История филосовской мысли 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

Реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей изучает особая наука—история философии. Прошло то время, когда история философии была чисто описательным видом знания, когда она лишь рассказывала и пересказывала, популяризировала идеи и учения прошлого. Такими, например, рассказчиками (и очень интересными) был Диоген Лаэртий (III в.), Плутарх (I—II вв.), в Новое время— К. Фишер (XIX в.). В средние века и в Европе, и на Востоке, когда среди ученых и теологов безраздельно господствовал культ античных классиков— Платона и Аристотеля, историко-философская литература приняла форму комментариев к сочинениям этих мыслителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Советская философия………………………………………………………...4
Пройденные основные этапы философии…………………………………..5
Первый этап философии………………………………………………….5
Второй этап философии…………………………………………………..8
Третий этап философии…………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………….15

Содержимое работы - 1 файл

История филосовской мысли 20 века.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Институт  Администрирования  Международного Туризма 
 

      Факультет: Туризма

      Специальность: СКС и Т  
 
 
 

Реферат по дисциплине

          «Философия» 
 

Тема:

                                          «История философской

                     мысли 20 века» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

      Введение…………………………………………………………………………3

  1. Советская философия………………………………………………………...4
  2. Пройденные основные этапы философии…………………………………..5
    1. Первый этап философии………………………………………………….5
    2. Второй этап философии…………………………………………………..8
    3. Третий этап философии…………………………………………………..8

     Заключение……………………………………………………………………...14

     Список используемой литературы…………………………………………….15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

Реальный  процесс возникновения, развития и  смены философских идей изучает особая наука—история философии. Прошло то время, когда история философии была чисто описательным видом знания, когда она лишь рассказывала и пересказывала, популяризировала идеи и учения прошлого. Такими, например, рассказчиками (и очень интересными) был Диоген Лаэртий (III в.), Плутарх (I—II вв.), в Новое время— К. Фишер (XIX в.). В средние века и в Европе, и на Востоке, когда среди ученых и теологов безраздельно господствовал культ античных классиков— Платона и Аристотеля, историко-философская литература приняла форму комментариев к сочинениям этих мыслителей. Главная цель подобных комментариев состояла в том, чтобы «языческие» истины древних, дохристианских мыслителей связать, соотнести с истинами христианства («Нового завета»). Исторические сведения о «старых» и «новых» философах стали непременным предметом изучения на философских и теологических факультетах университетов Европы (с XI-XII вв.).

Но это  были разрозненные сведения, не осмысленные, не систематизированные, к тому же не всегда оцененные с определенных, теоретически обоснованных позиций. Тем значительней теоретический подвиг Гегеля, его знаменитых «Лекций по истории философии», завершающих всю грандиозную систему его философии. Гегель был первым, кто, по словам Маркса, «впервые постиг историю философии в целом». Каждому крупному философу и каждой его идее он нашел свое, строго определенное место. За каждым из них— эпоха, также диалектически соотнесенная с общим мировым ходом истории. Философия, по Гегелю, и есть «эпоха, схваченная в мысли». История философии – это история самосознания человеческой культуры. 
 
 
 
 

1. Советская философия

История философии XX в. включает в себя такой большой и пока мало исследованный период как философия советской эпохи. В течение более чем шестидесяти лет огромная страна Советский Союз, занимающая одну шестую часть земной суши, не только жила, воевала, трудилась, ставила на себе величественный и страшный социальный эксперимент, но и философствовала. Нынешние критики нередко утверждают, что в Советском Союзе философии не было, что интеллектуальная жизнь умерла или замерла на долгие десятилетия. Однако это неправда, и на самом деле все было гораздо сложнее и драматичней.

После того, как советскую землю покинул  печальный «философский пароход», увозящий в вынужденную эмиграцию целую плеяду талантливых философов-идеалистов, не согласных с идеологической доктриной большевистской партии, философская жизнь не прекратилась. Ей и ее носителям-философам, старым и молодым, уже живущим и только рождающимся в мир, предстояло пройти через многие испытания, работать в жестких политических тисках, жертвовать свободой самовыражения, комфортом, а порой и жизнью, и все-таки философствовать. Все не могли уехать за рубеж. Все не могли стать диссидентами, а многие вполне искренне были убеждены в философской правоте марксизма и вели свой поиск на его достаточно обширной интеллектуальной территории.

