
В свою очередь, естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время необходимыми: "Надо принять во внимание, что желания бывают: одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни.
Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог...
Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни..." Таким образом, Эпикур призывает удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности, а естественные, но не необходимые либо, а тем более искусственные, надуманные он требует оставить без удовлетворения.
Эпикур исследует тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в трех видах страха: в страхе перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью. На преодоление этих страхов и направлено все атеистическое учение Эпикура. В отдельных случаях необходимо избегать удовольствий и выбирать или предпочитать страдания: «Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность: также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом. всякое удовольствие, по естественному родству с нами. есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать».
При этом Эпикур считал страдания души худшими по сравнению со страданиями тела: тело страдает только из-за настоящего, душа же - не только из-за этого, но и из-за прошлого и будущего; соответственно и удовольствия души Эпикур расценивал как более значительные.
Этика Эпикура вполне индивидуалистична. Основное ее требование - "живи незаметно". Ее индивидуализму не противоречит и восхваление у Эпикура дружбы. Хотя к дружбе стремятся ради нее самой, но ценится она ради приносимой ею безопасности и, в конечном счете, ради безмятежности души. В "Главных мыслях" Эпикур утверждает: "То же самое убеждение, которое дает нам безбоязненность относительно того, что ничто страшное не бывает вечным или долговременным, усмотрело и то, что безопасность, даже в нашем ограниченном существовании, благодаря дружбе наиболее полно осуществляется".
Отсюда ясно, что этическое мировоззрение Эпикуpa - утилитаризм. Ему соответствует учение о происхождении справедливости из договора: "Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда". И еще в другом месте: "Справедливость не есть нечто само по себе, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терять вреда".
Являясь результатом договора, соглашения между людьми, предписания справедливости в своем содержании обусловлены личными особенностями их жизни:
"В общем справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в сношениях людей друг с другом; но в отношении индивидуальных особенностей страны и других каких бы то ни было обстоятельств справедливость оказывается не для всех одной и той же".
Эпикур исследует тревожащие человека
мнения и находит их прежде всего в трех
видах страха: в страхе перед небесными
явлениями, перед богами и перед смертью.
На преодоление этих страхов и направлено
все атеистическое учение Эпикура. В отдельных
случаях необходимо избегать удовольствий
и выбирать или предпочитать страдания:
«Так как удовольствие есть первое и прирожденное
нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое
удовольствие, но иногда обходим многие
удовольствия, когда за ними следует для
нас большая неприятность: также мы считаем
многие страдания лучше удовольствия,
когда приходит для нас большее удовольствие,
после того как мы вытерпим страдания
в течение долгого времени. Таким образом.
всякое удовольствие, по естественному
родству с нами. есть благо, но не всякое
удовольствие следует выбирать, равно
как и страдание всякое есть зло, но не
всякого страдания следует избегать».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Эпикура — величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней Греции после учений Левкиппа и Демокрита. Эпикур отличается от своих предшественников пониманием как задачи философии, так и средств, ведущих к решению этой задачи. Главной и конечной задачей философии Эпикур признал создание этики — учения о поведении, способном привести к счастью. Но эта задача может быть решена, думал он, только при особом условии: если исследовано и выяснено место, которое человек — частица природы — занимает в мире. Истинная этика предполагает истинное знание о мире. Поэтому этика должна опираться на физику, заключающую в себе как свою часть и как свой важнейший результат учение о человеке. На физику опирается этика, на этику — антропология. В свою очередь, разработке физики должно предшествовать исследование и установление критерия истинности познания.