Жизнь диктовала свои суровые условия, мысль должна была выживать в тех  обстоятельствах, которые есть, и  она выживала, то деформируясь, изгибаясь, приспосабливаясь, как деревце под скалой, то распрямляясь и идя в бурный рост, когда внешний пресс ослабевал.  
 
 
 
 
 
 

2.Пройденные  основные этапы  философии 

2.1. Первый этап философии

Этот  этап можно условно датировать 1922—1930 гг. Это время, когда идеологические тиски уже были, но еще не сжались, и в рамках материалистических представлений оставалось место для дискуссий и споров. Основной настрой этого времени задает вышедшая в марте 1922 года работа В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма». Названная  впоследствии философским завещанием Ленина, эта статья призывает разоблачать и преследовать всех идеалистов — «дипломированных лакеев поповщины», руководствоваться воинствующим атеизмом, крепить союз с представителями передового естествознания и систематически изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. Поскольку идейно-философские вехи обозначены четко и предназначены для всех, в обществе стремительно формируется стиль мышления, характерный для всякой страны, опирающейся в идеологии на совокупность догм, будь то догмы православные, мусульманские или большевистские: запретного не преступать! Отныне на многие годы советская философия может работать только в диалектико-материалистической парадигме, всякое отклонение от которой считается ересью со всеми вытекающими последствиями. Но внутри принятой за эталон системы представлений еще допустимы расхождения (догматики любой веры всегда спорят между собой о том, как правильней понимать догмы!)

Итак, в 20-е гг. в философской жизни  происходят многочисленные и бурные дискуссии. Одна из них посвящена соотношению в жизни человека и общества биологических и социальных факторов. Ряд авторов рассматривают психическую, жизнь как проявление чисто биологического уровня: В. М. Бехтерев создает «коллективную рефлексологию», которую другие философы трактуют в качестве научного метода социологии. Возникают зоосоциология и фитосоциология, ведется поиск единых «социальных механизмов» всего живого. Из среды биологизаторов выделяются «философские нигилисты», пытающиеся объединить естествознание с классовым подходом, они утверждают, что надо избавиться от философии как служанки эксплуататорских классов, психика и мировоззрение — это выдумка эксплуататоров, и на место психологии должна прийти физиология. Нигилисты получили резкую отповедь со стороны философствующих историков культуры.

Другая   дискуссия разворачивается вокруг марксистского понятия базиса. Третья ведется вокруг представлений об азиатском способе   производства. На фоне теоретических баталий тех лет особо выделяется неординарная фигура Александра Богданова — врача, писателя, философа-позитивиста, старого оппонента В. И. Ленина по ряду теоретических и практических вопросов. Богданов вместе с Н. И. Бухариным получил наименование «механиста», так как опирался в своих трудах не на идею диалектического противоречивого развития, а на идею организации, предполагающей сохранение в обществе равновесия. А. Богданов создал организационную науку «Тектологию», которая предвосхитила основные идеи современной теории систем. Он считал тектологию фундаментом пролетарской культуры, и полагал, что пролетариат не должен браться за изменения в обществе, пока не овладеет в совершенстве этой наукой» Богданов был одним из основателей и теоретиков пролеткульта и считал, что главная роль искусства в обществе — сплачивать пролетарские массы для борьбы и труда.

Тогда же, в 20-е гг., в России работают такие  ставшие впоследствии знаменитыми  авторы, как Михаил Бахтин (его работа «К философии поступка» была написана в 1921 г.), Алексей Федорович Лосев (с 1927 по 1930 г. им написано восемь томов произведений), Густав Густанович Шпет, Лев Семенович Выготский, воздавший культурно-историческую теорию развития психики, и другие.

В 1930 г. начало политического, идеологического ужесточения режима и развернутых репрессий против всякой попытки самостоятельного мышления. До 1929 г. ведущую роль в философской жизни страны играла группа исследователей, возглавляемая А.. М. Дебориным и сложившаяся вокруг журнала «Под знаменем марксизма». Это были ученые и партийные деятели, принимавшие активное участие в революционных послереволюционных событиях, совмещающие руководящую работу с изысканиями в сфере философии. А. М. Деборин активно следовал заветам Ленина: создавал «Общество воинствующих материалистов-диалектиков», участвовал в издании «Библиотеки материализма» и «Библиотеки атеизма», боролся с механистами Богдановым и Бухариным. Однако после того, как в 1929 г. Деборин был избран академиком (так же, как и Н. Бухарин), на него и его группу обрушивается гнев Сталина.

Сталин  заявил, что необходимо разворошить  весь философский хлам, написанный деборинской группой, и приклеил ей ярлык «меньшинствующий идеализм». От Деборина потребовали публично разгромить своих учеников на собрании Института красной профессуры и назвать их врагами народа. Деборин отказался. Вскоре на посту редактора журнала его сменяет М. Б. Митин, который уже в 1936 г. в одной из своих работ называет деборинцев «бандой» и «прямой агентурой троцкизма». Все ученики и соратники Деборина были арестованы и уничтожены.

С этого  момента в советской философии  на долгие годы утверждается один авторитет  — Сталин. В 1938 г. выходит написанный Сталиным «Краткий курс истории ВКП(б)», где содержится философский раздел, ставший непререкаемым каноном для всех, работающих в философии. С каждым годом все более нарастает догматизация философского знания, душится всякое живое движение мысли. И тем не менее, даже во второй половине 30-х гг. создаются философские труды, хотя ни один из них в тот период не мог стать достоянием читающей публики. Михаил Бахтин пишет работы «Формы времени и хронотопа в романе» и «Рабле в истории реализма». Кета Романович Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов. Напряженно работает над идеей ноосферы Владимир Иванович Вернадский. Его «Размышления натуралиста» задумывались и писались именно в это время, хотя увидели свет только в 1975 г. К началу 40-х годов в полной мере складываются философские идеи крупнейших психологов С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, связанные с применением в психологии принципа деятельности, развивается теория установки Д. Н. Узнадзе. Пытливая мысль продолжает работать, хотя это становится все труднее.  
 

2.2. Второй этап философии

Второй  этап в истории советской философии — 1930— 1953 гг. Он печален и бесславен. Хотя в это время возникает целый ряд формальных философских структур: на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты, с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии». Тем не менее, это время теоретического упадка, вынужденного участия многих людей в политических кампаниях по травле то одного, то другого автора или целых изданий. Так, разгрому и гонениям был подвергнут третий том «Истории философии», написанный авторским коллективом под редакцией Г. Александрова, Б. Быховского, М. Митина и П. Юдина, Авторам инкриминировалось слишком большое уважение к идеалистической диалектике Гегеля, что затушевывает отличие от нее материалистической диалектики и пролетарского мировоззрения. Главные обвинения, звучащие в идеологических кампаниях — недостаточно определенное проведение классового подхода. Ни одна из работ того периода не выдержала испытания временем. 

2.3. Третий этап философии

Третий  этап существования, философии в СССР длился с момента смерти Сталина до конца 80-х г. Разумеется, в нем были свои более мелкие периоды. Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х г., хотя предшествующие семь лет тоже имели значение: с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах; в 1958 г. возникает еще один философский журнал «Философские науки», ныне, к сожалению, уже погибший в результате наступления коммерции на интеллектуальную жизнь; с конца 50-х гг. советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

Итак, предпримем попытку взглянуть из середины 90-х  гг. на интеллектуальный процесс, который шел в нашей тогда еще большой и единой стране на протяжении четверти века. Выявим главные линии, главные темы работы советских философов, освобожденных «хрущевской оттепелью» от жесткого прессинга догматизированного марксизма-ленинизма.

Прежде  всего, философы обнаружили, что кроме  марксизма-ленинизма в его сталинском преломлении есть еще и сам Маркс, которого можно и нужно читать. С начала 60-х г. одна за другой выходят книги, посвященные раскрепощенному творчеству прочтению классиков. Это работы М. М. Розенталя, Э. В. Ильенкова и т.д. Рассматривается проблема соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализируется внутренняя логика и диалектика «Капитала», изучаются гуманистические аспекты «Экономическо-философских рукописей 1844г.»                        

Информация о работе История филосовской мысли 20 века